Страхование каско судов
смотреть на рефераты похожие на "Страхование каско судов"
Краткое содержание работы:
Введение: сущность и принципы морского страхования. 2
Страхование каско судов 3
Объем страховой ответственности 3
Условия страхования. 4
Физическая гибель, повреждение, поломка. 4
Ответственность перед третьими лицами 5
Расходы 6
Прочие важные условия договора. 7
Ставки страховой премии и франшизы. 7
Включение в договор страхования дополнительных и специализированных рисков.
8
Практика страхования. 10
Список литературы: 11
Введение: сущность и принципы морского страхования.
Морское страхование грузов, судов, иных имущественных интересов - один из древнейших экономических и правовых институтов. За несколько веков до нашей эры древние финикийцы заключали договор “морского займа” - прообраз современного полиса по страхованию грузов, а совершенствуемая до нашего времени техника расчетов по общей аварии была, по свидетельствам римского императора Юстиниана, известна еще Родосскому праву в начале первого тысячелетия до Рождества Христова.
Развитие интернациональной торговли в 15-16 веках, формирование новых,
основанных на четкой системе законов, коммерческих отношений явились
толчком к зарождению страхования в современном виде. Этот процесс начался в
Италии в 16 в., а наибольшей завершенности вопросы взаимоотношения сторон
по договору морского страхования достигли в Великобритании, где в 1600 г.
был принят первый закон о страховании. Сегодняшние полисы основываются на
законе о морском страховании 1906 г.
В 1-ом параграфе Закона говорится: “Договор морского страхования - это договор, по которому страховщик обязуется возместить страхователю, в согласуемых в договоре порядке и мере,.. морские убытки, то есть убытки, связанные с торговым мореплаванием”.
В этом и последующих положениях закона закреплены разработанные на протяжении веков принципы, на которых базируется любой договор страхования.
В английском праве существует пять базисных принципов:
1. наличие имущественного интереса;
2. наивысшая степень доверия сторон;
3. наличие причинно - следственной связи убытка и события, вызвавшего его;
4. выплата возмещения в размерах реального убытка;
5. суброгация - переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требования, которое страхователь имеет к лицу, виновному в убытках.
Фактически эти принципы соответствуют этапам общения клиента и страховщика: если отсутствует имущественный интерес, переговоры не начнутся; без сообщения клиентом всей информации о застрахованном объекте невозможно установить конкурентоспособные условия; не установив причину убытка, нельзя получить страховое возмещение; страховое возмещение выплачивается в заранее оговоренной сумме, не превышающей фактического убытка; выплатив страховое возмещение, страховщик получает все права клиента и принимает меры к возмещению убытка с виновных третьих лиц, если таковые имеются.
Страхование каско судов
Страхование каско судов - вид морского страхования, обеспечивающий
страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к
эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им
или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного
ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов. На
страхование принимаются:
. корпус (англ. Hull, нем. Kasko) судна с его машинами, оборудованием и
такелажем (оснасткой),
. фрахт (плата за морскую перевозку груза);
. расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна;
. суда в постройке.
Более полное название - страхование корпуса, машин и оборудования судов
(англ. Hull & Mashinery Insurance).
Объем страховой ответственности
Объем страховой ответственности, предоставляемый по договору
страхования каско судов, подробно излагается в соответствующих условиях
страхования. Единых для всего мира условий не существует. Наиболее
распространены английские условия, именуемые оговорками( Института
лондонских страховщиков, менее распространены немецкие, американские,
норвежские условия. В бывшем СССР большая часть условий базировалась на
Правилах страхования судов Ингосстраха (редакция 1986 г.), которые в свою
очередь учитывали опыт страхования судов на ведущих страховых рынках мира.
Национальные условия подчас детально сильно отличаются друг от друга, и поэтому сравнивать ставки страховой премии на разных рынках можно только после серьезного изучения условий страхования, принятых на каждом из них. В обобщенном виде все страховые рынки предоставляют страховое покрытие по трем группам убытков судовладельца: непосредственно связанные с физической гибелью, повреждением и поломками корпуса, машин или оборудованием судна; связанные с возникновением ответственности перед третьим лицом; связанные с расходами судовладельцев по уменьшению размера убытков.
Условия страхования.
Рассмотрим основные условия страхования в соответствии с указанными группами убытков.
Физическая гибель, повреждение, поломка.
В стандартных оговорках ИЛС наиболее важным является раздел № 6, касающийся опасностей и убытков, от которых может быть застрахован судовладелец.
В первой части раздела перечислены следующие опасности:
1. Опасности, связанные с морским, речным, озерным и другим судоходством
(как правило, подразумеваются сильные штормы, затопление и переворачивание судна, столкновение или касание других судов, подводных, плавучих или неподвижных объектов и т.д.); пожар, взрыв; кража со стороны лиц, не относящихся к категории “страхователь”; выбрасывание имущества за борт;
5. пиратство (данная опасность, как и баратрия - смотри ниже - не относится к обычно исключаемым военным рискам); поломка или авария на ядерном реакторе или установке;
7. столкновение с самолетом, или аналогичными летательными аппаратами, а также столкновение с наземным транспортным средством, доком и т.д.;
8. землетрясения, извержения вулкана или удар молнии.
Вышеперечисленные опасности составляют стандартный перечень, включаемый в договор страхования.
Во второй части данного раздела указаны убытки, которые возмещаются, если не будет доказана “отсутствие должной заботливости” (want of due diligence) со стороны страхователя, судовладельца или оператора судна, а именно:
1. происшествие при погрузке, выгрузке или перемещении груза или бункера
(топлива);
2. взрыв котла, поломка валов или скрытый дефект в машинном оборудовании или корпусе судна;
3. небрежность со стороны капитана, офицеров, команды или лоцманов;
4. небрежность со стороны ремонтных служб или фрахтователей, если они не являются страхователями по данному полису;
5. баратрия (преднамеренное правонарушение в отношении судна или груза) со стороны капитана, офицеров или членов команды.
К стандартным условиям страхования каско относятся и так называемая опасность загрязнения (Pollution Hazard). Раздел № 7 обуславливает возмещение ущерба судну, нанесенного в результате действий официальных властей как с целью предотвращения или уменьшения опасности загрязнения окружающей среды (или прибрежных вод), так и при существовании такой угрозы.
Как видно, в первую группу (рассматриваемую в разделе № 6 обычно включают обязательства страховщика, возникающие:
. при полной гибели судна, фактической (разрушение, затопление или пропажа судна без вести) или конструктивной (судно не разрушено полностью, но его восстановление или спасение нецелесообразно);
. при повреждении корпуса или винторулевой группы;
. при поломке машин или оборудования судна.
Ответственность перед третьими лицами
С середины 19 века на судовладельца стали возлагать обязательства возместить убытки другого судовладельца, если судно первого признавалось виновным в столкновении судов. По договору страхования каско судов возмещались только платежи, относящиеся к ремонту пострадавшего судна, а не к погибшим на нем людям и грузу. При этом считалось, что в любом случае есть доля вины судовладельца, в связи с чем по условиям страхования возмещалось только 3/4 его расходов. Постепенно 1/4 расходов стали возмещать по договорам страхования ответственности. В настоящее время по любому из этих договоров могут возмещаться все расходы, но по условиям большинства рынков, это должно быть особо оговорено.
Согласно разделу № 8 ИЛС страховщик обязуется возместить страхователю ѕ любой суммы, оплаченной последним третьему лицу за нанесенный ущерб в результате:
. вреда, причиненного любому другому судну или имуществу, находящемуся на другом судне;
. задержки или невозможности использовать другое судно или имущество, находящееся на нем;
При страховании ответственности по каско полису исключаются убытки или расходы, возникшие в связи со следующими причинами: устранение или удаление препятствий, обломков, грузов или какого-либо другого предмета; вред, причиненный к-л недвижимому или личному имуществу либо вещи; смерть, физическая травма или болезнь; загрязнение или поломка к-л недвижимого или личного имущества либо предмета.
По некоторым национальным условиям возмещаются платежи владельцам поврежденных судном береговых или плавучих сооружений - причалов, кранов, складов.
Расходы
Убытки по общей аварии подлежат распределению м/у судном, грузом и фрахтом
пропорционально их стоимости. Если какая-либо опасность одновременно
угрожает и судну и перевозимому на нем грузу, судовладелец может произвести
расходы с целью спасания морского предприятия. такие расходы относятся на
общую аварию и распределяются между судовладельцем и грузовладельцами.
Расходы по спасанию судна с грузом на борту - один из видов общеаварийных
расходов.
расходы по предотвращению убытка, уменьшению или оценке его размера -
обычные и для других видов морского страхования по найму сюрвейеров,
адвокатов, экспертов.
Согласно условиям оговорки ИЛС 294 за дополнительную премию могут
возмещаться:
Расходы по ремонту или замене:
. взорвавшегося парового котла или разрушенного вала;
. дефектной детали, которая явилась причиной нанесения ущерба.
Убыток или ущерб, нанесенный судну вследствие к-л аварии или небрежности.
На практике страховщики каско, учитывая все технические характеристики судна, его возраст, флаг и т.д., чаще предлагают страхование на ограниченных условиях, среди них: оговорка ИЛС 284 - предусматривает компенсацию ущерба, явившегося следствием полной гибели, общей аварии, в том числе возмещение 3 4 ответственности при столкновениях, включая расходы по спасанию; оговорка ИЛС 289 - предусматривает расходы, связанные только с полной гибелью, включая расходы по спасанию и другие расходы.
Страницы: 1, 2