Проблема действительно острая, возникла далеко не сегодня. Но уже сегодня и сейчас пора ее решать, чтобы указанные явления не окрепли и не превратились в систему с центром в России. Поэтому предложение России создать на постсоветском пространстве еще одну структуру регионального масштаба, которая бы могла эффективно отслеживать и бороться с экономическими преступлениями - чрезвычайная мера и крайне необходимая. Важен здесь обмен информацией. Ведь СНГ - это сообщество совершенно разных независимых государств, со своими законами и характером экономических преступлений. В будущую региональную структуру могут войти все государства СНГ, которые присутствовали на совещании и идею Москвы поддержали. Это Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Киргизия, Туркмения, Украина и Таджикистан. Пока кроме России идею одобрили только эти страны. На совещании присутствовали также представители Швеции, страны исключительно спокойной и, казалось бы, невозмутимой. Однако именно она председательствует в Международной группе по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (то есть ФАТФ). Эта организация поддержала идею создания подобия ФАТФ, только на постсоветском пространстве. Взаимодействие финансовых разведок мира и стран СНГ планируется интенсивным и регулярным. Кроме того, Россия готова выделить до миллиона долларов на разработку системы борьбы с финансированием терроризма странам СНГ. Чем еще готова и может помочь Россия? Это техническая и информационная поддержка коллег из СНГ, закупка оборудования, программного обеспечения. Ведь именно у России по сравнению со всеми странами СНГ, уже накоплен значительный опыт борьбы с экономическими преступлениями, есть и законодательство на эту тему. У России налажен информационный обмен с финансовыми разведками почти 50 стран, с десятью из которых подписаны межведомственные соглашения об особом сотрудничестве. Однако этим не могут похвастаться многие страны Содружества. Поэтому Россия предложила всем странам СНГ объединиться на этой почве и активно включиться в уже выстроенную международную систему по борьбе с экономическими преступлениями.
Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.В настоящее время применяются такие меры как:
· реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
· ужесточение борьбы с коррупцией;
· меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
· выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
· усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.
Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики.
Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.
Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие в России Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания "теневой" части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество.
В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную, то экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.
Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно - распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
В настоящее время легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов.
Примерно такое же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом - уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.
Итак, в России, Беларуси и Украине параллельно легальной экономике существует теневая, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создав особые условия работы предприятий на территории всего бывшего Советского Союза. В сложившейся ситуации можно говорить даже о «теневом порядке» постсоветского пространства. Вряд ли эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения в короткое время. Стоит рассчитывать на постепенную эволюцию теневых отношений, смягчение и легализацию некоторых из них, а также медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм при условии, что этот процесс будет находиться под пристальным вниманием государственных структур и носить подконтрольный, регулируемый характер. Это должно привести в будущем к изменению характера взаимоотношений в экономике Украины, Беларуси и России.
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Ситуацию с проблемой теневой экономики в Республике Беларусь можно оценить не более оптимистично. Не смотря на то, что уровень теневой экономики, подпадающей под действие Уголовного кодекса, достигает в Белоруссии 25 %, что является одним из самых низких показателей в СНГ, тем не менее, сокращение доходов населения почти в четыре раза и снижение уровня средних зарплат со 110 долларов в начале 1998 года до 30 долларов весной 2001 года во многом способствовали развитию т.н. «серой» экономики, оказавшейся спасительной в условиях экономического кризиса в стране. «Серая» экономика - вид экономической деятельности, осуществляемой с нарушениями административного законодательства. Примерами могут служить частное репетиторство, частные медицинские консультации, «челночная» и рыночная торговля без уплаты налогов. Уровень «серой» экономики оценивается почти 80 % от официального ВВП. Прямым следствием такого рода экономической деятельности явился уход в «тень» валютного рынка страны [10, с.69].
Ни для кого не секрет, что в стране действуют две параллельные системы: одна – официальная банковская, другая – «черный» валютный рынок. Причем, согласно оценкам экспертов, по размеру оборота «черный» рынок не уступает «белому», а, возможно, его превосходит. Обе системы имеют установленные места совершения валютных операций, производят котировку валюты через кросс-курс, имеют охрану, свою инкассацию, у кого писаные, а у кого не писаные правила. Иными словами, обе системы четко организованы. При этом курс Национального банка хотя и поощряет экспорт, но по существу является условным, так как не отражает настоящую стоимость "зайца".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9