Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран
p> Результаты исследований подобного рода позволяют считать, что независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:
- независимость от правительственных органов. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;
- личная независимость членов органов управления центрального банка.
Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости;
- юридический статус банка, который определяется, в частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость центрального банка.

Важным фактором, определяющим возможности центробанка поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с государственными органами власти которые повышают степень доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению им главной цели - обеспечения стабильности цен. Таким образом, выполнению данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту отчетность центрального банка о своей деятельности.

Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в различных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии
Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в законе о Бундесбанке (1957 г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний.
Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в работе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящего органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства.

При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики
Бундесбанк обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его действия не будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики правительства.

Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть охарактеризована как “независимая внутри правительства”.

Одним из наименее независимых центральных банков является Банк
Англии. Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о
Банке Англии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным. В соответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять на деятельность банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа -
Правления Банка Англии - входит координация вопросов денежно-кредитной политики с министерством финансов (Казначейством), глава которого формально ответственен за принятие решений в этой сфере и подотчетен парламенту.
Таким образом, Банк Англии находится под контролем Казначейства, которое уполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительных консультаций с ним. В этом заключается своеобразие взаимоотношений
Казначейства и центрального банка.

Подобно Банку Англии Банк Италии испытывает довольно большую зависимость от правительства при проведении денежно-кредитной политики.
Административно он подчинен Казначейству и должен следовать рекомендациям созданного при последнем Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям. Банк Италии выступает как правительственный консультант.

Таким образом, в странах, для которых традиционно характерны централизм и сильная политическая власть, центральный банк обычно юридически более зависим от правительства.

В федеративных же государствах центробанк пользуется гораздо большей самостоятельностью. Кроме того, в федеративных государствах четко прослеживается стремление должным образом представить интересы регионов в руководящих органах центрального банка.
Различная степень независимости центральных банков Германии, США,
Великобритании, Италии от правительств коррелирует с темпами инфляции в этих странах. В исследовании профессора А. Алесина (США) указано, что за
1973 - 1986 гг. самые низкие среднегодовые темпы инфляции в группе из 17 государств отмечались в Германии и США, а самые высокие - в Италии и
Великобритании.

Разумеется, в идеале центральный банк должен быть достаточно независимым и влиятельным учреждением, которое, с одной стороны, осуществляет денежно-кредитное регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а с другой стороны, осуществляет денежно-кредитное регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а с другой стороны, обеспечивает надежность и стабильное функционирование кредитно- банковской системы. Однако в реальных условиях независимость многих центральных банков оказывается ограниченной - в частности, в результате конфликтов, возникающих из-за противоречий между декларируемыми правительством задачами экономической политики и необходимостью поддержания стабильности национальной денежной единицы, которую призван обеспечивать центральный банк. Практика показывает, что конфликт подобного рода удается урегулировать путем довольно формальных переговоров между правительством и центральным банком без применения “силовых” методов.
2.2. Формы организации центральных банков.

Существуют две модели организационного строения ЦБ развитых стран, которые определяются многообразием выполняемых ими функций.

В соответствии с первой моделью центральный банк проводит денежно- кредитную политику, рассматриваемую как часть инструментария, которым располагают органы власти для регулирования экономики (модель используется во Франции, Великобритании, Японии).

Согласно второй модели перед ЦБ ставится конкретная цель – поддерживать стабильность цен с помощью специально предназначенных для этого инструментов денежно-кредитной политики, на которую не оказывают давления политические власти (Германия, Нидерланды). Эту организационную модель помимо государств с федеративным устройством, в которых ЦБ, как правило, уже давно являются независимыми, в настоящее время используют многие страны мира.

Банк Франции был основан в 1800 г. по инициативе Наполеона I и первоначально функционировал как частное акционерное общество. Постепенно он начал выполнять функции центрального банка, в частности эмиссионную, а в
1948 г. превратился в единый эмиссионный центр страны. Лишь в 1936 году был принят новый Закон об Уставе Банка Франции. В соответствии с ним Банк
Франции разрабатывает и проводит денежную политику в целях обеспечения стабильности цен и выполняет свою миссию в рамках общей экономической политики правительства.

Для современной функциональной структуры Банка Франции характерна централизация административной власти в руках управляющего (схема 1). Он и оба его заместителя назначаются декретом совета министров Франции сроком на 6 лет без права отзыва и не могут занимать эти должности более двух сроков. Такой порядок назначения – своего рода гарантия независимости центрального банка. Управляющий, возраст которого не должен превышать 65 лет, приносит присягу президенту республики.

Управляющий осуществляет руководство Банком Франции, определяет общие направления деятельности всех его подразделений. Ему предоставлено право назначать служащих на все должности в Банке, за исключением директора филиала Банка – его кандидатуру он может лишь предложить, а назначает на эту должность министр экономики и финансов Франции. Функции заместителей управляющего Банком четко разграничены: один из них отвечает за вопросы денежной политики, другой – за административные вопросы.

Управляет Банком Франции Генеральный совет, в состав которого входит
Совет по денежной политике, созданный в 1993 г. в соответствии с Законом об
Уставе Банка Франции. Совет по денежной политике разрабатывает направления денежной политики и отслеживает динамику денежной массы и ее агрегатов; определяет порядок проведения Банком Франции ссудных, учетных, валютных операций, сделок с обратным выкупом, предоставления гарантий по данным видам операций; устанавливает параметры политики обязательных резервов
(базу исчисления, нормы отчислений). В состав Совета по денежной политике входят управляющий Банком Франции (председатель Совета), 2 его заместителя и 6 высококвалифицированных специалистов в области денежно-кредитных проблем, финансов и экономики. В заседаниях совета имеют право участвовать премьер-министр и министр экономики

Схема 1. Структура центрального аппарата Банка Франции

и финансов, но без права голоса, хотя они могут предложить на обсуждение совета любой проект решения. В Генеральный совет помимо членов Совета по денежной политике входят представитель Государственного казначейства
(назначаемый декретом совета министров Франции) и представитель от служащих
Банка Франции, избираемый сроком на 6 лет. В компетенцию Ген. Совета входят: рассмотрение общих вопросов управления Банком, в частности кадровой политики и штатного расписания; принятие бюджета Банка и внесение в него изменений; составление и утверждение балансового отчета; разработка проекта использования прибыли; определение отчисляемых государству дивидендов и пр.

В Совете присутствует также финансовый инспектор, назначаемый министерством экономики и финансов, и представляющий правительство страны.
Он может настаивать на повторном рассмотрении вопроса или оспаривать его решение. На заседаниях Генерального совета присутствуют также 2 аудитора, которые назначаются Советом для проведения проверки финансовых отчетов
Банка Франции.

Организационная структура Банка Франции представлена центральными подразделениями в Париже и разветвленной сетью филиалов (212), расположенных по всей стране. Каждый филиал возглавляет директор, назначаемый министром экономики и финансов по предложению управляющего БФр.
При каждом филиале имеется консультативный орган – совет, который консультирует директора филиала о перспективах развития экономической деятельности в этом районе. В функции филиалов входят: выпуск банкнот в обращение; обслуживание клиентуры, например по операциям с ценными бумагами; организация клиринговых расчетов через расчетные палаты; сбор информации о деятельности кредитных учреждений; оценка банковских рисков; консультирование предприятий по вопросам финансового анализа и экспертизы; сбор и анализ экономической и финансовой информации на региональном уровне, в частности с помощью конъюнктурных обследований в различных отраслях экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать