Статистическая информация по экономике России
смотреть на рефераты похожие на "Статистическая информация по экономике России"
Торговый баланс России
за январь — май 1997 — 1998 гг. (млрд. долл.)
[pic]
| |Экспорт |Импорт |Сальдо (+) |
|Январь — май |34,9 |26,0 |8,9 |
|1997 г. | | | |
|Январь |5,7 |5,1 |0,6 |
|Февраль |5,8 |5,2 |0,6 |
|Март |6,4 |5,3 |1,1 |
|Апрель |5,4 |5,3 |0,1 |
|Май |6,3 |6,0 |0,3 |
|Январь — май |29,6 |26,9 |2,7 |
|1998 г. | | | |
РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: СОТРУДНИЧЕСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ
Постоянный представитель РФ при ЕС Василий Лихачев считает, что, несмотря на разногласия, у сторон сохранилось желание развивать стратегическое партнерство
Владимир Катин
|Из досье дипкурьера Василий Николаевич Лихачев - профессор, доктор |
|юридических наук, постоянный представитель Российской Федерации при |
|Европейских сообществах (Королевство Бельгия), Чрезвычайный и Полномочный|
|Посол. Родился 5 января 1952 г. в г. Горьком. В 1975 г. с отличием |
|закончил юридический факультет, а в 1978 г. - аспирантуру Казанского |
|государственного университета по специальности "международное право". С |
|1978 по 1997 г. занимался педагогической работой в Казанском |
|государственном университете, Национальной школе права Республики |
|Гвинея-Бисау, Университете г. Антанариву (Мадагаскар). При его |
|организационной поддержке и инициативе образованы новые учебные |
|заведения: факультет международных отношений Казанского государственного |
|университета, Казанский социально-юридический институт, Казанский филиал |
|Московского института МВД РФ, Поволжский институт международного права и |
|международных отношений. В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию на |
|тему "Принцип универсальности в современном международном праве", а в |
|1990 г. - докторскую диссертацию - "Пробелы в современном международном |
|праве". В 1998 г. избран членом-корреспондентом Академии наук Республики |
|Татарстан. В 1990-1995 гг. - вице-президент Республики Татарстан, в |
|1995-1998 гг. - заместитель председателя Совета Федерации Федерального |
|собрания российской Федерации, член Парламентской Ассамблеи Совета |
|Европы, представитель России в Конгрессе местных и региональных органов |
|власти Европы. Жена - Наиля Иматовна - юрист. Дочь Ильнара - студентка |
|Казанского государственного университета, дочь Рената - студентка |
|Московского государственного института международных отношений. |
-ВАСИЛИЙ Николаевич, обрисуйте, пожалуйста, общую панораму взаимоотношений
России с Евросоюзом вот в каком аспекте - как было дело в эпоху СССР и как
складываются дела сегодня.
- До начала 80-х годов СССР не имел прямых связей с Европейскими
сообществами (Европейское экономическое сообщество - сейчас Европейское
сообщество, ранее - Европейское объединение угля и стали; Европейское
сообщество по атомной энергии - Евратом). В 1963 году Сообщества направили
в СССР меморандум с выражением надежды на нормализацию взаимоотношений. В
1972 году ЕС предприняли попытку нормализовать отношения с центрально- и
восточноевропейскими странами на формальной основе. В 1974 году Комиссия ЕС
предложила заключить отдельные торговые соглашения Сообществ с каждым
европейским членом СЭВ. Эти попытки, однако, были безуспешными.
Между тем неурегулированность отношений между СССР и ЕС создавала для
Советского Союза серьезные проблемы как политического, так и торгово-
экономического характера. С одной стороны, непризнание Советским Союзом
Сообществ осложняло развитие двусторонних отношений со странами
"двенадцати", в число которых входили основные торгово-экономические
партнеры СССР в западном мире, передавшие важные сферы национальной
компетенции в Брюссель. Ситуация усугубилась еще больше, когда
присоединяющиеся к ЕС новые страны-члены денонсировали двусторонние
соглашения с СССР о торговле. Кроме того, неурегулированность отношений
Советского Союза с ЕС препятствовала нахождению Москвой своего места в
условиях формировавшегося в Западной Европе беспрецедентного
интеграционного комплекса. СССР оказывался перед реальной угрозой изоляции.
Со второй половины 80-х в СССР начинается коренной пересмотр подходов к ЕС:
был взят курс на всестороннее развитие политических и торгово-экономических
отношений. Летом 1988 года была подписана совместная политическая
декларация ЕС-СЭВ, закрепившая новые тенденции в отношениях сторон;
устанавливаются дипломатические отношения СССР-ЕС; немногим позже произошел
обмен постоянными представительствами в Брюсселе и Москве.
В 1989 году было заключено первое соглашение с ЕС - "О торговле и
экономическом и коммерческом сотрудничества", которое положило начало
полнокровному сотрудничеству между ЕС и Советским Союзом.
Торгово-экономическое соглашение между ЕС и СССР было заключено сроком на
10 лет. Одним из его участников стал Евратом, поскольку у ЕС была большая
заинтересованность в ядерных исследованиях и ядерной безопасности.
В соответствии с соглашением ЕС в основном отменил с 1 августа 1991 года
специфические количественные ограничения советского экспорта в Сообщество,
оставив их лишь на некоторые особо чувствительные товары (стальные изделия,
текстиль и тому подобное). В ответ СССР ввел недискриминационный режим для
товаров из ЕС в том, что касалось квотирования и лицензирования. Соглашение
предусматривало реализацию товаров по рыночным ценам и содержало защитную
оговорку.
В 1994 году между ЕС и его странами-членами, с одной стороны, и Россией - с
другой было подписано широкомасштабное Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве (СПС), регламентирующее практически все стороны возможного
политического, торгового и экономического взаимодействия сторон. В
дополнение к СПС были подписаны соглашения о торговле текстильными
изделиями и некоторыми изделиями из стали.
Вступившие в силу 1 декабря 1997 года (после одобрения всеми 15 странами -
членами ЕС) СПС устанавливает безусловный режим наибольшего
благоприятствования в торговле. Оно содержит развернутый раздел мер по
отраслевому, научно-техническому, таможенному, социальному,
инвестиционному, финансовому сотрудничеству, а также хозяйственным связям
регионов РФ и ЕС. Регламентируется обмен в сфере услуг, предусмотрены
дополнительные переговоры о режиме космических запусков и поставках в ЕС
российских материалов ядерного топливного цикла, процедуры консультаций для
решения спорных вопросов.
- Это, наверное, самое важное сейчас для России торговое соглашение, если
учесть "вес" такого партнера, как ЕС...
- Да, сегодня Европейское сообщество - крупнейший в современном мире
торгово-экономический блок из 15 государств с единым внутренним рынком в
380 миллионов человек, с ВВП, равным американскому, и порядка 40% мировой
торговли - является основным политическим и экономическим партнером России,
на его долю приходится около 40% оборота российской торговли и порядка 1/3
иностранных инвестиций в ее экономику (а с ожидаемым расширением ЕС за счет
ряда стран Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтики доля ЕС в
товарообороте России и объеме иностранных инвестиций может вырасти до 50 и
40% соответственно).
- Расскажите, чем и как мы торгуем с объединенной Европой.
- По состоянию на 1999 год наш товарооборот выражается в сумме 32,7
миллиардов евро, из них экспорт России в страны ЕС - 21,2 и импорт - 11,5
миллиарда евро. Таким образом, сальдо около 10 миллиардов евро в нашу
пользу.
Последовательное расширение товарооборота России с ЕС в предыдущие годы
сменилось обвальным сокращением импорта из ЕС, особенно продовольствия и
ширпотреба, во второй половине 1998 года и в 1999 году, что явилось прежде
всего следствием девальвации рубля после экономического кризиса в России в
августе 1998 года.
Россия занимает 6-е место в списке стран - экспортеров в ЕС и 7-е место
среди импортеров. Ее доля в общем импорте ЕС составляет 3,2% и экспорте -
2,9%.
Среди основных товаров российского экспорта в ЕС - нефть и нефтепродукты
(14,1% всего европейского импорта), продовольственные товары (2,2%),
химическая продукция (2,6%), машинно-техническая продукция (0,1%),
транспортные средства (0,2%), текстильные товары (0,4%).
ЕС поставляет в Россию машины и оборудование (2,7% российского импорта),
продукты питания (7,7%), транспортные средства (1,4%), химические товары
(2,4%), текстильные товары и одежду (3,1%).
Поставки из России в ЕС изделий из стали регулируются двумя соглашениями,
заключенными в 1997 году, - Соглашением о торговле некоторыми изделиями из
стали номенклатуры Европейского объединения угля и стали (устанавливающего
ежегодные количественные лимиты для поставок в ЕС некоторых видов листового
и сортового проката) и Соглашением (в форме обмена письмами) о введении
двойного контроля без количественных ограничений в отношении
трансформаторной стали, динамной стали и холоднокатаной ленты, не
подпадающих под номенклатуру ЕОУС.
Действие указанных соглашений позволило обеспечить России позиции
крупнейшего поставщика стали в ЕС (16% общего импорта ЕС, в том числе
порядка 45% по полуфабрикатам, 10% - по листовому, сортовому прокату и
трубам) и освободить от количественных ограничений около 90% российского
стального экспорта в Сообщество.
Кроме того, эти соглашения позволяют избегать введения жестких
антидемпинговых мер в отношении российской стали, в отличие, например, от
США. На этой правовой базе удается сохранять продажи российской стали в ЕС
на уровне порядка 150 миллионов евро в год.
Торговля с ЕС характеризуется традиционно положительным сальдо торгового
баланса России (в 1999 году - порядка 10 миллиардов евро вследствие падения
российского импорта после августовского кризиса 1998 года).
Рынок ЕС является стратегически важным для России также и вследствие
географических факторов: коммерчески выгодный сбыт ряда важнейших товаров
российского экспорта (например, нефтепродуктов, природного газа, товаров
ядерного топливного цикла, черной металлургии, отдельных видов удобрений,
химической продукции и прочее) массовыми партиями возможен только в
Евросоюзе, с которым Россия уже сегодня имеет непосредственную границу
(Финляндия). Структура российского экспорта в ЕС продолжает оставаться
неблагоприятной: треть приходится на минеральное сырье, еще примерно треть
- на металл и лес. В свою очередь, импорт носит на 1,3 "проедаемый"
характер (продовольствие, ширпотреб). Соотношение машинотехнического обмена
составляет 30:1 в пользу ЕС. Таким образом, большинство наших товаров в
перспективе будет сталкиваться в ЕС с ограниченным спросом ввиду снижения
ресурсоемкости местного производства и станут особо уязвимыми к конъюнктуре
с постепенным падением стоимости единицы экспорта.
Во многом благодаря договоренностям, достигнутым в рамках СПС, столь важный
для российских экономических операторов рынок ЕС сегодня можно в целом
охарактеризовать как открытый (средневзвешенная тарифная защита на
промышленные товары составляет порядка 4%, с учетом тарифных преференций ЕС
России реальная средневзвешенная пошлина на российский экспорт составляет
около 1%, ЕС полностью отказался от применения количественных ограничений в
отношении российских товаров, за исключением допускаемых в мировой
практике, то есть при принятии защитных мер и торговле некоторыми видами
стали).
Однако имеются в ЕС и существенные проблемы для развития взаимных
товаропотоков (сертификация различных товаров, антидемпинговые меры ЕС в
отношении российских товаров, нерешенность вопроса торговли ядерным
топливом, непродуманность ряда российских законодательных актов,
регулирующих импорт и его обращение на российском рынке после таможенной
очистки). В последние годы имел место рост числа антидемпинговых процедур в
отношении ряда важнейших статей российского экспорта в ЕС. Так, по
состоянию на сегодня в ЕС действует 13 антидемпинговых мер, затрагивающих
прежде всего металлопродукцию, удобрения и химикаты с годовым объемом
экспорта на сумму порядка 250 миллионов ЭКЮ. Справедливости ради следует
отметить, что проблемы антидемпинга теперь будет решать легче: как
признание успехов российских экономических реформ 27 апреля 1998 года Совет
Европейского союза принял важное решение об исключении России из списка
государств с нерыночной экономикой для целей антидемпинга. Это позволяет
российским предприятиям получать режим антидемпингового расследования,
предусмотренный для предприятий из всех стран с рыночной экономикой, если
выполняются определенные условия.
- Теперь давайте перейдем к области содействия, которое оказывает
Европейский союз нашей стране. Насколько это эффективно для нашей
экономики? Сами европейцы широко рекламируют свою программу технического и
экономического сотрудничества ТАСИС - действительно ли она приносит
заметную пользу? Лично у меня на этот счет есть сомнения... Даже сами
сотрудники Комиссии ЕС признают, что значительная часть ассигнуемых России
средств в том или ином виде возвращается назад в Европу. Видимо, таков уж
механизм этой помощи.
- Российская Федерация является крупнейшим получателем технического
содействия со стороны Европейского союза в рамках программы ТАСИС. За
период с 1991 года из бюджета ТАСИС на содействие проводимым в России
экономическим реформам было выделено около 1,5 миллиарда долларов США. В
целом в России в рамках сотрудничества реализовано, реализуется и находятся
в стадии подготовки свыше 700 проектов. Кроме того, выполняются различного
рода специальные подпрограммы.
Россия также является получателем технического содействия в рамках
наднациональных программ (Межгосударственная программа СНГ, программа по
ядерной безопасности, программа содействия сотрудничеству в приграничных
районах), бюджет которых достигает 1,2 миллиарда долларов США.
Наряду с указанными положительными сторонами программы ТАСИС необходимо
отметить тот факт, что в последние годы наблюдается тенденция снижения
финансирования техсодействия, оказываемого России Европейским союзом в
рамках программы ТАСИС. Так, например, в 1991 году на финансирование
проектов по оказанию консультативно-технического содействия России было
выделено 213 миллионов евро. В последующие годы эта тенденция, по всей
видимости, сохранится. Принимая во внимание уровень сотрудничества России с
ЕС, это кажется неоправданным.
Также нас не полностью устраивает реализация программы ТАСИС.
Принципиальные вопросы распределения средств в рамках программы ТАСИС
решаются в Брюсселе, и Россия в недостаточной степени вовлечена в процедуру
отбора проектов для финансирования. Выбор проектов не всегда носит
объективный характер. У российских получателей техсодействия бывают
нарекания к деятельности отобранных ЕС западноевропейских участников
проектов.
К исполнению проектов практически не привлекаются российские организации.
Около 80% средств тратится на услуги организаций ЕС. С участием российских
организаций исполнение проектов было бы эффективнее.
Также необходимо отметить длительную задержку в получении техсодействия по
конкретным проектам (примерно 1,5 года с момента направления заявки) и в
ряде случаев низкое качество исполнения.
Для повышения эффективности и отдачи от программы ТАСИС необходимо наладить
действенное сотрудничество между российскими органами и Комиссией ЕС при
выборе и реализации проектов, активнее привлекать российских представителей
к участию в исполнении проектов.
Новый Регламент программы ТАСИС на 2000-2006 годы частично учитывает
высказанные ранее российской стороной замечания по деятельности ТАСИС в
России.
Заслуживают внимания предложения КЕС, направленные на повышение
оперативности и гибкости Программы путем значительного упрощения правил и
процедур, повышение финансирования специализированных программ, таких, как
БИСТРО, а также предложения по приоритетности программ, призванных
способствовать реализации СПС Россия-ЕС. Усиление инвестиционной
направленности ТАСИС должно сыграть роль катализатора в привлечении как
местных, так и иностранных инвестиций, в том числе в российские регионы, и
повысить эффективность реализации региональных проектов и Программы в
целом.
Вместе с тем с рядом положений нового Регламента программы ТАСИС трудно
согласиться. Так, из перечня приоритетных направлений исключаются такие
важные области сотрудничества, как энергетика, которая ограничена только
нефте- и газопроводами, линиями электропередачи, а также высшее образование
и подготовка кадров. В этом случае из Программы исключается подпрограмма
ТЕМПУС (сотрудничество вузов и обучение российских студентов в вузах стран
- членов ЕС) и подготовка молодых российских предпринимателей в странах -
членах ЕС.
В Регламенте также не предусмотрена поддержка крупных совместных
внешнеполитических инициатив, например, уничтожение химического оружия,
захоронение ядерных отходов и тому подобное.
Создание специального фонда (ресурсы которого могут составлять до 25%
ежегодного бюджета программы ТАСИС), предназначенного для финансирования
отдельно отобранных проектов, может вызвать нежелательную
межгосударственную конкуренцию.
- Как обстоит дело с инвестициями европейцев в нашу страну? Я знаю, что
есть много нареканий от них по поводу всяческих рогаток, нагромождения
препятствий в наших законах по инвестициям, по созданию совместных
предприятий. Сетуют на то, что много у нас безалаберности и бюрократизма, и
это отпугивает... Мне приходилось встречать людей, которые попробовали
заниматься бизнесом в России, но не выдержали самоуправства и произвола
местных властей и свернули свои дела.
- Содействие европейским инвестициям в Россию представляет одно из
направлений экономического сотрудничества, учитывая, что страны ЕС являются
нашими основными инвесторами. Так, по состоянию на август 1998 года, то
есть начало финансового кризиса, более половины совокупных иностранных
капиталовложений (27 миллиардов долларов), вложенных в экономику России,
приходилось на членов ЕС. Основные из них: Германия (8,6 миллиарда),
Великобритания (2,1 миллиарда), Франция (3,3 миллиарда), Италия (2
миллиарда). Финансовый кризис существенно подорвал доверие инвесторов,
которое, впрочем, мало-помалу восстанавливается в результате успешных
усилий по макроэкономической стабилизации, предпринятых в прошедшем году.
За первое полугодие 1999 года приток иностранных инвестиций превысил 4
миллиарда долларов, львиную долю которых составляют капиталы европейских
компаний.
Конечно, проблема привлечения иностранных инвестиций, и прежде всего прямых
иностранных инвестиций, во многом связана с отсутствием предсказуемых и
стабильных условий для эффективного вложения инвестиций в России. Основные
причины, объясняющие сдержанность европейских инвесторов, достаточно хорошо
известны. Прежде всего это большой объем постоянно дополняющихся законов и
подзаконных актов, регулирующих инвестиционную деятельность (причем
вносимые изменения не обязательно означают расширение возможностей для
инвестиций), что может вести к увеличению издержек инвесторов и
соответственно к снижению прибыли на капиталовложения. Это и отсутствие
транспарентности в процедуре получения разрешений и лицензий на
инвестиционную деятельность, в практике налоговых льгот, множественность
налогов (особенно при работе в регионах), недостаточная защита прав
акционеров, которые не могут контролировать управление предприятием,
учитывая, что иностранные инвесторы зачастую не обладают контрольным
пакетом акций. Очень часто их отпугивает неясность истинного финансового
состояния предприятий, наличие задолженности, которая может быть и скрыта
предыдущими собственниками. И многое другое.