Стратегии ценообразования в условиях олигополии
p> Однако следует также отметить, что по всей товарной сумме при купле- продаже цена и стоимость в количественном отношении уравновешиваются, т.к. выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Отсюда равенство совокупности цен всех товаров и их стоимости – такая же закономерность, как и отклонение цен от их стоимости по каждому товару в отдельности.

Цены активно применяются как средство перераспределения, чаще всего при использовании государственных или регулируемых цен. В тоже время применение цен в качестве средства перераспределения предпочтительно тогда, когда нужно резко изменить пропорции в народном хозяйстве.

Нельзя далее не обратить внимание, на такую важную функцию цены как сбалансирование спроса и предложения. Потому что именно через цены осуществляется связь производства и потребления, спроса предложения. Цена свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменения объема производства, или по средствам изменения цены (одновременно бывает и то и другое).

Цена обязана поощрять производителя к повышению качества товара и расширению ассортимента. По мере становления рыночных отношений данная функция цены усиливается, и будет играть доминирующую роль в формировании цен на товары.

Балансирующую функцию в той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В обстановке свободного рынка естественной конкуренции благодаря этой своей функции цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара происходит перелив капитала из одной сферы в другую. С другой стороны, свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимой рынку продукции или услуг. Использование возможности балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование как товарной, так и ценовой политики.

Балансирующая функция выступает основным фактором регулирования предложения товара, поэтому по каждому товару цена свидетельствует о необходимости снижения его выпуска (если спрос на товар упал) либо увеличение производства (если спрос вырос).

Однако естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на Свободном Рынке.

В настоящее время возрастает значение функции цены как средство наиболее рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капитала в те сектора экономики, в развитие тех производств и технологий, где имеется высокая норма прибыли, что, осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Фирма сама определяет, в какую сферу деятельности, в какую область или отрасль экономики инвестировать капитал.

Считаю важным отметить и то, что между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как целенаправленной, так и противоречивой. Например, стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, способствует наращиванию товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и иную роль (при ее снижении), что ведет к сокращению предложения товаров. А это в свою очередь приводит к соответствию спроса и предложения когда последнее превышает спрос.

Распределительная функция цены действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствует переливу капитала в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Учетная функция цены зачастую вступает в противоречие со всеми прочими функциями, т.к. в рыночных условия цены зачастую отклоняются от издержек производства и реализации.

Сделаем вывод: взаимосвязи между различными функциями цен должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.

Виды цен

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под воздействие множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков цен, взаимозависимых и взаимодействующих. А блоки цен в свою очередь состоят из более мелких блоков или подблоков.

В основе взаимосвязи всех цен лежит принцип сообщающихся сосудов.
Изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передастся по цепочке во все другие блоки (например, изменение цен на энергоносители).

Взаимосвязь и взаимозависимость цен входящих в одну систему обусловлена, в основном, двумя важными обстоятельствами.

1. Все цены базируются на единой методологической основе – на основных экономических законах: спроса и предложения, а также стоимости.

2. Все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.

Вместе с тем взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные виды товаров внутри этих блоков.

В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по видам и подвидам.

Прежде всего, цены классифицируются в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики следующим образом: a) оптовые цены; b) цены на строительную продукцию; c) закупочные цены; d) тарифы грузового и пассажирского транспорта; e) розничные цены; f) тарифы и платные услуги, оказываемые населению; g) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот; h) надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

Рассмотрим более подробно каждый вид цен в данной классификации.

Оптовые цены. Это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота (другое определение – цена товара, продаваемого крупными партиями).

В свою очередь оптовые цены подразделяются на два подвида:

1. оптовые цены предприятия;

2. оптовые (отпускные) цены промышленности.

Дадим определение оптовым ценам предприятия – это цены, производителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям – другим предприятиям и фирмам, а также сбытовым и оптовым органом. Эти цены призваны обеспечивать дальнейшую хозяйственную деятельность предприятия или организации, иными словами, реализую свою продукцию предприятия должны возместить свои издержки производства и реализации, плюс получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Также на основе оптовых цен предприятия производится анализ и расчеты стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая цена обращена к производству и тесно связана с ним.

Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Это внутрифирменная цена, применяемая в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций, как правило, конфиденциально. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и по услугам, в том числе управленческим платежам и процентам за кредит. Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем снижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерним предприятиям, можно существенно повысить конкурентоспособность данного предприятия по сравнению с другими фирмами.

Использование трансфертных цен за последние годы получают все большее распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится важным элементом международной торговли. И пониженные цены иногда применяются также для уменьшения таможенных пошлин, однако, это противоречит антимонопольному законодательству.

Оптовые цены промышленности – цены, по которым организации и предприятия-потребители оплачивают продукцию сбыта (оптовым организациям).
Они применяются во многих отраслях экономики.

Если оптовые цены предприятия тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны непосредственно с оптовой торговлей.

Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых скидок). Цена, определяемая путем добавления к биржевой котировке надбавки или вычитание скидки в зависимости от места поставки, других условий, предусмотренных биржевыми правилами, отклонение от биржевого стандарта.

Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. Существует и другое определение – это цена, по которой государство осуществляет приобретение сельскохозяйственной продукции, других видов товаров у производителей для производительных нужд, в целях поддержания сельскохозяйственного производства. На практике закупочные цены для хозяйств, трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по розничным каналам реализации (заготовительными организациями, на рынке и другими).

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен.

1. Смежная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта.

2. Прейскурантная цена, – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за один квадратный метр жилой площади, за один квадратный метр полезной площади и т.д.). Другое определение – цена на продукцию, товары, услуги, зафиксированная в прейскуранте.

3. Договорная цена – цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками.

Считаю возможным заявить, что данный вид цен на строительную продукцию с развитием рынка и рыночных отношений должен иметь довольно высокие темпы развития.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта. Данный вид цен представляет собой плату за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей или получателей груза, также с населения.

Розничные цены. Это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, причем товар продается в личное потребление в малых или единичных количествах.
Разновидностями розничной цены являются:

. коммерческая цена – свободная (рыночная) цена, которая применяется по товарам, свободно-продаваемым в коммерческих магазинах при наличии государственной цены на такие же изделия или услуги, распределяемые централизовано;

. аукционная цена – цена товара проданного на аукционе, причем это будет максимальная цена, предложенная за данный товар на аукционных торгах. Тот факт, что аукционная цена может отличаться (и как правило, отличается) от рыночной. Объясняется тем, что она отражает уникальное или редкие свойства и признаки товара, и, в значительной степени, зависит от мастерства лица ведущего аукцион.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать