Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран
p> Использование государством внутренних заимствований по своей сути является перераспределительной операцией, в ходе которой часть национального дохода переходит от других экономических субъектов к государству. При погашении использованных государством внешних займов и кредитов неизбежна утечка части национального дохода за границу, что негативно сказывается на экономическом положении страны.

Развитие государственного кредита сопровождалось созданием довольно сложной структуры управления государственным долгом. К числу важнейших мероприятий в этой области относятся определение источников новых займов и кредитов, их размеров и условий привлечения, способов размещения.
6.2. Кассовое исполнение бюджета.

Кассовое исполнение бюджета – это организация приема, хранения и выдачи государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности.

Согласно сложившейся мировой практике существуют казначейская, банковская и смешанная системы кассового исполнения бюджета. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов – приписные кассы; при банковской – на центральный банк; при смешанной – на казначейские кассы и на центральный банк. на ранних этапах развития кредитно-финансовой системы практиковалась система казначейского кассового исполнения бюджета. по мере развития банковской системы функция кассового исполнения бюджета постепенно перешла к банкам, в основном к центральному банку. В Японии кассовое исполнение бюджета возложено на Банк Японии, являющийся центральным банком, в США – на банки ФРС.

В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы. это означает, что все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Центральный банк выступает кассиром правительства.

Единство кассы дает возможность министерству финансов осуществлять постоянный контроль за поступлением средств на счет, за движением кассовой наличности, своевременно предотвращать кассовые разрывы. оно обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны, позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения бюджета единым органом – центральным банком – дает возможность разделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитов, которые выполняют финансовые органы и распорядители кредитов, и функции выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию центрального банка. В результате создаются необходимые условия для контроля за целевым использованием бюджетных средств.

В процессе кассового исполнения бюджета центральные банки аккумулируют бюджетные поступления, выдают финансовые средства, зачисленные на счета федерального и местного бюджетов, ведут учет поступлений и платежей федерального и местных бюджетов, предоставляют финансовым органам отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов, а также осуществляют целый ряд других операций.

В отдельных странах денежная наличность государственной казны депонируется не только в центральном банке, но и в коммерческих банках.
Весьма своеобразным является порядок движения бюджетных средств в США, где они размещаются не только на счетах федеральных резервных банков, но и на специально открытых правительственных счетах в крупнейших коммерческих банках. Текущие платежи Казначейства осуществляются главным образом со счетов, открытых в федеральных резервных банках, получивших название
«чековые счета». на них размещены крупные суммы, позволяющие обеспечить потребности правительства в текущих платежах. Правительственные счета в коммерческих банках используются для размещения налоговых доходов и средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг. В связи с этим данные счета получили название «налоговые и займовые». Между государственными депозитами в коммерческих банках и федеральных резервных банках существует тесная функциональная взаимосвязь. Аккумулированные на правительственных счетах в коммерческих банках налоговые доходы и заимствования затем переводятся на «чековые счета» в банках ФРС. Если же суммы на «чековых счетах» превышают текущие потребности Казначейства, то излишки, как правило, переводятся на «налоговые и займовые» счета в коммерческие банки.
7. Проведение валютной политики.

Центральный банк в большинстве стран является проводником государственной валютной политики, хотя, например, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально созданное ведомство – Итальянское валютное бюро.

Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.

В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
- регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);
- управление официальными валютными резервами;
- валютное регулирование и контроль;
- международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно- финансовых организациях.

Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции в той или иной степени практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением – центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».

На различных этапах экономического развития направления валютной политики определяются экономической и политической ситуацией в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, вытекающими из участия этой страны в международных кредитно-финансовых организациях.
8. Регулирование банковской деятельности и контроль.

Банковское регулирование – это система мер, посредством которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Термины «регулирование банковской деятельности» и «контроль за банковской деятельностью» зачастую употребляются в качестве синонимов, хотя относятся к разным, пусть и взаимодополняющим, видам деятельности. Под регулированием банковской деятельности подразумеваются разработка и издание уполномоченными учреждениями конкретных правил или инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела. Эти законы и инструкции формируют такие рамки поведения банков, которые способствуют поддержанию надежной и эффективной банковской системы.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.
8.1. Организация банковского надзора в США и Великобритании.

Основными макроориентированными целями банковского надзора являются:
- защита вкладчиков от неэффективного управления банками и мошенничества;
- поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения

«системных рисков» (заключающихся в том, что банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство нескольких банков и утрату доверия ко всей системе);
- защита фонда страхования от потерь в тех странах, в которых применяют меры по защите интересов банковских вкладчиков.
Система надзора в США.

В США сложилась разветвленная система надзора на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов. Деятельность национальных банков контролируется и регулируется ФРС вместе с двумя другими федеральными органами – Службой контролера денежного обращения (относящейся к министерству финансов) и
Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД).

Контроль за банками – членами ФРС, депозиты которых застрахованы в
ФКСД, осуществляется соответствующими органами банковского надзора, созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов). Кроме того, их деятельность регулируется и контролируется ФРС и ФКСД.

Банки штатов, не являющиеся членами ФРС, чьи депозиты застрахованы в
ФКСД, контролируются двумя структурами – банковскими органами штатов и
ФКСД. Банки штатов, не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД, находятся под контролем властей штатов.

Надзорные органы в США – Служба контролера денежного обращения (на федеральном уровне) и Отдел уполномоченных по банкам при правительствах штатов (на уровне штатов) – решают вопросы о предоставлении лицензий для открытия соответствующих новых банков (национальных или банков штатов), выдаче разрешения на открытие отделения, слиянии и поглощении банков, а также об изменениях в структуре банковского капитала.

В компетенцию надзорных органов США также входят:
- ликвидация закрываемых банков;
- разработка инструкций, правил, указаний и регламентаций, носящих подзаконный характер и ориентированных на разъяснение законов;
- периодические комплексные проверки состояния, операций и политики подведомственных банков;
- обобщение отчетов и статистической информации банков.

В обязанности ФРС входит также защита прав потребителей, причем компетенция ФРС распространяется не только на банки, но и на кредитно- финансовые учреждения. Суть этой деятельности сводится к обеспечению потребителей адекватной информацией и осуществлению контроля за соблюдением прав клиентов.

Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования деятельности депозитных учреждений в США являются:
- контроль и регулирование деятельности зарегистрированных штатами банков – членов ФРС, банковских холдинговых компаний;
- контроль и регулирование деятельности на территории США зарубежных банковских учреждений;
- регулирование структуры банковского капитала в соответствии с Законом о банковских холдинговых компаниях и поправками к нему, Законом о слиянии банков и Законом об изменении контроля за банковской деятельностью. В соответствии с этими законами Совет управляющих ФРС принимает решения о слиянии и поглощении банков;
- регулирование зарубежной деятельности всех американских коммерческих банковских учреждений – членов ФРС.
- В отличие от США в странах Западной Европы отмечается более четкая централизованная структура органов банковского надзора.
Система банковского надзора в Великобритании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать