То, что рынок включает не только отношение по купле-продаже, но и
социально-экономические отношения (собственности, производства,
распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические
отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает
основание рассматривать рынок в функционирующей экономическую подсистему.
Вся экономическая система представляет собой совокупность различных
подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Схематично
экономическую систему можно представить таким образом:
1. Государство, как подсистема хозяйствования.
2. Натуральное хозяйство как подсистема.
3. Рынок как самостоятельная подсистема хозяйствования.
Как видим, в экономической системе в целом взаимодействует 3
самостоятельных подсистемы, и, в зависимости от того, какая подсистема
имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система:
если преобладает ранок, то и система – рыночная, так возникает рыночная
экономика; если преобладает государство, то и система – административно-
командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в
целом. Суть рыночных отношений сводиться к возмещению затрат продавцов
(товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также
удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного,
взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.
Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную
основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как
рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь,
превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить
специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во
всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы,
методы и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у
рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет
говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.
ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ РЫНКА:
Интегрирующая
Регулирующая
Посредническая
Стимулирующая
Информационная
Функции рынка
Ценообразующая
Экономическая
Контролирующая
Реализация интересов рыночных субъектов
Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства
(производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев –
посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами
труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а
потребитель не может удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок дает ответы на вопросы: «что производить?», «для кого производить?», «как производить?».
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Например, без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате – падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то сеть соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного товара, но и его полезность.
Контрольная функция рынка - выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных
производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка
невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и
технологическая связь между участниками общественного производства.
Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца – поставщика, а
продавец – наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объёмы информации и выдающий обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в общественном производстве, которая сводится к следующему:
1. выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;
2. уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
3. дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
4. «санитарная» роль рынка (сводиться к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств).
Принимая во внимание, что рынок есть определенный способ функционирования хозяйственной жизни, определенное ее динамическое состояние, необходимо признать, что в этом случае экономике должен быть свойствен ряд признаков
(принципов), позволяющих характеризовать ее как рыночную. Такими принципами являются:
1. наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из нее, достаточное количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции;
2. обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договора, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения
(по карточкам, талонам, фондирования и др.) т.е. свободная купля-продажа;
3. формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задает из вне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которое не устраняет рынок;
4. свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка – это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;
5. полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;
6. наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;
7. сохранение на ряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;
8. последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;
9. обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставления всем равных возможностей в
«зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
Понятие «рынок» и «рыночная экономика» нетождественна.
Итак, в общем смысле под рынком понимается совокупность рыночных отношений в сфере обмена, по средствам которых осуществляется реализация товаров.
Рынок имеет структуру, инфраструктуру, механизм функционирования и обязательные условия функционирования, которые можно представить в виде схемы 1 (см. приложение)
3.Механизм действия рыночных функций хозяйства.
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных
элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции. Особенность
рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом
связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на
спрос, предложение и конкуренцию. Например, спрос находится в обратной
зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило,
сокращается, и наоборот.
a. Рыночная конкуренция
Конкуренция (от латинского «конкурро» — сталкиваться) — это соперничество
между участниками рыночной экономики за наиболее выгодные условия
производства, купли и продажи товаров. Конкурентная борьба за экономическое
процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства.
Конкуренция сильно зависит от количества производителей-продавцов и
покупателей. Она развертывается среди продавцов, которые хотят продать свой
товар подороже. В этой борьбе побеждают те из них, кто сбывает товар
подешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, но продает больше.
Активно развивается конкуренция среди покупателей, которые стремятся
приобрести товар по меньшей цене. В соперничестве между ними побеждают те,
кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной ценой. Наконец,
главной линией развертывания конкуренции является соперничество продавцов и
покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня
цены на товары. В результате этого соперничества устанавливается общая
цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения. Чем
сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение
товаров превышает спрос покупателей. Когда конкуренция среди продавцов
ослабевает, спрос начинает превышать предложение товаров. Конкуренция
продавцов, среди покупателей и между теми и другими выступает как сила,
вызывающая движение цены к уровню равновесия.
Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:
* обеспечение нацеленности производителя на запросы
потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
* стимулирование роста эффективности производства,
обеспечивающее «выживание» производителей;
* дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают,