Сущность и значение приватизации
p> — средневзвешенный курс чековых аукционов с учетом переоценки основных фондов предприятий.

Существенно также, что, по оценкам, только 20% приватизационных чеков и основных фондов находились в регионах, где их количество сбалансировано, и соответственно рыночная котировка ваучера должна была быть выше средней.
Так, если покрытие основных фондов ваучерами составляло на Севере лишь 53%, в Восточной Сибири — 58, Центрально-Черноземном районе — 76, на Дальнем
Востоке — 78, в Поволжье — 92, то на Урале избыток ваучеров составлял 3 %,
Северо-Западе — 8, в Западной Сибири — 21, Волго-Вятском районе — 22,
Центральном — 25, на Северном Кавказе — 67 %. Наиболее заметным следствием этого стала некоторая локализация ваучерных рынков в нескольких центрах и чрезвычайная выгодность игры на территориальных курсовых разницах, которая могла обеспечить до 200 % прибыли.

Правительство неоднократно принимало меры для поддержки курса чека на рынке (рассматривая это и как залог собственного престижа): увеличение квот чековой оплаты имущества до 35—90%, вовлечение в чековый оборот земли, жилья и муниципальной собственности, разрешение предприятиям скупать чеки из средств приватизационного фонда, обязательность оплаты 50% закрытой подписки чеками и другие. Но ключевым вопросом всегда оставалось ускоренное акционирование предприятий для обеспечения предложения чековых аукционов.
3.3. Акционирование государственных предприятий

Первым решительным шагом правительства в этом направлении стал широко известный Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 о принудительном акционировании федеральных предприятий. Хотя качество проработки типовых документов и умышленная примитивизация ряда процедур акционирования вряд ли могут быть оценены очень, высоко, тем не менее сам факт ускоренного преобразования около 6 тыс. предприятий в АО был во многом оправдан следующими соображениями:

— выпуск ваучеров в условиях возможного инвестиционного кризиса в сфере приватизации рассматривался ГКИ как важный канал подкачки инвестиционного спроса со стороны населения, и в этом смысле акционирование значительного числа предприятий и эмиссия их акций были необходимы для обеспечения адекватного инвестиционного предложения;
— акционерная форма собственности (даже без смены собственника) казалась более приемлемой для создания условий эффективного привлечения и перелива капитала между экономическими агентами в ситуации кризиса источников финансирования (собственной прибыли, бюджета, банковских кредитов).
Работа по акционированию крупных госпредприятий началась практически сразу после вступления в силу Указа № 721.
Таблица 2. Итоги акционирования государственных предприятий в Российской
Федерации к 1 июля 1994г.
| |Подлежат |Преобразуются |Подразделения, |
| |обязательно |добровольно |выделенные в |
| |(крупные) |(средние) |виде АО |
| |на |на |на 1.01. на |на 1.01. на |
| |1.01. |1.07. |1.07. 1993 1994 |1.07. 1993 1994 |
| |1993 |1994 | | |
|Включены в реестр |4978 |7129 | | | | |
|предприятий, | | |- |- |- |- |
|подлежащих | | | | | | |
|акционированию | | | | | | |
|Принято решение о |2520 |5437 |2545 |17 738 |547 |1784 |
|преобразования | | | | | | |
|(комитетом) | | | | | | |
|Утверждено планов |1326 |4982 |1546 |17042 |283 |1053 |
|приватизации и актов | | | | | | |
|оценки | | | | | | |
|Количество |674 |4368 |737 |15 936 |139 |997 |
|зарегистрированных АО | | | | | | |
|Уставный капитал (млрд|116,5 |834 |28,6 |247 |2,7 |23 |
|руб.) | | | | | | |
|Стоимость имущества, |24,5 |231 |10,0 |56 |0,44 |10 |
|передаваемого по | | | | | | |
|льготным схемам (млрд | | | | | | |
|руб.) | | | | | | |

Если к 1 января 1993 г. в реестр предприятий, подлежащих обязательному акционированию, было включено 4978 предприятий, а зарегистрировано как акционерное общество 674, то к 1 июля 1994 г. эти показатели составили соответственно 7129 и 4368. Всего же к 1 июля 1994 г. было зарегистрировано в качестве АО свыше 20 тыс. бывших государственных предприятий с совокупным уставным капиталом 1,1 трлн рублей (старые балансовые цены), а в разных стадиях акционирования находилось и было включено в общероссийский реестр акционируемых предприятий более 30 тыс. предприятий с оценочным уставным капиталом более 1,3 трлн рублей. Важно отметить, что около 23 тыс. из этих предприятий включились в процесс акционирования добровольно. Таким образом, чисто формально предложение в рамках массовой приватизации было подготовлено неплохо.

Безусловно, в перспективе значительная часть пакета акций работников перейдет в руки "внешних" инвесторов. Тем не менее любой промежуточный этап между моментом первичного распределения акций и появлением серьезного акционера — обладателя крупного пакета является несомненным препятствием для эффективного управления АО со всеми вытекающими последствиями. В этом смысле разумной политикой было бы постепенное ограничение соответствующих прав работников предприятий.
3.4. Политика продажи акций. Чековые аукционы

В соответствии с курсом ГКИ на приоритетную поддержку ваучерной приватизации в нормативных документах жестко определена последовательность продажи акций конкретного предприятия: закрытая подписка для работников, продажа акций (именно акций, а не пакетов) на чековом аукционе, и только после этого продажа на инвестиционном конкурсе, из фонда акционирования работников предприятия и иные способы. Все предприятия, принудительно преобразованные в АО, были разделены на пять групп в произвольной пропорции, акционирующиеся же добровольно — в зависимости от срока регистрации АО. Для каждой группы определялся крайний срок проведения чековых аукционов.

Количество акций, подлежащих продаже на чековом аукционе, определялось как разность между общим количеством акций, подлежащих продаже за чеки (от
35 до 90% в зависимости от уровня собственности), и количеством акций, продаваемых за чеки по закрытой подписке и должностным лицам администрации на льготных условиях. Позднее была определена единая обязательная квота акций, выставляемых на чековый аукцион, в 29% от общего числа. Первый тип заявки — без указания минимума акций за 1 чек — должен удовлетворяться полностью, второй — с указанием предельной цены — в зависимости от спроса на акции. С учетом опыта проведения первых аукционов была также предусмотрена возможность дробления номинала акции для удовлетворения всех заявок первого типа.

Несмотря на довольно жесткое законодательство, в течение всего срока проведения аукционов сохранялись такие негативные тенденции, как сопротивление властей в ряде регионов (по данным Аналитического центра администрации Президента РФ, в 1993 г. в 30—40% регионов было реализовано менее 3% чеков, а 10 регионов обеспечивали 50% продаж всех акций) и отраслевых министерств.

Первые восемь показательных чековых аукционов прошли в декабре 1992 г. в
Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Нижнем Новгороде и ряде других городов. Всего же в декабре 1992 г. — июне 1994 г. в 86 регионах России на чековых аукционах были выставлены акции более 15 тыс. предприятий с суммарным уставным капиталом более 1,1 трлн. рублей и с числом занятых свыше 17 млн. человек, или почти 2/3 занятых в промышленности.

Таблица 3. Результаты чековых аукционов в Российской Федерации по месяцам, к 1 июля 1994г.

| |кол-во|число |сумм. |число |суммарный |число |
| |предпр|регионов, |уст. |заняты|проданный |принятых |
| |. |в которых |кап., |х на |уст. кап. |чеков |
| | |проведены |млрд. |предпр| | |
| | |аукционы |руб. |, тыс.| | |
| | | | |чел. | | |
|Декабрь 1992 |18 |9 |3,0 |42 |0,51 |0,16 |
|г. | | | | | | |
|1993г. | | | | | | |
|Январь |107 |26 |5,7 |184 |0,60 |0,15 |
|Февраль |195 |40 |6,4 |174 |1,49 |0,54 |
|Март |436 |56 |22,5 |525 |5,27 |2,25 |
|Апрель |618 |69 |30,1 |811 |7,03 |4,43 |
|Май |577 |72 |23,3 |519 |4,60 |3,62 |
|Июнь |878 |79 |27,8 |767 |6,36 |4,28 |
|Июль |895 |81 |35,0 |690 |8,14 |6,64 |
|Август |871 |81 |33,0 |737 |6,80 |4,45 |
|Сентябрь |792 |83 |37,8 |792 |7,39 |4,71 |
|Октябрь |961 |83 |45,2 |896 |8,35 |4,41 |
|Ноябрь |934 |83 |46,3 |805 |8,64 |2,78 |
|Декабрь |1021 |83 |48,1 |976 |8,70 |3,38 |
|1994г. | | | | | | |
|Январь |733 |84 |46,0 |635 |9,07 |3,09 |
|Февраль |779 |86 |60,8 |1266 |13,6 |4,51 |
|Март |967 |86 |109,8 |1017 |16,6 |8,90 |
|Апрель |1057 |86 |96,6 |1206 |16,4 |13,2 |
|Май |1119 |86 |69,3 |1070 |16,0 |8,0 |
|Июнь |2621 |86 |386,3 |3234 |55,4 |23,7 |
|Всего по |15779 |86 |1151 |17816 |202,8 |104 |
|аукционам | | | | | | |

В среднем на аукционы выставлялось 18,9% акций каждого предприятия
(против 29 по закону), всего же за чеки продавалось — с учетом закрытой подписки — в среднем 71% акций (против положенных 80%).

Уставный капитал самих АО, акции которых выносились на чековые аукционы, колеблется от 1—2 млн. до 30 млрд. рублей (РАО "Норильский никель"), при среднем по России около 100 млн. рублей. Не меньший разброс характерен и для доли уставного капитала, выносимой на аукцион: минимум 3%, как АО
"Строитель" во Владивостоке, и максимум 60%, как АО "Свердловскдорстрой".

По оценкам ГКИ, максимальным спросом пользовались (до появления акций
ТЭК) акции отдельных предприятий машиностроения, пищевой, табачной, мебельной, деревообрабатывающей отраслей, гостиниц, предприятий в наиболее
"престижных" регионах, а также крупнейших (в расчете на ликвидность их акций) и небольших (в расчете на скорейшее установление контроля). При этом наблюдался очень заметный разброс курсов в зависимости от региона при среднем взвешенном по всем аукционам в 1,8.
Наиболее дешевые акции были типичны для аукционов провинциальных предприятий (до 405 тысячерублевых акций за 1 чек), а рекорды по наиболее дорогим акциям ставили мелкие столичные предприятия в центре города. В среднем же отмечена прямо пропорциональная зависимость между количеством выставляемых акций (соответственно размером уставного капитала предприятия) и аукционным курсом.
Анализ "отраслевой структуры" чеков, вложенных через чековые аукционы, показывает, что 70% из них приходится на предприятия восьми отраслей: машиностроение (11,4%), металлургия (11,1%), химическая промышленность
(10,5%), нефте- и газодобыча (9,1%), нефтепереработка (8,9%), электроэнергетика (8,1%), почта и связь (5,8%), транспортное машиностроение
(5,0 %).

Заключение


Главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.

Литература:

1. Гайдар Е. Экономические реформы и иерархические структуры.

2. Журавская Е. Приватизация в России: законодательство и реальный процесс.

3. Михайлов С. О некоторых итогах приватизации в 1993 г.

4. Радыгин А. Реформа собственности в России.



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать