Сущность и значение приватизации
смотреть на рефераты похожие на "Сущность и значение приватизации"
Волгоградский Государственный Технический Университет
Реферат
«Значение и сущность приватизации»
Выполнил:
Андреев С. А. группа Э-356
Волгоград - 1999
ВВЕДЕНИЕ
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Триада "стабилизация — либерализация — приватизация" стала классической для содержательного определения направлений таких реформ, по крайней мере на первой их стадии. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности.
Приватизационная волна, захлестнувшая мир в 80-е годы, к началу 90-х годов докатилась до берегов России и робко остановилась у последних бастионов командно-административной системы. Если в 80-е годы тема приватизации реально интересовала лишь узкий круг ученых академического толка, и то лишь применительно к странам Запада и развивающегося мира, то где-то с осени 1990 г. в России начинается сверхактивное обсуждение приемлемой модели приватизации для внутренних нужд.
Сам термин "приватизация" становится одним из наиболее модных и
обязательных атрибутов большинства экономических программ и дискуссий.
Практически каждый мало-мальски заметный экономист счел своим долгом
изложить личную концепцию приватизации или по крайней мере выразить свое
отношение к предмету. Не только экономисты, но и специалисты из многих,
отнюдь не сопряженных областей спешили выдвинуть свои концепции и щеголяли
знанием зарубежного опыта.
Если 1985—1989 гг. можно охарактеризовать как период косметических
изменений действовавшей системы, когда любые альтернативные формы
собственности рассматривались лишь в контексте "многоукладной
социалистической экономики" с доминирующим госсектором, то 1990—1991 годы —
это годы более систематических реформ или, что точнее, более
систематических концепций прорыночных преобразований. Заметный сдвиг
произошел в идеологических подходах к вопросам собственности в целом и
реформирования соответствующих отношений в частности. Последнее проявлялось
и в содержании рассматривавшихся программ, и в принятом в этот период
законодательстве. Одновременно — на фоне продолжающихся дискуссий о
допустимости альтернативных форм собственности и методах приватизации —
резко активизировался спонтанный приватизационный процесс.
Думается, что если 1992 год войдет в историю России как год старта
крупномасштабной реформы в сфере отношений собственности на основе
разработанного приватизационного законодательства, а год 1993-й — прежде
всего как год интенсивного наращивания "критической массы" соответствующих
количественных преобразований, то год 1994-й должен стать переходным к
новой приватизационной модели, ориентированной в первую очередь на
стимулирование структурных изменений и инвестиционную составляющую
приватизационного и постприватизационного процесса. Очевидно, что любые
серьезные изменения приватизационных схем и ориентиров должны основываться
на оценках результативности пройденного этапа, тем более столь
политизированного и популистского, как чековый.
Достаточно представить себе всю многогранность и специфику тех
экономических, правовых, политических, социальных, исторических и
национальных условий, в которых развивается процесс реформ в России, чтобы
не питать иллюзий относительно степени сложности задачи. Вместе с тем такие
иллюзии имели и имеют место как в правительственных кругах и среди
парламентариев, так и у экономистов-интеллектуалов любой ориентации. Крайне
широк и разброс позиций по данному вопросу, отражающий практически всю
политическую палитру российской общественной жизни.
1. Цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике
Цель реформы собственности как фундаментального элемента системных реформ
в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для
нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе
процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно
формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для
рационального изменения структуры производства как ключевых условий
повышения эффективности производства и роста национального дохода. Не
вызывает сомнений необходимость приватизации и для формирования демократии
в рамках политической системы, образования новых социальных слоев, которые
не заинтересованы в коммунистическом реванше. Очень хорошая и лаконичная
формулировка ключевой задачи приватизации в переходных экономиках дана А.
Шлейфером: приватизация "ведет к постоянному перераспределению контроля от
бюрократов к инсайдерам фирм и внешним акционерам. Приватизация дает явные
преимущества для экономической эффективности потому, что она устанавливает
первоначальные права частной собственности".
В этом смысле такие потенциальные цели приватизации, как "всеобщая
справедливость" или пополнение доходов госбюджета, неизбежно уходят на
второй план. При этом тем не менее если достижение в ходе приватизации
"всеобщей справедливости" попросту абстрактно и практически нереально, то
частичное решение бюджетных проблем за счет доходов от приватизации
возможно в зависимости от избранных моделей.
Позитивное воздействие приватизационного процесса, равно как и относительно успешное решение собственно приватизационных проблем, достижимо со всей очевидностью лишь в комплексе мер по финансовой стабилизации, либерализации цен, демонополизации производства, развитию финансовых рынков и проведению активной антимонопольной политики, открытию экономики для импорта товаров и капиталов. Собственно приватизация в условиях переходной экономики не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий, она лишь создает необходимые экономико-правовые предпосылки для этого.
Перспективы реализации любой приватизационной программы в значительной
степени зависят также от развитости частного сектора экономики и состояния
финансовых рынков, степени доходности госпредприятий, наличия правовых
гарантий для иностранных инвесторов, политики профсоюзов, общего состояния
экономики, наличия благоприятной институционально-правовой среды в целом.
При этом не только характер собственности, но сама рыночная среда,
организация работы фирмы и интенсивность управления определяют ее
деятельность, а "экономическая эффективность гораздо больше зависит от
конкуренции, чем просто от природы права собственности". Таким образом,
отсутствие либо наличие адекватной экономической среды в существенной мере
определяет эффективность приватизации и ее масштабы. В свою очередь,
масштабная приватизация есть неизбежная предпосылка трансформации
переходной экономической среды в рыночную, прежде всего посредством
создания значительного сектора независимых от государства рыночно
ориентированных компаний.
В условиях высокоразвитой рыночной экономики основной проблемой в рамках государственных приватизационных программ является выбор и отработка технических аспектов передачи прав собственности на отдельные компании в частные руки, прежде всего в целях обеспечения экономической эффективности дальнейшего функционирования этих компаний. В постсоциалистических странах начальным этапом приватизации является выбор и теоретическое обоснование концепции и моделей приватизации, что сопряжено с целым рядом специфических особенностей.
Среди особенностей приватизации практически во всех странах с переходной экономикой исследователи отмечают такие, как:
— связь приватизации с изменением властных отношений в обществе;
— масштабы приватизации;
— отсутствие рациональной рыночно-конкурентной среды;
— огромные технические сложности;
— необходимость идеологического выбора;
— отсутствие на стартовом этапе необходимой институциональной инфраструктуры.
В условиях России разработка и реализация приватизационной политики особенно усложняется в силу действия — более весомого по сравнению с другими странами переходной экономики — следующих факторов:
— во-первых, параллельно с процессом выбора глобальных моделей происходит масштабная приватизация на микроуровне, спонтанный перевод государственных предприятий и имущества в иные формы собственности;
— во-вторых, высочайший уровень концентрации наравне с отсталостью многих секторов российской промышленности препятствует проведению эффективной и социально "мягкой" структурной перестройки до и в ходе приватизации;
— в-третьих, именно приватизация и проблемы преобразования собственности есть та область экономических реформ, где политический и популистский прессинг наиболее тяжел.
Последнее обстоятельство, в частности, самым непосредственным образом влияет на противоречивость и нестабильность законодательной базы, что проявляется в отсутствии единого правового подхода, одномоментном действии противоречащих друг другу нормативных актов, частой смене тактических установок и моделей, принятии в ряде конкретных случаев актов, дающих той или иной стороне эксклюзивные права вне рамок законодательства, в возможности отмены уже принятых решений.
Более того, высочайшая степень политизации приватизационного процесса в
России и, следовательно, вынужденный конфликтно-компромиссный характер его
развития обусловливают объективную неизбежность абстрагирования — по
крайней мере на первом этапе осуществления приватизационной модели — от
задач настоящей приватизации в пользу модели, ориентированной на достижение
социального компромисса.
Иными словами, мучительная выработка глобальной макроэкономической модели
с поправкой на "всеобщую справедливость" и параллельно с интенсивно
развивающимся спонтанным процессом объективно уводит в сторону от ключевой
задачи приватизации:
последовательное и постепенное формирование новой экономической среды и
мотиваций для конкретных экономических агентов, эффективно функционирующий
микроуровень, привлечение и поощрение преимущественно "крепких" инвесторов,
защищенных безусловными юридическими гарантиями и заинтересованных не в
"проедании" ресурсов предприятия, а в эффективной долгосрочной стратегии
роста.
В любом случае это долговременный процесс, важными составляющими которого являются стабильность и непротиворечивость законодательства, учет политической атмосферы и настроений различных социальных слоев населения, обеспечение тщательно продуманного "баланса участии" в приватизационном процессе всех заинтересованных сторон. Если официальная приватизационная программа не будет в значительной степени компромиссной и исходить из принципа обеспечения такого "баланса участии" по всему комплексу реализации прав собственности, который существовал de facto или складывается спонтанно, то ее успех представляется более чем сомнительным.