Страховой рынок России
p> Направления и сила действия факторов на рынке проявляются в показателях, среди которых можно выделить показатели объема и динамики рынка страховых услуг, потребления страховых услуг, доли рынка насыщенности рынка.

В каждый период времени конъюнктура представляет собой своеобразный результат взаимодействия различных по длительности влияния, силе и направленности воздействия факторов:

К = Т * Ц * С * Н где;

К – анализируемая конъюнктура; Т – длительные тенденции; Ц – циклические факторы; С – сезонные факторы; Н – нерегулярные факторы.

Анализ конъюнктуры рынка страховых услуг происходит в следующей последовательности: разработка страхового продукта, спрос – предложение, цены страховых услуг. По результатам изучения конъюнктуры рынка разрабатывается прогноз на 1 –1.5 года, при этом конъюнктурной работой целесообразно заниматься ежедневно, чтобы при изменении конъюнктуры скорректировать прогноз и тактику. Прогнозирование конъюнктуры рынка ведется при использовании двух основных методов: экономико-аналитического
(на базе использования широкого круга статистических данных, оценок развития тенденций рынка страховых услуг, всестороннего анализа всей совокупности факторов формирования конъюнктуры в их взаимодействии) и экономического, используя различные математические методы и модели.
Особенностями конъюнктурной работы являются повседневность и невозможность переноса явлений прошлого на сегодняшний день.[22]
2.2 Динамика развития рынка страховых услуг

Оперирующие в России страховые организации заметно отличаются масштабами своей деятельности. Сказываются различные условия их функционирования, возможности менеджмента и маркетинга, а также способности адаптации к новым требованиям рыночной экономики.

В 1997 году страховое общество начало подготовку к неизбежной встрече с новой реальностью – приходу на отечественный рынок зарубежных страховщиков.
Для создания конкурентоспособных страховых организаций, прежде всего, необходимо обеспечить высокую динамику развитие отечественного рынка.
Подготовка и проведение мероприятий, способствующих стремительным темпом прироста объема страховых взносов во всех отраслях страхования, даст определенные гарантии безопасности национального страхового бизнеса.

Аналитическая оценка хода страховых операций по отраслям страхования свидетельствует, что после депрессии 1996 года, вызванной спадом темпов страховых операций, многие негативные явления так и не были преодолены.
Реакция страхового рынка, в общем, оказалась вполне адекватной имеющим место макроэкономическим тенденциям в экономике.

Вместе с тем, приведенная в таблице (См. приложение 1) динамика основных индикаторов хода страховых операций указывает, что некоторые отрицательные моменты развития все же были ликвидированы. В частности, «пирамидальное» развитие страховых операций, неуклонно снижающие уровень платежеспособности, было преодолено как в отрасли личного добровольного страхования, так и в отрасли обязательного страхования. Темпы прироста страховых взносов в 1997 году оказались выше темпов прироста выплат во всех отраслях страхования.

Негативным фактором общей сферы страховых отношений в 1997 году является падение темпов прироста страховых поступлений. Особенно это заметно в обязательном страховании, где темпы прироста объема страховых взносов снизились с 80.3% (1996 год) до 17.0% в 1997 году.[23]

В личном страховании наблюдается незначительный рост страховой премии – всего на 16.8% по отношению к «обвальному» для отрасли 1996 году. В то же время по отношению к объему страховых взносов 1995 году прирост составляет всего 1.6%. Таким образом можно констатировать, что 1997 году в определенной степени был потерян для развития обязательного страхования и добровольного личного страхования.

В сфере страхования имущества и ответственности значение темпов прироста составляет 50.8%, что всего на 0.9 процентных пункта больше, чем в 1996 году. Для развивающегося рынка даже относительно высокие значения этого показателя являются недостаточными.

Как следует из данных таблицы, динамика показателей уровня выплат и коэффициента убыточности не однородна по отраслям страхования. Так, средний по отрасли коэффициент убыточности обязательного страхования снизился с
95.4% (1996 год) до 89.7% в 1997 году. Такое снижение свидетельствует, что тарифы по отдельным видам обязательного страхования были завышены. Вообще говоря, спекулятивные тарифы в обязательном страховании в принципе не допустимы. Очевидно, что оценивание адекватности страховых тарифов принимаемым обязательствам в рисковых видах обязательного страхования проводилась не достаточно корректно или не проводилось вообще. Директивное повышение тарифов по отдельным видам страхования, приведшая к снижению в целом по отрасли коэффициента убыточности на 5.7% и, соответственно, уровня выплат на 4.4%, позволило страховщикам в 1997 году получить маржинальную прибыль в объеме более 680 миллиардов рублей (неденоминированных).

Обязательное страхование обеспечивает относительную стабильность и прогнозируемую динамику развития. Риск практически отсутствует, суммы платежей значительны, нормативные отчисления на ведение дела гарантированы.
Поэтому достаточно большое количество страховых организаций функционируют на определенных льготных условиях. Отрасль обязательного страхования является по этой причине полигоном отработки методов бескомпромиссной конкурентной борьбы за передел уже сложившегося рынка. Именно эти процессы будут играть ключевую роль, как на ближайшую перспективу, так и в долгосрочном плане при внедрении новых видов обязательного страхования.

Значение общей убыточности по совокупности операций в отраслях добровольного страхования практически не изменилось по сравнению с 1996 годом. В отрасли личного страхования отмечается незначительный (на 1.9%) рост коэффициента убыточности. В отличие от показателя уровня выплат, значение которого уменьшилось в 1997 году на 7.9%, индикатор убыточности инвариантен по отношению к темпам поступления страховых взносов. Поэтому можно утверждать, что серьезных финансовых перегибов в структуре среднего по отрасли страхового тарифа не имеется. Снижение на 7.4% показателя уровня выплат – 2, который определяет долю выплат по отношению к объему заработной премии текущего года, также указывает на некоторое повышение уровня стабильности отрасли личного страхования. Важным остается вопрос, на сколько страховщикам удастся контролировать в будущем этот процесс.

Тенденции, определявшие в 1996 году ситуацию на рынке страхования имущества и ответственности, сохранилась и в течение 1997 года. Реальное состояние дел в отрасли характеризуется относительно высокими темпами прироста сумм поступлений страховых взносов и недопустимо низким уровнем убыточности страховых операций (1996 г. – 38.3%; 1997 г. – 36.5%).
Показатель уровня убыточности является в обобщенном виде показателем эффективности работы страховой организации в рыночной конкурентной среде. В норме, по западным стандартам, значение этого показателя находится в районе
100%. Низкий уровень убыточности – это либо нерыночная конкуренция, либо неконкурентный рынок.

Если завышенные тарифные ставки устраивают всех субъектов страховых отношений, то проблем не возникает. Кроме достаточно высокой рентабельности страховых операций, спекулятивные тарифы могут способствовать в принципе значительным темпам накопления страховых резервов.

С целью более глубокого и разностороннего анализа деятельности страховых организаций были определены относительные операционные показатели в целом по группе десяти ведущих и всех остальных компаний в каждой из отраслей добровольного страхования. В десятку ведущих включены фирмы, стоящие во главе списка крупнейших российских страховщиков за 1997 год и одновременно сохранявшие ведущие позиции в топ – листах (поквартально) по объему премии в течение 1996 – 1997 годах и по объему выплат в 1997 году. Такой отбор страховых организаций, в число ведущих оправдан, так как даже с учетом короткой истории становления современного рынка стабильность компании почти всегда является критерием ее надежности. Кроме того, стабильное развитие страховой организации существенно облегчает оценку риска и предоставляет возможность анализа внутренней финансовой устойчивости.[24]
2.3 Потребители рынка страховых услуг

Сейчас в деятельности страховых организаций достаточно отчетливо проявляется ориентация на различные сегменты рынка потребителей страховых услуг. Большинство страховых компаний нацелено на обслуживание, как организаций, так и отдельных граждан, а некоторые из них обслуживают целевые группы клиентов. Так на страхование только первой категории клиентов ориентированно около 30%, а второй - 12% всех обследованных страховых компаний.

Среди юридических лиц основными потребителями страховых услуг являются промышленные предприятия.

Большая доля этих услуг приходится на торговые фирмы - 48% и коммерческие банки - 34%.Далее следуют сельскохозяйственные предприятия -
27% и сфера услуг - 25%. Реже встречаются промышленно - финансовые компании
- 17%. Наибольшая часть (47%) страховых компаний, работающих с населением, в равной мере ориентирована на все группы граждан. Вместе с тем 14% этих компаний оказывают услуги в основном высокодоходным группам населения. 30% обслуживают граждан со средним доходом. При этом каждая десятая организация работает с низкодоходными группами населения. По-видимому, их привлекает большой объем соответствующего сегмента рынка и, прежде всего такая группа, как пенсионеры.

Государственные компании больше других ориентированы на выполнение услуг для всей категории клиентов.

Подавляющее большинство обследованных государственных компаний (88%) заключило договора и обслуживает клиентов из числа физических лиц. АО открытого типа имеет клиентов, как среди госпредприятий, так и среди коммерческих структур. Большая часть АО закрытого типа имеет возможность работать только с ограниченным числом клиентов (до 100 юридических и физических лиц): госпредприятий (57%) и коммерческих структур (60%). Это относится и к значительной части ТОО (42% и 47% соответственно).
Практически не одна из страховых фирм ТОО не заключила договора с более, чем 500 госпредприятиями и коммерческими структурами; в то же время не одна государственная компания не работает с менее, чем 100 государственными предприятиями.

Среди обследованных компаний отсутствует какая - либо заметная специализация по направлениям страховой деятельности. Большинство компаний предлагает потребителям классические виды страхования. Так, две трети компаний осуществляют страхование имущества предприятий и организаций, имущества граждан (62%), накопительное страхование (59%). Примерно половина компаний оказывают услуги по рисковому страхованию жизни и по страхованию транспортных средств; 45% - по страхованию грузов. Около 30% компаний в медицинском страховании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать