– тем странам, которые будут соответствовать строгим экономическим критериям для вступления в валютно-экономический союз, предстоит отказаться от суверенитета своих национальных банков и стать членом ЕСЦБ, более децентрализованной, чем ФРС США и Немецкий федеральный банк. В состав ЕСЦБ войдут ЕЦБ и национальные банки стран – участниц ЕС. Главной задачей ЕЦБ будет проведение совместной денежно-кредитной политики. На третьем этапе предполагается замена национальных валют единой европейской валютой.
В уставе ЕСЦБ определено, что совместная денежно-кредитная политика будет направлена, прежде всего, на поддержание стабильности цен и ориентирована на принципы рыночной экономики.
Правомочные органы ЕСЦБ должны действовать независимо от указаний каких-либо инстанций ЕС или его стран – участниц.
Важным пунктом Маастрихтского договора является запрещение
финансирования центральным банком дефицитов государственных бюджетов стран
– членов ЕС.
Руководство ЕСЦБ будут осуществлять Исполнительный комитет и Совет управляющих. В состав Исполнительного комитета войдут 6 человек, назначаемых Европейской комиссией (политическим руководством ЕС) совместно с ЕЦБ сроком на 8 лет (без права повторного назначения).
Совет управляющих ЕСЦБ будет состоять из 12 руководителей
национальных центральных банков и 6 членов Исполнительного комитета.
Решения будут приниматься простым большинством голосов, за исключением
вопросов, касающихся управления капиталом и доходами ЕЦБ, которые потребуют
наличия квалифицированного большинства голосов.
Совет управляющих ЕСЦБ (ее высший орган) будет определять общие
направления денежно-кредитной политики, в частности устанавливать нормы
минимальных резервов и уровень процентных ставок. Совет и от его имени
Исполнительный комитет будут уполномочены давать соответствующие инструкции
национальным центральным банкам. ЕЦБ сможет использовать все инструменты
денежно-кредитной политики, обеспечивающие регулирование деятельности
банков и контроль, а также будет нести ответственность за состояние системы
безналичных расчетов и платежей в рамках ЕС.
Национальные центральные банки утратят свои нынешние прерогативы в
области денежно-кредитной политики и превратятся фактически в «агентства»
ЕСЦБ. Вместе с тем они по-прежнему будут осуществлять надзор и контроль за
банковской системой в своих странах и аналитико-исследовательскую работу;
сохранят некоторую самостоятельность при осуществлении интервенций на
зарубежных валютных рынках, рефинансировании банковской системы и пр.;
будут управлять валютными резервами своих стран, поскольку в общий фонд ЕЦБ
предполагается передать только 25% совокупных официальных валютных резервов
государств – членов ЕС.
В настоящее время довольно сложно прогнозировать ход развития
европейской валютной интеграции, так как показатели ряда стран не
соответствуют критериям перехода к валютно-экономическому союзу, что
тормозит продвижение к достижению зафиксированных в Маастрихтском договоре
целей. Возможно, введение общеевропейской валюты произойдет не ранее 2002
г., поскольку страны – участницы ЕС смогут выполнить условия конвергенции
лишь к 199 г., после чего потребуется не менее 3 лет для перехода на единую
валюту. Несмотря на имеющиеся трудности, многие центральные банки, например
Бундесбанк, категорически выступают против любого ослабления критериев
Маастрихтского договора в целях ускорения процесса интеграции.
2.3. Функции центральных банков.
Среди многообразных функций центральных банков следует выделить основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка – сохранение стабильности национальной денежной единицы, - и дополнительные, соответствующие решению этой задачи.
Основные функции, осуществляемые всеми без исключения центральными
банками, разделяются на регулирующие, контрольные и обслуживающие. К
регулирующим функциям относятся:
- управление совокупным денежным оборотом;
- регулирование денежно-кредитной сферы;
- регулирование спроса и предложения на кредит.
Контрольные функции включают в себя:
- осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы;
- проведение валютного контроля.
Обслуживающие функции заключаются в:
- организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков;
- кредитовании банковских учреждений и правительства;
- выполнении центральным банком роли финансового агента правительства.
Важнейшей регулирующей функцией, присущей всем без исключения центральным банкам, является разработка и проведение денежно-кредитной политики.
Характер проводимой центральным банком денежно-кредитной политики во многом зависит от степени его независимости от правительства, которая может быть большей или меньшей, но никогда не является абсолютной. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или иной валютный режим.
С другой стороны, отмечаемые в последние десятилетия тенденции в денежно-кредитной сфере способствовали усилению независимости центральных банков. Так, имевшие место процессы либерализации движения капиталов и дерегулирования привели к повышению значения рыночных инструментов и уменьшению роли административных методов регулирования. Это, в свою очередь, вызвало свертывание регламентирующих процедур и в определенной степени укрепило независимость центральных банков.
Разработка и проведение денежно-кредитной политики включают в себя:
- определение направлений развития денежно-кредитной политики;
- выбор основных инструментов денежно-кредитной политики;
- создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям;
- проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной политики;
- составление денежных программ и контроль за их выполнением.
Не менее важной регулирующей функцией центрального банка является регулирование спроса и предложения на кредит и иностранную валюту, осуществляемое посредством проведения интервенционных операций на денежном и валютном рынке. В целях сдерживания кредитной экспансии центральные банки предпринимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно-банковских институтов, а для расширения кредитной экспансии осуществляют противоположные действия. Аналогичный характер имеют интервенционные операции на валютном рынке.
Контроль за функционированием кредитно-банковской системы – одна из контрольных функций центрального банка – обусловлен необходимостью поддержания стабильности этой системы, поскольку доверие к национальной денежной единице предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих кредитно-банковских институтов.
Как правило, надзор за кредитно-банковской системой осуществляют
непосредственно центральные банки, однако в Бельгии, Германии, Швейцарии и
Японии органы надзора институционально отделены от центрального банка.
Несмотря на это центральный банк самым тесным образом связан с ними,
принимая участие в их деятельности или оказывая консультационные услуги. В
других странах центральный банк контролирует деятельность кредитно-
банковских учреждений совместно с другими институтами. Так ФРС США
осуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорацией
страхования депозитов, Службой контролера денежного обращения,
уполномоченными органами штатов.
Не менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования.
Степень жесткости валютного контроля и валютного регулирования зависит прежде всего от общего валютно-экономического положения страны. Так, в развивающихся странах контролю обычно подлежит весьма широкий круг операций по внешним платежам и расчетам, что обусловлено необходимостью регламентации расходования иностранной валюты. Напротив, наиболее развитые в экономическом отношении страны в настоящее время идут по пути либерализации валютного контроля.
Обеспечение бесперебойного функционирования системы наличных и безналичных расчетов – одна из обслуживающих функций центрального банка.
Первоначально деятельность центрального банка в этой сфере ограничивалась
выпуском в обращение бумажно-денежных знаков. (Денежная эмиссия и в
настоящее время составляет основу деятельности всех центральных банков). В
дальнейшем по мере развития безналичных расчетов центральный банк стал
выступать в роли организатора и участника платежно-расчетных отношений.
Находясь в центре потоков денежных средств, центральные банки призваны
обеспечивать быстрое и бесперебойное функционирование механизма безналичных
расчетов и платежей. Вместе с тем непосредственное участие центральных
банков в платежных системах не является обязательным – некоторые
центральные банки ограничиваются контролем за деятельностью этих систем.
Другая обслуживающая функция центрального банка – кредитование кредитно- банковских институтов и правительства. Являясь кредитором последней инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно-банковским учреждениям, испытывающим временные недостатки в финансовых ресурсах.
Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют
финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета.
Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды
центрального банка правительству составляют значительную часть их активов.
Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим
данная функция в настоящее время относится не к основным, а к
дополнительным.
Еще одна обслуживающая функция центрального банка – выполнение им роли финансового агента правительства, то есть ведение правительственных счетов и управление активами различных правительственных ведомств. В некоторых странах, например в США, центральные банки выполняют эту функцию совместно с коммерческими банками. В других государствах, например в Италии, центральные банки являются практически бухгалтерами государственных учреждений.
Дополнительные функции центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (сохранение стабильности национальной денежной единицы), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относятся: управление государственным долгом, проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных, изготовление банкнот и др.
Функции проведения аналитических и статистических исследований по своему характеру могут быть весьма неодинаковыми и неравнозначными в центральных банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловило в некоторых странах (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония) делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого рода данных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13