При оценке скорости обращения денег учитывается не только динамика совокупного денежного оборота, но и движение наличного и безналичного компонентов, взятых в отдельности. Это обусловливает необходимость расчета различных показателей для определения скорости обращения наличных и безналичных денег. Скорость обращения наличных денег отражается следующим показателем:
Q
V= (T + S)* -----,
M0 где V – скорость обращения наличных денег;
Т – товарооборот;
S – услуги, предоставляемые на платной основе;
Q – количество товаров и услуг;
M0 – сумма наличных денег в хозяйственном обороте.
Этот показатель позволяет проследить зависимость между массой денег в обращении и интенсивностью их расходования. Увеличение данного показателя свидетельствует об обслуживании товарного обращения относительно меньшей массой наличных денег.
Для выявления роли ценового фактора в изменении скорости обращения наличных денег данный показатель рассчитывается раздельно в текущих и в сопоставимых ценах.
Наиболее часто используемым показателем, который определяет скорость обращения денег (V), является отношение ВВП к денежной массе, выражаемое следующей формулой:
ВВП
V= ----------,
М1
Данный агрегированный показатель также рассчитывается в текущих и постоянных ценах и позволяет оценить взаимосвязь денежных и материальных потоков в хозяйственном обороте.
Показатели скорости обращения денег в различных странах неодинаковы.
В Японии, Франции и Италии национальная денежная единица за год
оборачивается в процессе производства и обращения в среднем от 2 до 4 раз,
в США, Германии, Великобритании – 5 – 6 раз. Эти данные отражают не только
качественное расхождение по составу денежных агрегатов, используемых при
расчете показателя скорости обращения денежной массы, но и различие форм
сбережений, методов управления наличностью, степени развития и
использования безналичных расчетов и т.п.
3.3. Регулирование денежного оборота.
Исходя из задачи регулирования платежеспособного спроса в экономике
центральные банки определяют целевые ориентиры роста денежной массы в
обращении, в связи с чем подобного рода практика получила название
«денежное таргетирование».
Целевые ориентиры на прирост денежной массы стали применяться в 70-е годы в связи с усилением инфляционных процессов, а также введением режима плавающих валютных курсов, который ослабил влияние внешних факторов на динамику денежной массы. Целевые ориентиры представляют собой установление верхних и нижних пределов изменения объема денежной массы, то есть введение прямых ограничений.
Важное значение для эффективного регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров имеет порядок их установления – или в виде контрольных цифр (Франция), либо «вилки» (США), либо прогноза (Япония).
В различных странах целевые ориентиры устанавливаются на неодинаковые сроки: в Великобритании наиболее целесообразным был признан одногодичный срок денежного таргетирования, рассматриваемый как оптимальный для возможного взаимного погашения возникающих временных колебаний процентных ставок; в Японии прогнозы ожидаемого роста целевого денежного агрегата публикуются в начале каждого квартала; в Италии целевые ориентиры устанавливаются сроком на 1 месяц с учетом сезонных и некоторых других временно действующих факторов.
Необходимость использования того или иного метода регулирования количества денег в обращении не подвергается сомнению ни в одной стране и у ведущих международных кредитно-финансовых организаций. Вместе с тем результаты установления целевых ориентиров на прирост денежной массы оцениваются неоднозначно, поскольку желаемой четкой корреляции между денежным регулированием и общими результатами развития экономики не прослеживается. Тем не менее ведущие развитые страны намереваются и в дальнейшем прибегать к денежному таргетированию.
4.1. Денежно-кредитное регулирование.
Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком,
является одним из элементов экономической политики государства и
представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение
денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и
других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно
нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня
инфляции и безработицы. В законах о центральных банках особо подчеркивается
их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной
валюты.
В зарубежной экономической литературе денежно-кредитная политика разделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенций, изменений уровня учетной ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы, и «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры воздействия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Являясь посредником между государством и банковской системой страны, центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью определенных инструментов. По мере развития кредитных систем и рынков ссудных капиталов возможности центрального банка непосредственно воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе с тем расширился арсенал и повысилась эффективность рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования.
Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых центральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.
Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-
кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам
воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые и
косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования
(количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и
долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.
Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно- кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.
По форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах.
Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы
воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством
формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов.
Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению
с административными, но результаты их применения не всегда адекватны
намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход
центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.
По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные.
Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом.
Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно – стоимости банковских кредитов.
По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно- кредитной политики.
Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто используемыми центральными банками зарубежных стран, являются установление минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно- кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничение и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде всего, от задач, которые решает центральный банк на том ил ином этапе экономического развития.
На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее
результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в
денежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных и
кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов
кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов.
По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным методам
регулирования денежной массы, и, прежде всего к операциям на открытом рынке
и изменению уровня процентных ставок.
4.1. Регулирование официальной учетной ставки.
Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная ставка – это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13