Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на
1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила
160 млрд. долл. Для СНГ проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта.
Два основных подхода антиинфляционной политики
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.
2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный
Продукт ( ВНП ) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.
Выводы
1. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
1. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
2. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.
3. В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).
4. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватываеьт практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения (идеальный случай) требует больших сил и материальных затрат.
ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ В 1992-1995 ГОДАХ
В этой части доклада я хочу рассмотреть российскую инфляцию, начиная с причин ее скачка в 1992 г. и вплоть до 1995 г., а также ситуация на валютном рынке страны в эти годы, включая знаменитые «чёрный вторник» и «чёрный четверг». Для примера можно рассмотреть борьбу с инфляцией в Аргентине, когда с 5000% в год инфляция снизилась до 7 %.
Данные примеры показывают, что при правильном подходеи разумной кономической политике любую инфляцию можно подавить за пару лет, а уже на третий — четвертый год добиться экономического роста.
Сравнивая борьбу с инфляцией в Польше и Аргентине с преодолением этой проблемы в России, можно увидеть некоторые интересные моменты. Так например, борьба с инфляцией в Аргентине проходила при единодушии всех ветвей власти по этому вопросу, тогда как в России постоянно происходили и происходят серьёзные конфликты между различными политическими силами, что естественно резко снижает эффективность борьбы с инфляцией. На протяжении всего времени с 1992 по 1995 год ясно прослеживается одна тенденция: сначала темпы инфляции снижаются вследствие созидательных усилий правительства, однако затем под давлением неких сил на то же правительство (но уже в другом составе) достигнутые результаты быстро разламываются и всё начинается сначала. Здесь уместно привести пример
Польши.
Все мы наверное помним, как перед началом реформ нас пугали польской
«шоковой терапией». Для можно привести лишь несколько цифр: максимальный спад производства в Польше составил менее 20% от дореформенного уровня; инфляция была подавлена почти за год, а экономический рост начался уже на
3-й год реформ.
Технологическая отсталость большинства отраслей промышленности, главным образом потребительского сектора, и низкая эффективность использования ресурсов — все это закономерный итог существования в течение 70-ти лет командно-административной системы хозяйствования. Кроме этого добавились еще и тенденции 90-х годов: спад производства (в
1990—1991 гг.) и деловой активности (скорость обращения денег в конце
1991 г. была менее 2-х оборотов в год), разрушение хозяйственных связей между предприятиями, нарастающая «бартеризация» экономики, пустые прилавки магазинов, повсеместное проникновение карточной и талонной системы, потеря доверия к рублю внутри страны, развал административно- распределительной системы в экономике, потеря контроля над денежно- кредитной сферой, внешнеэкономическое и валютное банкротство страны — вот с чем вошла Россия в 1992 год.
1992 — первый год реформ
После скачка цен в январе, когда потребительские цены выросли в 3,5 раза, а оптовые — в 5 раз, в последующие месяцы инфляция составляла
10—15% в месяц. В результате быстрого роста цен, которые, как уже говорилось, привели к резкому обесцениванию оборотных средств предприятий, и неадекватного поведения производителей в новых условиях, неправильно расценивавших свои возможности в условиях инфляции и закупавших впрок материальные ресурсы, придерживавших готовую продукцию и завышавших цены, а также в результате отсутствия механизма банкротства резко возросла взаимная задолженность предприятий, что вызвало кризис неплатежей. Процесс либерализации цен в условиях монополизма не дал полностью выявить неэффективные производства и начать структурную перестройку экономики.
Стремление избежать массовых остановок предприятий и безработицы из- за кризиса неплатежей и необходимость сезонных работ (завоз на Крайний
Север, посевная) потребовали увеличения в середине 1992 г. объема кредитования хозяйства Центральным Банком. Возрос с 918 млрд руб. на первое апреля и с 1393 млрд на первое июня до 2878 млрд руб. на первое октября и до 3731 млрд на первое ноября объем кредитных вложений в экономику страны. Темпы прироста денежной массы с июня по сентябрь превышали 25% в месяц, тогда как с января по май они были в пределах
9—14% в месяц. Это ослабило кризис неплатежей, но укрепило положение убыточных предприятий и усилило инфляционные процессы. В четвертом квартале инфляция составляла примерно 25% в месяц. В целом цены в 1992 г. выросли примерно в 30 раз, на сельскохозяйственную продукцию — в 10 раз.
С середины 1992 г. по мере смягчения финансово-кредитной политики начался значительный рост бюджетного дефицита, составившего по итогам последних восьми месяцев примерно 10% от ВВП. В целом по итогам года дефицит госбюджета составил 5% от ВВП.
1993 — второй год реформ
Массовая денежная эмиссия в конце 1992 г. отразилась на темпах инфляции в начале 1993 г. Темпы прироста денежной массы в конце 1992 г. составляли более 25% в месяц. Соответственно, инфляция в январе и феврале составила 25% и 26%. Поскольку денежная эмиссия не сразу влияет на инфляцию, то такие ее темпы можно было отнести к последствиям финансовой политики предыдущего года.
Новый финансовый год хотелось начать с хорошего. Задачей на 1993 г. было максимально затормозить инфляцию, избежав при этом социального взрыва. Поэтому первые месяцы были отмечены довольно жесткой финансовой политикой. Как следствие инфляция с марта по июнь была в пределах 18 —
20% в месяц. Повлиял также сезонный фактор: летом происходит спад деловой активности, а значит, уменьшается скорость обращения денег.