Сущность и виды лизинга

         Таким образом, промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда (в противоположность покупке), минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.

В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих  автомобилей.

В СССР с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по lend - lease осуществлялись поставки американской техники.

В конце 50-х годов лизинговые компании обратили свои взоры на зарубежные рынки. В 1959 г. «United States Leasing Corp.» учредила филиал в Канаде. Так начиналось превращение лизинговых компаний в транснациональные компании.

Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

Однако, первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского. К середине 60-х годов лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.

В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название “финансово-лизинговых обществ”; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.

В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли”  лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Дойче лизинг ГМбХ”  появилась в 1962 году в Дюссельдорфе (ФРГ). Однако их развитие сдерживалось несовершенством законодательства. Лишь после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост характеризуется высокими темпами.

Бурный рост их количества и объёмов лизинговых операций начался после правового закрепления статуса лизинговых договоров. Этот период пришёлся на 80-е годы. С 1972 года здесь существует европейский рынок лизинга.

С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.

1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В этот год корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа “fly before buy” (“летать, прежде чем покупать»).

В условиях жёсткой конкуренции за внутренние и внешние рынки всё    более важным становится улучшение не только технических характеристик оборудования, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Лизинг как раз и может удовлетворить эти дополнительные требования потребителей, с одной стороны, и повысить прибыль лизинговых фирм за счёт расширения круга клиентуры- с другой.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике “США - Западная Европа - Япония”. В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления “пакета услуг”, включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.


1.3. Законодательство  зарубежных стран о лизинге

 

Положение с  лизингом в странах Западной Европы освещается в годовых отчетах Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний  «Leaseurope». Российская лизинговая ассоциация также входит в данную международную организацию. Наибольшие объёмы взятого в лизинг оборудования приходятся на Германию, Великобританию и Францию. Что касается структуры оборудования, то наибольший удельный вес приходится на автомобили (38,7 %), машины и промышленное оборудование (24,4%), компьютеры и офисное оборудование (13,9%), транспортные средства (13,8%).

Характерной особенностью англо-саксонской системы права (Англия и США) является тот факт, что в любой договор составной частью входят подразумеваемые условия-специфический институт англо-американского права, используемый судами для восполнения воли сторон, если они не оговорили какой-либо вопрос в контракте. Не является исключением и договор лизинга. В английском Законе о поставке товаров и услуг 1982 г. перечислены подразумеваемые условия, входящие составной частью в договор найма.  В английском праве договоры лизинга и имущественного найма принадлежат к группе отношений, именуемых зависимым держанием. Договор лизинга здесь никогда не может перерасти в договор купли-продажи, в него никогда не включается опцион на покупку, чтобы сохранить различие между договором лизинга и договором аренды-продажи. Договор лизинга в Англии квалифицируется нередко как специфическая аренда (именно специфическая поскольку в Англии договор лизинга не относят к разновидности договора обычной аренды.

К подразумеваемым условиям относятся:

1.    условие о том, что лицо, передающее имущество в пользование, может передавать право пользования на срок зависимого держания;

2.    условие о «спокойном» владении  имуществом пользователем в течение всего срока договора;

3.    условие о том, что имущество, являющееся предметом договора, отвечает требованиям по качеству;

4.    условие о пригодности имущества для определённых специальных целей, если пользователь во время переговоров поставил о них в известность другую сторону.

В США значительная часть американских лизинговых компаний была создана крупными производителями оборудования. Другая часть лизинговых компаний организована крупными коммерческими банками. Сфера деятельности таких компаний совпадает с районом, на который распространяется влияние регионального банка. Характерно, что американское законодательство запрещает коммерческим банкам выполнять определённые виды финансовых услуг. Лизинговые компании отделены от банков. Кроме того, даже крупные страховые компании Америки не обходят стороной такую сферу как лизинг. Налоговое законодательство США таково, что частным лицам более выгодно вкладывать свои доходы в покупку оборудования и предоставлять его в лизинг.

КНР. В 1979 г. был принят закон, разрешающий деятельность международных совместных предприятий.

Основная часть сделок приходится на финансовый лизинг сроком от 1 года до 5 лет, средний срок лизинга 2-3 года. Пользователи предпочитают короткие сроки лизинга оборудования, что позволяет им свести к минимуму расходы по выплате процентов. Обычно выплаты производятся раз в  квартал или ещё реже. После завершения срока контракта пользователь может выкупить оборудование по остаточной стоимости. Контракты обычно подкрепляются гарантиями банков.

Значительная часть фабрик и заводов КНР устарела, и представляется, что финансовый лизинг оборудования имеет хорошие перспективы.

В Южной Корее после принятия Закона о поддержке лизинга объём заключённых контрактов возрос в два раза.

Всего в Ю. Корее действует 14 субъектов лизинга: 8 специализированных компаний и 6 торговых банков.

Законодательство в этой стране регламентирует условия создания лизинговой компании, её сферу деятельности, типы оборудования, которые можно сдавать в лизинг. Если срок эксплуатации оборудования не более 5 лет,  то срок договора лизинга должен быть не менее 70 % срока эксплуатации оборудования. Если срок эксплуатации оборудования составляет 5 лет и более, то срок лизинга должен быть не менее 60% от срока эксплуатации оборудования. Право на покупку не является  обязательным условием, но может быть предоставлено в качестве уступки пользователю.

Одна из основных экономических задач правительства Южной Кореи состоит в поощрении деятельности мелких и средних предприятий. Поэтому, существует директива, обязывающая специализированные лизинговые компании не менее 35 % объёма лизинговых операций выделять мелким и средним предприятиям.

Германия. В Германии в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Порядок налогообложения лизинговых сделок излагается в письмах федерального министра финансов от 19.04.1971 года и от 22.12.1975 года. Заключаемые в соответствии с установленными нормами лизинговые контракты позволяют воспользоваться рядом налоговых льгот.

Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга - это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа - лизинг Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” была основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в Германии лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних компаний.

“Гефа - лизинг Гмбх” была основана группой “Гефа” в 1968 году. За время своего существования фирма сдала своим клиентам в аренду оборудование общей стоимостью свыше 3 млрд. марок ФРГ.

Австрия. В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствии с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действия контракта арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать