Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве
p> На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие — закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом. Важно подчеркнуть, что цена равновесия устанавливается в конкурентных условиях рынка. Однако соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен — это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. И все же на практике, согласно закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия. b. Ценовой механизм рынка несовершенной конкуренции.
Рынок несовершенной конкуренции характеризуется различными рыночными ситуациями, которые подробно описаны в табл. 4.1. Монопольное вмешательство
— это вмешательство в рыночный механизм конкурентного равновесия отдельных лиц, товаропроизводителей, профсоюзов, разнообразных ассоциаций и государства, которое способно изменить цену равновесия.
В условиях свободной конкуренции цены формируются преимущественно под влиянием спроса и предложения. При монополистической конкуренции ценообразование становится более сложным. В условиях преобладания монополий наблюдается сочетание стихийного рыночного ценообразования с управлением этим процессом, осуществляемым монополиями и государством. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится как можно больше продать товаров и получить при этом максимальное количество прибыли. Однако продажа каждой дополнительной единицы товара по мере удовлетворения спроса приносит все меньше и меньше дохода. Для того чтобы продать эту дополнительную единицу, необходимо понизить цену, так как покупательная способность рынка имеет ограниченные возможности. При этом монополия будет продавать товары не по самой высокой цене, а по такой, которая обеспечивает оптимальное сочетание объема продажи и цены за единицу изделия и получение наивысшего общего объема прибыли.

Границы монопольных цен устанавливаются рыночной конкуренцией. Верхняя граница определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно высокую прибыль. Рассмотрим это на примере, который дает общее представление об основных закономерностях монополистического ценообразования.

Из табл. 4.2 видно, что при понижении цены и увеличении объема I оптимальной является партия изделий, при которой прибыль будет максимальной. В нашем примере такой партией является партия объемом в 200 изделий. Она приносит наивысший доход в размере 2000 тыс. руб. При этом цена за одно изделие в размере 35 тыс. руб. будет верхней границей монопольных цен.

Нижняя граница монопольной цены — это низкая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю. Доля монопольной прибыли в цене товара связна с величиной эластичности

спроса на продукцию монополиста. Этот показатель называется индексом
Лернера. Он определяется по формуле:

[pic]

где Рm - монопольная цена;
Pck — цена совершенной конкуренции;

ED — эластичность спроса.
При анализе монополизированного рынка следует принимать во внимание поведение только фирмы-монополиста, ибо ни отдельные потребители, ни конкуренты-производители не имеют возможности оказывать влияние на рыночные цены. Механизм равновесия на таком рынке можно описать с помощью следующего графика (рис. 4.6).

В условиях свободной конкуренции при пересечении кривой предложения S и кривой спроса D рыночное равновесие наступает в точке пересечения А.

Если фирмы-производители договариваются между собой о проведении единой политики при установлении цен и объемов производства, тогда эти фирмы объединяются и выступают в виде картели или монополии. В этом случае кривая спроса D потребителя превращается в кривую спроса AR монополии, спрос потребителя подменяется как бы спросом монополии, монополия диктует спрос потребителя.
|Таблица 4.1. |
|Сравнительная таблица рыночных ситуаций |
|Основные |Рынок несовершенной конкуренции |
|черты | |
|рыночной | |
|ситуации | |
| |Чистая |Олигополия |Монополистич|
| |монополия | |еская |
| | | |конкуренция |
|Количество|Одна |Несколько |Достаточно |
|фирм |крупная |крупных |много |
|производящ| | | |
|их | | | |
|продукцию | | | |
|Тип |Уникальный|Стандартизир|Дифференциро|
|продукта |, нет |ованный |ванный |
| |близких | | |
| |заменителе| | |
| |й | | |
|Контроль |Практическ|Существует |Влияние |
|над |и |влияние |ограничено |
|ценой |полный |ценового | |
| |контроль |лидера | |
|Степень |Очень |Трудный |Вход и выход|
|сложности |трудный | | |
|входа | | |возможны |
|в отрасль | | | |
| |
|Таблица 4.2. |
|Образование монопольных цен |
|Объе|Издержк|Совокуп|Цена за |Общая |Прибы|
|м |и на |ные |одно |выручка |ль, |
|парт|единицу|издержк|изделие,|за |тыс. |
|ии, | |и, | |партию, |руб. |
|шт. |продукц|тыс. |тыс. |тыс. | |
| |ии, |руб. |руб. |руб. | |
| |тыс. | | | | |
| |руб. | | | | |
|100 |25 |2500 |40 |4000 |1500 |
|200 |25 |5000 |35 |7000 |2000 |
|300 |25 |75000 |30 |9000 |1500 |
|400 |25 |10000 |28 |112000 |1200 |

Чтобы максимизировать прибыль, монополия сокращает объем производства товара для потребителя с Qa до Qal, который соответствует точке А, — пересечение кривой предельного дохода MR (маргинальные

поступления) с кривой предложения S, которая превращается в кривую предельных издержек МС в виде предложения средств производства. При этом монополия следит, чтобы потребители приобретали объем выпуска товаров, предложенный фирмой-монополистом в размере Qa|, и не по цене Рal, а по цене
Р. В этих целях монополия блокирует действия рыночных субъектов, которые стремятся уравнять цены спроса и предложения, соответствующие уровню свободной конкуренции. В результате равновесие устанавливается на уровне монопольных цен, соответствующих цене Р объему
Qal. В связи с тем что каждая единица товара, не

выпущенная в пределах от Q.a до Qa, уменьшает издержки монополии, монополия добивается увеличения дохода в виде сверхприбыли. Прибыль РаР выступает в виде монопольной прибыли.

Первая группа мер - административно-правовое воздействие

в виде:* запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
* роспуска существующих монополистических объединений;
* расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.
Вторая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:
* преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, необусловленное издержками производства);
* преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;
* запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:
* использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
* поощрение выпуска товаров-субститутов, т. е. товаров- заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;
* расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта;
* распространение научных и технологических знаний.

Иногда государство вмешивается в рыночный механизм путем установления цены в законодательном порядке (рис. 4.7).

На рис. 4.7 показаны механизм и последствия принудительного установления цены государством. Такое вмешательство внешне выглядит справедливым распределением доходов в пользу малоимущих слоев

населения. Однако с точки зрения экономической теории такое распределение совершенно не рационально, ибо не является эффективным средством ни выравнивания доходов, ни увеличения производства недостающих товаров.
Решить эти задачи проще и дешевле с помощью рыночного механизма спроса и предложения, объективно стимулирующего необходимые обществу пропорции распределения через цену равновесия.

На рис. 4.7 уровень законодательно установленной цены показан линией
АВ. При цене Р1, кривые спроса DD и предложения SS не пересекаются.
Потребители купили бы больше товара, чем предлагается на рынке. Возникает дефицит. Если бы не законодательное, принудительное установление низкой цены, покупатели, возможно, предпочли бы заплатить более высокую цену, чем обходиться без данного товара. Это обусловливает возможность появления спекулятивных цен на теневом рынке в дефицитной экономике. Данная система не может сохраняться длительное время (будучи вынужденной мерой), так как не устраняет главную причину дефицита — недостаточное производство товара, необходимого потребителю, ибо низкая государственная цена не может заставить производителя не только увеличивать, но даже и продолжать

производство этого товара. Карточная система сдвинет кривую спроса до линии
D1D1, обозначенную на графике пунктиром, но не изменит ситуацию на рынке, дефицит сохранится. Если бы не было установленного предела, то цена поднялась бы до точки Е (эквилибриум, равновесие), которая многим была бы недоступна, но это послужило бы импульсом для расширения производства и наполнения рынка товаром,

снижения цен до уровня, в котором спрос и предложение уравновешиваются.

И последнее. Может ли возникнуть ситуация, когда кривые спроса и предложения не пересекутся? Российская действительность дает массу примеров такого рода. Рост цен в России сопровождается не только

снижением спроса, но и сокращением предложения. Ситуация, при которой предложение товара с повышением цен не растет, а падает, выглядит на графике следующим образом (рис. 4.8).

График показывает, что точка равновесия исчезла. Реализация товара не состоялась. Платежи прекратились. Возник парадокс, не предусмотренный традиционными методами экономической теории.
Объясняется эта ситуация рядом причин:
* развалом сложившихся экономических связей, возникновением неопределенности и непредсказуемости в экономике;
* отсутствием немедленного приспособления производства к изменившейся конъюнктуре рынка: между повышением цен и расширением предложения существует определенный разрыв, особенно в капиталоемких отраслях;
* отсутствием конкурентной среды в экономике (главная причина).
Действительная картина российской экономики показывает огромные масштабы, сложный и многоуровневый характер ее монополизации. Можно выделить три уровня этого явления: монополизм управления и технологический монополизм. К этому сегодня можно добавить сговор продавцов на потребительском рынке и монополизацию региональных рынков. Либерализация цен в этих условиях ведет к их неизбежному росту и сокращению предложения. Неперекрещивающиеся кривые спроса и предложения называют своеобразным «антиэффектом монополизма» российской экономики.
Формы и экономические рычаги в механизме

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать