Структурные преобразования в экономике России
p> Значение внешнеэкономических ресурсов, мобилизуемых странами для хозяйственного развития, трудно переоценить. Выступая катализатором экономического роста, они способствуют осуществлению прогрессивных структурных сдвигов, созданию новых отраслей промышленности, укреплению позиций национальных производителей на мировых рынках. В условиях глубоких экономических кризисов их значение многократно возрастает. Активное и комплексное использование внешнеэкономических ресурсов сыграло, как известно, исключительно важную роль в послевоенном восстановлении экономики стран Западной Европы и Японии, а также в преодолении отсталости и быстром подъеме ряда «новых индустриальных государств». В контексте мирового опыта неотъемлемой составной частью так необходимой сегодняшней России новой структурно-инвестиционной политики должна стать внешнеэкономическая стратегия, нацеленная на содействие решению задач структурной перестройки.
Главным здесь представляется обеспечение притока внешнеэкономических ресурсов к приоритетным инвестиционным проектам и федеральным программам, и в первую очередь к программам «Реструктурирование» и «Эффективный проект», о которых говорилось выше.

В условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство целью реструктурирования предприятий является организация на основе использования передовой техники и технологии высокоэффективных производств конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи с помощью МСДП могли бы эффективно решаться такие вопросы реструктуризации(что сегодня очень актуально), как разработка бизнес-планов, технико-экономических обоснований и стратегий развития предприятий, реорганизация их систем управления, техническое перевооружение производства, налаживание выпуска конкурентоспособной продукции. Каждое из таких решений может осущвствляться самостоятельно путем использования тех или иных комбинаций отдельных фирм МСДП. Достигаемая при этом максимальная диверсификация источников и механизмов финансирования выступает одним из важнейших факторов жизнеспособности проекта и надежным залогом его успешной реализации. Особое значение для подъема российской экономики имеют модели полного реструктурирования крупнейших предприятий с одновременной апробацией в рамках одного проекта основных форм МСДП включая консалтинговые услуги, международные кредиты, иностранные инвестиции. международную хозяйственную кооперацию, импорт технологий и др. По своему функциональному назначению такие начинания были бы аналогичны известным
«большим проектам», сыгравшим чрезвычайно важную роль в модернизации экономики Франции в 60-е годы (речь идет, в частности о пректах «Конкорд»,
«Аэробус», «Ариан»). Отбор российских предприятий для подобного ресттруктурирования, разумеется, должен быть достаточно жестким. В их число было бы целвсообразно включить наиболее передовые в техническом отношении предприятия, имеющие солидные экспортный потенциал и входящие в состав какой-либо финансово-промышленной группы. Последнее обстоятельство придает проекту дополнительную устойчивость.

Наряду с этим на более широком круге предприятий следует отрабатывать отдельные элементы маделей реструктурирования. При этом должна быть активно задействована и программа «Эффективный проект». Первостепенного внимания здесь заслуживает подготовка бизнес-планов, технических обоснований и стратегий перспективного развития. Для выполнения этой работы могут быть привлечвны ведущие зарубежные консалтинговые фирмы, многие из которых уже обосновались в России. Получить консалтинговые услуги мирового уровня российские предприятия могут сегодня практически на бесплатной основе — в случае финансирования за счет программ технической помощи, которые осуществляются у нас международными организациями— Европейский Союз, ВБ и
ЕБРР, а также правительствами ряда зарубежных стран — США,Англии, Германии,
Голландии, Японии и др.

Наиболее крупной и детально проработанной из этих программ является осуществляемая ЕС в странах СНГ программа ТАСИС. Наряду с этим ЕС совместно с ЕБРР создал ряд венчурных фондов, призванных не только оказывать консультативную помощь но и привлекать к инвестиционным проектам зарубежные частные и государственные инвестицни. Учредителям-инициаторам инвестиционных проектов следует иметь в виду, что разработанный или одобренный крупнейшими консалтинговыми фирмами мира бизнес-план является своего рода «визитной карточкой» проекта, открывающей доступ к международным финансовым ресурсам.

Другой важнейший элемент инвестиционного проекта — строительно- монтажные работы, финансирование которых может осуществляться с помощью таких форм МСДП, как иностранные инвестиции, зарубежныекредиты, международный лизинг строительного оборудования и др. Мировой опыт показывает, что исходным пунктом функционирования проекта может стать выпуск акций компании, создаваемой для реализации провкта. Эти акции, с одной стороны, укрепляют его финансовую базу, с другой — выступают для потенциальных кредиторов одной из форм его обеспечения.

В целом на стадии строительно-монтажных работ внешние ресурсы через различные механизмы заимствования следует использовать для приобретения таких строительных машин и материалов.которыми Россия не располагает. Само же строительство должно финансироваться за счет средств отечественных инвесторов. Вместе с тем крайне важно использовать современные методы финансирования, практикуемые в условиях рыночной экономики. И здесьв первую очередь необходимо внедрять широко применяемую за рубежом схему, в соответствии с которой инициаторы проекта могут использовать для финансирования строительства заемные средства, получаемые под залог и земельного участка, на котором располагается проектируемый объект, и строящегося здания. Прорыв в этом направлении уже состоялся: «Столичный банк сбережений» выдал кредит для строительства в Москве офисного здания под залог права на застройку земель-

ного участка".

Техническое перевооружение производства как ключевой элемент проекта реструктурирования предприятия может осуществляться за .счет займов международных экономических организаций, межправитсльстнснных и коммерческих валютных кредитов, международного финансового лизинга, прямых и портфельных иностранных инвестиций.

Наконец, для большинства проектов реструктурирования российских предприятий центральной проблемой является организация эффективного производства конкурентоспособной продукции. Эта проблема сложна для любой страны, и для нашей в особенности, поскольку нова. Плановая экономика, весьма слабо реагирующая на сигналы мирового рынка и не испытывающая особых хлопот на рынке внутреннем ввиду постоянного дефицита товаров и услуг, могла о

конкурентоспособности не заботиться. В условиях же формируемой в России открытой рыночной экономики решение находить необходимо. В рамках реализации проектов реструктурирования предприятий это предполагает широкое использование внешнеэкономических ресурсов, частично уже осуществляющееся по следующим направлениям.

Во-первых, — путем выпуска хорошо известной в мире продукции зарубежных компаний на основе приобретения лицензионных прав, развития франчайзинга, сборки готовой продукции из импортных узлов и деталей с намерением постепенно увеличивать в ней долю отечественных компонентов. Во- вторых, — посредством оснащения собственной продукции импортными комплектующими, резко повышающими качество и технический уровень изделия. В- третьих, — через организацию совместного производства продукции по образцам зарубежного партнера.

Итак, российская экономика нуждается в глубокой структурной перестройке, направленной на формирование высокоэффективных, конкурентоспособных производств, обеспечивающих ее интеграцию в систему мирового хозяйства. Решение этой задачи может быть успешным лишь при коренном изменении государственной инвестиционной политики, тесном взаимодействии и всестороннем равноправном деловом сотрудничестве с мировым сообществом.

Основные тенденции в российской экономике в 1992-1996 гг.

Ретроспективный анализ развития российской экономики показывает, что постепенное замедление темпов экономического роста сопровождающееся устойчивым снижением эффективности использования основных факторов производства наблюдалось уже со второй половины 70-х годов. Именно в этот период в наибольшей степени проявилось несоответствие состояния производственно-технологического аппарата сложившимся пропорциям инвестиционной поддержки базовых секторов экономики. Усилились диспропорции в сфере производства, потребления и финансирования, снизилась инновационная активность производителей. Структурный кризис национального хозяйства явился следствием объективных процессов развития и влияния долговременных разрушительных тенденций функционирования российской экономики как закрытой, директивно управляемой системы. Восстановление темпов экономического роста предполагало необходимость проведения кардинальной реформы экономики, актуализировало поиск новых форм и инструментария экономического регулирования.

Экономическая ситуация на первом этапе реформ формировалась под влиянием нескольких групп факторов:

1)факторов, обусловленных структурной деформированностью и технологической отсталостью российской экономики, ее ориентацией на экстенсивное использование ресурсов и сохранением высокой внеэкономической нагрузки;

2)факторов, направленных на перестройку традиционных государственно- политических и экономических структур и наиболее активно проявившихся в конце 80-х и начале 90-х годов;

3)факторов, связанных с реализацией радикальной реформы народного хозяйства в 1992г., либерализацией хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, бюджетной и кредитной политикой.

Если первая группа факторов в основном определяла инерционность экономических процессов, то действие других оказывало более активное воздействие на изменение структуры экономики.

В 1992г. экономическая ситуация оставалась довольно сложной в силу значительных макроэкономических диспропорций и трудностей, неизбежно возникающих на начальных этапах перехода к рыночной экономике.

Сокращение совокупного объема производства было обусловлено целым рядом факторов, включая падение уровня внутреннего платежеспособного спроса, связанное с уменьшением реальных доходов в результате либерализации цен в январе 1992г., а также медленной адаптацией производителей к новым ценовым пропорциям. Существенное влияние оказывало нарушение традиционных экономических связей со странами Восточной Европы и государствами СНГ, а также сокращение инвестиций и расходов на оборону.

После скачка цен, связанного с их либерализацией в январе 1992г., наметилось постепенное замедление темпов инфляции по месяцам. Однако к середине года эта тенденция изменилась и в период с октября 1992г. по март
1993г. месячные темпы инфляции составляли 20-25%. Увеличение темпов инфляции начиная с середины 1992г. было связано с изменением кредитно- денежных ограничений, финансовая политика стала менее жесткой. Центральный
Банк России резко увеличил объем целевых кредитов сектору государственных предприятий по субсидируемым процентным ставкам и значительно расширил кредитование центральных банков стран СНГ; одновременно он финансировал растущий дефицит федерального бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать