Страхования водных транспортных средств

Капитан или вахтенный помощник в хронологическом по­рядке заносит все факты и обстоятельства, относящиеся к рег­ламенту на судне (о самом судне, грузе, экипаже и пр.), в судо­вой журнал. По машинному отделению ведется отдельный жур­нал, где регистрируются работы машин, полученные и испол­ненные команды.

При определении наличия общей аварии все эти документы имеют решающее значение.

Итак, договор страхования, заключенный только на основа­нии одного из вышеперечисленных условий, даже самого широ­кого («Все риски»), не покрывает полностью все вероятные опасности, которые могут встретиться за время морской пере­возки. Поэтому страхователь или иное лицо, на риске которого остается непокрытая страхованием часть опасностей перевозки, должен позаботиться о дополнительном (за свой счет) страхова­нии сверх того, что обычно предусматривается в торговых кон­трактах на условии СИФ.

• Взаимоотношения сторон при наступлении страхового слу­чая обычны при любом виде страхования. Различие заключается лишь в необходимости выполнения ряда формальностей и предоставления, различных по характеру документов в подтвержде­ние наличия страхового случая.

Прежде всего, страхователь должен относиться к объекту страхования так, как если бы он был застрахован, и при наступ­лении страхового случая принять все меры к его спасению и со­хранению поврежденного (расходы на эти цели, как сказано выше, возмещаются страховщиком), обеспечить страховщику право регресса к виновной стороне и своевременно известить страховщика о происшествии.

Для получения страхового возмещения страхователь (или выгодоприобретатель) обязан документально доказать свой ин­терес в застрахованном имуществе (например, наличие договора страхования), наличие страхового случая, размер своей претен­зии по убытку.

В морском страховании для доказательства интереса в за­страхованном грузе необходимо представить коносаменты, же­лезнодорожные накладные и другие перевозные документы, фактуры и счета, если по содержанию этих документов страхователь или его представитель имеют право распоряжаться груза­ми. При страховании фрахта необходимо представление чартеров и коносаментов. Наличие страхового случая подтверждается следующими документами: морским протестом, выпиской из судового журнала и другими актами, свидетельствующими о при­чинах страхового случая, а при пропаже судна без вести — дос­товерными сведениями о его выходе из последнего порта и ожи­даемой дате прибытия в очередной порт. Для доказательства размера претензии по убытку представляются аварийные серти­фикаты, составляемые аварийным комиссаром, акты эксперти­зы, оценочные и другие документы, составленные в соответст­вии с законом и обычаями того места, где происходит оформле­ние убытка; оправдательные документы по произведенным рас­ходам, а в случае наличия требования по уплате доли в общей аварии — обоснованный расчёт и диспаша.


2.3. Страхование ответственности судовладельцев

По мере развития торгового судоходства, все возрастаю­щего количества и разнообразия грузов, перевозимых морем, расширения географии торговых рейсов, насы­щенности морских путей различными плавсредствами, все большей оснащенности портов сложнейшими и дорогостоящими вспомогательными сооружениями возрастала величина матери­альной ответственности судов за возможное причинение (по оп­лошности или случайности) физического или морального ущер­ба третьим лицам.

Частично такие риски покрываются обычным морским дого­вором страхования каско. Правда, по этому договору страховщи­ком принималась на страхование ответственность судовладель­цев за столкновение судов, но только в пределах 3/4 размера возможного ущерба, а 1/4 оставалась на риске судовладельца как своеобразная франшиза. Поэтому судовладельцам пришлось ис­кать выход из положения, который они нашли, объединяясь в своеобразные организации, ставившие своей целью возмещение подобных убытков на коллективной основе. Так появились вза­имные общества по страхованию корпусов судов — клубы вза­имного страхования судовладельцев. Форма взаимного страхова­ния заключалась в том, что страхователи — владельцы судов создавали общий страховой фонд, из которого возмещались убытки, возникающие у того или иного члена клуба.

Страхование рисков защиты. В дальнейшем такие клубы, помимо страхования 1/4 (25%) доли ответственности при столк­новении судов, непокрытой по договорному страхованию, стали принимать на ответственность и другие риски, возникновение которых было вызвано рядом исторических факторов. Так, в 1846 г. в Англии (исторической родоначальнице торгового море­плавания и морского страхования) был принят акт, предусмат­ривающий ужесточение требовании к судовладельцам в связи с их ответственностью за возмещение ущерба, связанного с поте­рей жизни или телесными повреждениями. Реакцией на это явилось создание ряда клубов или ассоциаций по защите инте­ресов судовладельцев, принимающих на страхование риски, свя­занные с эксплуатацией судов под названием «протектинг рис­ки» — риски защиты. Соответственно и общества получили на­звание клубов защиты.

•Страхование возмещения. В 1870 г. владелец судна, зато­нувшего с грузом в районе мыса Доброй Надежды, после того, как оно прошло мимо порта назначения груза, был признан от­ветственным за гибель груза. Такое решение суда побудило клу­бы принимать на страхование ответственность судовладельцев за сохранность груза, принятого к перевозке. Этот вид страховой защиты получил наименование компенсационного страхования или страхования возмещения.

Страхование рисков защиты и возмещения долговое время проводилось раздельными клубами. К рискам защиты относи­лись: страхование ответственности на случай смерти и увечья лиц судового экипажа, пассажиров, портовых рабочих; 25% (1/4) ущерба, причиненного другому судну при столкновении; повре­ждения неподвижных и плавающих предметов; расходы по уст­ранению остатков затонувшего имущества из акватории портов и фарватеров.

К рискам возмещения относились в основном риски ответст­венности судовладельцев за сохранность принятых к перевозке грузов и вообще с использованием судов для перевозки грузов:

различные штрафы, налагаемые на судовладельцев вследствие ошибок или упущений капитана и членов экипажа таможенны­ми, эмиграционными, санитарными или местными властями, доля общеаварийных расходов, причитающихся с судна или гру­за, когда общая авария вызвана ошибкой или небрежностью морского перевозчика.

Впоследствии клубы или ассоциации защиты и возмещения слились в единые клубы взаимной защиты и возмещения.

Кроме проведения перечисленных выше страховых опера­ций, клубы принимают в необходимых случаях меры к предот­вращению ареста застрахованных судов и оформляют для этого банковские гарантии. Для защиты интересов своих членов клубы имеют представителей или корреспондентов в различных пор­тах, которые контролируют ход погрузочно-разгрузочных работ и принимают соответствующие меры при возникновении пре­тензий к судовладельцам.

Взаимное страхование ответственности судовладельцев полу­чило широкое распространение. В настоящее время в мире дей­ствует около 70 клубов, наиболее крупными из них считаются клубы Англии, Швеции, Норвегии, США. Один из важнейших принципов деятельности клубов состоит в том, что они не пре­следуют цели извлечения прибыли из своих операций, а призва­ны лишь защищать своих членов от понесенных убытков.

Руководящим органом клуба является совет директоров, из­бираемый из представителей судовладельцев. Совет собирается по мере надобности для решения принципиальных вопросов страхования и финансовой политики.

Текущая работа, в частности расчеты по страховым взносам (премии), оплате убытков и т. п., осуществляется фирмами или фирмами - распорядителями, специализирующимися в области морского права, судоходства, страхования.

Финансовую базу клубов составляют взносы его членов, из которых формируются страховые фонды, предназначенные для оплаты возможных претензий к судовладельцам — членам клуба для покрытия расходов по ведению дела.

Размеры страховых взносов основываются на среднестати­стических показателях убыточности за ряд лет и зависят от со­става флотов, входящих в тот или иной клуб — типа судна, его брутто-регистрового тоннажа, района плавания, объема страхо­вой ответственности, а также требований национального зако­нодательства в отношении ответственности судовладельцев за действия членов экипажа судна и его агентов.

Страховые взносы подразделяются на три категории — пред­варительные, дополнительные и чрезвычайные.

В начале каждого полисного года (который обычно начинается с полудня 20 февраля каждого года и заканчивается в полдень 20 февраля следующего года) совет директоров клуба исходя из рас­четных сумм устанавливает размер предварительного взноса. Если после окончания операционного (полисного) года станет ясно, что заявленных претензий больше, чем собранных предварительных взносов, совет директоров выносит решение о внесении членами клуба дополнительных взносов для покрытия дефицита.

В случае возникновения катастрофических убытков, на по­крытие которых недостаточно средств клуба, прибегают к сбору чрезвычайных взносов.

При благоприятном прохождении дела, когда предваритель­ные взносы с избытком перекрывают все претензии, в следую­щем году взносы будут соответственно скорректированы.

Объём и виды ответственности судовладельцев, которые по­крываются страхованием в клубах взаимного страхования, обыч­но в каждом отдельном случае зависят от правил того или иного клуба. Хотя в каждом из этих правил сказано, что характер и размер страховых рисков, условия страхования могут быть со­гласованы клубом и судовладельцами, в действительности это происходит крайне редко и каждый из клубов придерживается установленных им правил. Это связано отчасти с тем, что в пра­вилах учтены обязательные (императивные) нормы националь­ного законодательства, которые не могут быть изменены согла­шением сторон, а также с тем, что при изменении условий стра­хования в пользу судовладельцев необходимо пересматривать размер страховой премии в сторону ее увеличения.

Таким образом, хотя в клубах взаимного страхования могут быть застрахованы различные виды ответственности, каждый из клубов ограничивает круг своей ответственности только риска­ми, определенными в правилах этих клубов.

Клубы взаимного страхования в различных сочетаниях и объемах принимают на себя ответственность по следующим рискам.

Ответственность за потерю жизни, телесное повреждение, за болезни и репатриацию. Согласно этому виду страхования клуб возмещает судовладельцу расходы, понесенные им в связи с по­хоронами, госпитализацией и лечением любых лиц, находящих­ся на борту судна. Компенсации подлежат также убытки, воз­никшие в результате утраты или повреждения принадлежащих этим лицам личных вещей. Страховым случаем при этом будут считать небрежные действия или упущения на борту судна или неумелое обращение с грузом. Возмещаются также расходы по репатриации членов экипажа застрахованного судна; заработная плата и другие виды заработка, неполученные членами экипажа в результате практической или конструктивной полной гибели судна; расходы по отклонению судна от курса (девиация) и в связи необходимостью высадки заболевшего или пострадавшего члена экипажа, а также портовые расходы и издержки судовла­дельца по топливу, провианту, заработной плате, страхованию и другие денежные затраты, связанные с ожиданием замены вы­бывшего члена экипажа (иначе судно будет считаться немореходным) для обеспечения безопасности продолжения рейса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать