3. Страховое и банковское регулирование. На сегодняшний день резиденты могу самостоятельно выбирать страховую компанию. Что касается финансовых посредников, то на территории зоны действует пока только филиал
Национального банка, функции которого, по определению, не соответствуют целям СЭЗ. Для создания коммерческой инфраструктуры необходимо создать условия (решить вопросы создания обязательных резервов банков, минимального размера уставного капитала, соотношения собственных и привлеченных средств банков и т. д.) для привлечения в зону банков, страховых компаний, финансовых компаний и других финансовых посредников, что позволит обеспечить доступ резидентов к финансовому (в том числе и иностранному) капиталу. Эта проблема особенно актуальна в свете того, что мировой тенденцией развития СЭЗ является ориентация большинства из них на оказание банковских, страховых и других финансовых услуг.
4. Источники финансирования СЭЗ. В соответствии с Законом Республики
Беларусь о свободных экономических зонах, СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, который входит в состав республиканского бюджета отдельной строкой. Что касается финансирования создания и развития СЭЗ, то оно осуществляется за счет средств бюджета СЭЗ, который формируется из республиканского бюджета и других источников, причем в законе эти источники не указаны. Представляется необходимым разработать принципы и порядок формирования бюджета СЭЗ в части доходов и расходов, что связано с определением и формированием соответствующих статей. Кроме этого,
Кабинет Министров Республики Беларусь утвердил положение о создании фонда развития СЭЗ. Однако, анализ доходных статей этого фонда показывает, что объемы привлеченных средств в этот фонд, по крайней мере, на стадии становления и развития СЭЗ, будут более чем скромными. Отсутствует также процедура привлечения заемных средств. Анализ показывает, что основным источником финансирования зоны, особенно в период становления, следует считать бюджет. Опыт также показывает, что широко используются льготные кредиты (под 6-10% в валюте), налоговые кредиты, средства местных бюджетов, средства резидентов зоны, а также средства предприятий, созданных с участием отечественных производителей за пределами СЭЗ.
Средства иностранных инвесторов, даже в сформировавшихся СЭЗ, составляют всего лишь от 1/5 до 1/3 от общего объема инвестиций.
5. Собственность на землю и рентные отношения. Администрация СЭЗ “Брест” имеет право заключать договор об аренде земельного участка сроком на 99 лет, в то время как срок функционирования зоны определен в 50 лет. Кроме того, СЭЗ может быть ликвидирована по решению Президента Республики
Беларусь. Все это, без сомнения, отпугивает потенциальных инвесторов.
Представляется целесообразным введение в зоне собственности на землю.
Вообще, в модели рентных отношений, как рычага привлечения капитала, следует учитывать следующие факторы: размер земельного участка, направление землепользования, направление деятельности резидентов, величину и вид инвестиций, осуществляемых инвестором, и т. д. Для придания большей уверенности инвесторам, можно было бы ввести также верхнее ограничение на ставку арендной платы за землю.
Решение этих проблем будет, несомненно, способствовать процессу
экономически эффективного создания и функционирования СЭЗ в Республике
Беларусь.
Перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь.
Как уже отмечалось выше, процесс создания СЭЗ в Республике Беларусь начался сравнительно недавно. Уже создана и функционирует СЭЗ “Брест”. С учетом опыта этой зоны предполагается создать СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон”.
СЭЗ “Минск”.
Идея создания СЭЗ “Минск” родилась в результате анализа экономической ситуации в Минском регионе, который показал, что ряд территорий этого региона имеет высокие потенциальные возможности, которые настоящее время используются недостаточно эффективно.
Аэропорт “Минск-2”, расположенный в Смолевичах, является самым крупным аэропортом страны и работает круглосуточно в течение всего года. В его распоряжении имеется автоматизированный грузовой склад с пропускной способностью 300 тонн в сутки. Аэровокзал рассчитан на обслуживание 5 миллионов пассажиров в год. В настоящее время эти возможности аэропорта используются далеко не в полной мере, деловая активность слабая. Это не позволяет накапливать достаточно ресурсов для модернизации комплекса и поддержания качества услуг на мировом уровне.
На юго-востоке Минска находится крупный промышленный узел “Шабаны”. Он представляет собой конгломерат строительных предприятий, предприятий транспорта, а также комплектовочных и сервисно-складских баз. В этом районе также имеются разветвленные инженерные и транспортные коммуникации, не зависимы от застройки территории. Сейчас загрузка имеющихся предприятий составляет от 40 до 60%, остается большим число недостроенных объектов.
Предполагается, что в состав СЭЗ “Минск” войдут 8 территориальных единиц, общей площадью 1390 гектаров. Среди них территории Минска, Минского и Смолевического районов, аэропорта “Минск-2”.
Для потенциальных резидентов зоны предусмотрены определенные налоговые
льготы. Всего в СЭЗ “Минск” будут взиматься 6 налогов. Ставки налогов на
прибыль и НДС снижены на 50%. Резиденты освобождаются на 5 лет от уплаты
налога на прибыль, полученную от реализации продукции и услуг собственного
производства. Кроме того, прибыль, направляемая на инвестиции в Республике
Беларусь, будет также освобождаться от налогообложения.
Планируется, что СЭЗ “Минск” будет функционировать 30 лет.
СЭЗ “Гомель-Ратон”.
Анализ предприятий и территории северного промышленного узла Гомеля позволяет предположить, что трансформация этих территорий и объектов в СЭЗ приведет к более экономически эффективному их использованию, чем в настоящее время.
НПО “Ратон” – государственное предприятие, специализирующееся в
области разработок и производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.
Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен: от высокоточного
специального радиотехнологического оборудования и измерительной техники до
товаров народного потребления.
Международный аэропорт “Гомельавиа” является вторым по объему перевозок аэропортом в Республике Беларусь. Создание СЭЗ в регионе будет способствовать развитию внешнеэкономических связей, что может положительно повлиять на объемы, как грузоперевозок, так и увеличить пассажиропоток в регионе. Предполагается, что также будет расти объем международных грузовых и автобусных перевозок.
Общая площадь СЭЗ “Гомель-Ратон” составляет 4300 гектаров. Выбор той территории и находящихся на ней объектов обусловлен выгодным географическим положением, развитой инфраструктурой (до аэропорта 8 км, близость железнодорожного и шоссейного узлов), устоявшимися связями со странами ЕС.
Что касается налоговых льгот, которые будут предоставляться резидентам
СЭЗ “Гомель-Ратон”, то они идентичны налоговым льготам, которые будут
предоставляться резидентам СЭЗ “Минск”. СЭЗ “Гомель-Ратон” планируется
создать сроком на 50 лет.
Помимо этих льгот администрации обеих СЭЗ будут предоставлять резидентам дополнительные льготы в зависимости от объема инвестиций, качества создаваемых рабочих мест, экспортной квоты предприятий и глубины переработки продукции. Администрациям СЭЗ будут переданы земли и расположенная на них недвижимость с предоставлением полномочий по сдаче их в аренду или отчуждению от имени государства, либо местных органов управления. Кроме того, необходимо особо отметить, что одним из принципов создания СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон” является то, что условия хозяйствования для резидентов СЭЗ не могут быль изменены в худшую сторону.
Резюме.
Представленный доклад имел своей целью охарактеризовать некоторые аспекты проблем и перспектив развития СЭЗ в Республике Беларусь.
В первой части дан общий обзор европейской практики. Представлены наиболее распространенные в Европе виды СЭЗ, а также стимулы, способствующие привлечению капитала в эти СЭЗ.
Во второй части рассмотрены проблемы развития СЭЗ в Республике
Беларусь. Эти проблемы можно условно разделить на глобальные и проблемы,
выявленные в результате функционирования СЭЗ “Брест”.
К общим проблемам относятся:
1. Не всегда адекватное понимание функций и задач, решаемых СЭЗ.
2. Отсутствие Программы создания и развития СЭЗ в Республике Беларусь.
3. Отсутствие механизма расчета эффективности создания и функционирования
СЭЗ.
Проблемы, выявленные в процессе функционирования СЭЗ “Брест”
затрагивают следующие вопросы:
1. Налоговые и таможенные льготы.
2. Валютное регулирование.
3. Страховое и банковское регулирование.
4. Источники финансирования СЭЗ.
5. Собственность на землю и рентные отношения.
В третьей части рассмотрены перспективы развития СЭЗ в Республике
Беларусь на примере СЭЗ “Минск” и “Гомель-Ратон”. Представлена краткая
характеристика территорий и объектов, которые планируется включить в эти
СЭЗ. Дан обзор льгот, которые планируется предоставлять резидентам этих
СЭЗ.
Литература.
1. Верба Е. Нужные свое и четкие зоны // Финансы, учет, аудит. – 1998. - №
6.
2. “Агентство по развитию” намерено развивать: интервью с главой администрации СЭЗ “Минск” Н. Цедриком // Финансы, учет, аудит. – 1998. -
№ 6.
3. Рудковский И. Такими они должны быть … // Финансы, учет, аудит. – 1998.
- № 6.
4. Абрамчук С. Анклаву необходима нормативная база // Финансы, учет, аудит.
– 1998. - № 6.
5. “Престижно и надежно вкладывать инвестиции в свободные экономические зоны”: интервью с первым вице-премьером Совета Министров Республики
Беларусь Петром Прокоповичем // Человек и экономика. – 1997. - № 9.
6. Кривецкий Н. “СЭЗ – это плацдарм для апробирования и внедрения новых экономических отношений” // Человек и экономика. – 1997. - № 9.
7. Кубатин Н. “Когда придет иностранный инвестор?” // Человек и экономика.
– 1997. - № 9.
8. Петровская Л. Данильченко А. Что годится для Ирландии, не подходит
Италии // Человек и экономика. – 1997. - № 9.
9. Закон Республики Беларусь “О свободных экономических зонах” //
Национальная экономическая газета. – 1998. - № 51.
Страницы: 1, 2