Сущность, пути и значение приватизации
p> 2. Приватизация и разгосударствление.

В результате навязывания государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственного ограждения от конкуренции, наличия гарантированной финансовой поддержки государства эти предприятия зачастую становятся менее эффективными в технико-экономическом и финансовом отношении, что выражается в относительно низкой производительности труда, высокой капиталлоемкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, содержании раздутого управленческого аппарата и в бюрократизме. Поэтому периодически к государству предъявляются претензии, а высокая доля принадлежащего ему сектора в экономике приводит к постановке вопроса о разгосударствлении.
Гласная постоянная обязанность государства в смешанной рыночной экономике
– защита свободы личности, собственности и предпринимательства – требует и ограничения его деятельности, чтобы эту свободу не подавлять.

Развернувшийся в 80-х годах процесс разгосударствления не означает, однако, что государство покидает рыночную экономику. Уменьшая собственную предпринимательскую деятельность, оно остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным отношениям, меняя формы своей деятельности.

Современное разгосударствление не равнозначно денационализации, а последняя не сводится к одной приватизации (переходу предприятий в частные руки). Разгосударствление – сложный процесс совершенствования экономики смешанного типа – означает предоставление предприятиям, независимо от формы собственности, полной экономической свободы и отказ государства от прямого управления их хозяйственной деятельностью. В связи с этим небезынтересно отметить, что в западной экономической литературе все негосударственные формы собственности принято относить к частной собственности.

Первостепенное значение в рыночной экономике имеет то, как предприятие работает (какова его экономическая эффективность), а не форма собственности, на основе которой оно функционирует. Поэтому приватизация как экономический процесс направлена на создание такой модели экономики, где все формы собственности действуют по единым правилам, привилегии же и льготы предприятиям определяются коммерческими, а не административными принципами. В результате разгосударствление становится адекватным
«приватизации», ибо речь идет о единой цели этих двух процессов – о повышении эффективности функционирования смешанной рыночной экономики, о лучшем синтезе механизмов рынка и государственного воздействия на экономику.

Более обстоятельно и наглядно содержание приватизации раскрывается через формы ее осуществления. Наиболее популярны из них а развитых странах такие: продажа предприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций предприятия менеджерами; продажа его акций работникам; распространение этих акций среди населения. Кроме того, практикуются сдача государственного предприятия в аренду и заключение контракта на управление им.

Переход государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. Он дает возможность приватизировать государственные предприятия в относительно короткие сроки и с существенной прибылью. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, поскольку может привлечь только действительно богатых людей. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства поэтому волен поступать со своей собственностью так, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества. Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью конкурсов. Конкурсные торги означают продажу государственной собственности тем или иным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы
(содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, ведущая к предотвращению предприятия в акционерное общество открытого типа. Продажа, о которой идет речь, ведется по фиксированной или конкурсной цене. При фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества; при конкурсной – последнее получает более точную оценку. Покупка акций мелкими инвесторами стимулируется широко используемыми льготами: премии «самым быстрым» покупателям; отсрочка платежей или разрешение оплаты по частям с полной выплатой дивидендов; установление более низкой цены. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности этой формы для всех желающих.

Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавлялась» частными капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный срок и за определенную плату.
Арендатор получает возможность самостоятельно организовывать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством, несет финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы.

В этих случаях могла применяться и такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание такого контракта предоставляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления им. Контрактная система, в отличие от аренды, освобождает управляющих от ответственности за финансовое состояния предприятия.

Соглашения об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами, применяемые для улучшения экономических показателей государственных предприятий, или переходной ступенью к полной приватизации.
Процесс приватизации, как правило, занимает много лет.

Раскрытие экономического содержания и способов осуществления современной приватизации позволяет определить ее роль и место в смешанной рыночной экономике. Рассматриваемый процесс не сводится к передаче государственной собственности в частные руки; экономическое содержание современной приватизации шире и глубже. Это совокупность мер, ограничивающих предпринимательскую деятельность государства, повышающих эффективность функционирования остающихся государственных предприятий путем перевода их в рыночные условия, реформирующих систему государственного регулирования рыночной экономики. В целом приватизация, как уже отмечалось, направлена на достижение эффективного синтеза механизмов рыночной экономики, затрагивающий такие ключевые проблемы экономического развития, как соотношение развития экономики и деятельности государства, плана и рынка, частной и государственной собственности, конкуренции и монополии.

В отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал. Задачи приватизации в России шире, чем в западных странах.
Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Из этого следует, что в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

Говоря об особенностях приватизационного процесса в нашей стране, следует отметить две его важнейшие черты: во-первых, «ваучерный» характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывает необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

«Ваучерный» характер приватизации в России означает, что государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе
1992 года издан Указ Президента России о внедрении приватизационных чеков – ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности.
Приватизационные чеки покупались и продавались без ограничений.

Приватизационный чек – государственная, ценная бумага целевого назначения, имеющая номинальную стоимость в рублях. Это документ на предъявителя. По истечении срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения.

На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов. Приватизационные чеки действуют в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно.

Оценочная рыночная стоимость продаваемых в обмен на ваучеры фондов составила в России примерно 1,5 трлн. руб. (35% от всех приватизируемых по федеральной программе фондов). И на такую же сумму были выпущены ваучеры.
Каждый ваучер получил номинальную стоимость 10000 руб.

Поскольку приватизация в России связана с введением в оборот специфичных ценных бумаг – ваучеров, проведение ее предполагает широкое акционирование предприятий.

В июле 1991 года в России был принят закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 – 1994 гг. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.); они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.); они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.

Акционирование предприятия сопровождается предоставлением льгот: 1) всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные привилегированные (неголосующие) акции, составляющие 25% уставного капитала; продаются простые (голосующие) акции, составляющие 10% уставного капитала со скидкой 30% от номинальной стоимости и предоставляется рассрочка до трех лет (первоначальный взнос не менее 15%); 2) всем членам трудового коллектива, кроме того, предоставляется право приобрести простые акции, составляющие 51% уставного капитала, но уже без льгот на приобретение; продажная цена устанавливается Государственным комитетом имущества; 3) инициативной группе работников предприятия, взявшей на себя ответственность за выполнение плана приватизации и заключившей с согласия коллектива договор на срок до одного года, дается после истечения срока договора право на приобретение 20% простых акций по номинальной стоимости; на период договора ей предоставляется право голосования по 20% голосующих акций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать