1. Транснациональные корпорации (ТНК) как основной источник этих инвестиций.
2. Опережающие темпы роста прямых иностранных инвестиций (по сравнению с темпами роста валового продукта, промышленного производства и международной торговли).
3. Ведущие промышленно развитые страны как основные экспортеры капитала (при сокращении доли США и росте доли Японии).
4. Малые и средние страны (Швейцария, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.) как крупные экспортеры капитала.
5. "Вторая (зарубежная) экономика" развитых стран.
6. Рост прямых иностранных инвестиций ряда развивающихся стран (Бразилия, Мексика, Индия, Южная Корея, Саудовская Аравия и др.).
7. Ведущие промышленно развитые страны (особенно США и страны Европейского Союза) как преобладающая сфера приложения иностранного капитала.
8. Преимущественный рост прямых иностранных инвестиций в обрабатывающей промышленности, особенно в передовых, наукоемких отраслях.
9. Растущая роль прямых иностранных инвестиций в отношениях между тремя центрами мировой экономики и другими странами (в том числе между этими центрами и странами с переходной экономикой).
1.3 Источники эффективной деятельности ТНК.
Анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных инвестиций позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК (по сравнению с чисто национальными компаниями):
¨ использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок;
¨ возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность;
¨ возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;
¨ использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Так, по данным Министерства торговли США, общие активы зарубежных филиалов американских корпораций в середине 90-х гг. оценивались почти в 2 трлн. долларов. Источниками их финансирования выступают не только и не столько головные американские компании, сколько физические и юридические лица из принимающих третьих стран. Для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих стран, а не только стран базирования материнской компании;
¨ постоянная информированность о конъюнктуре товарных и, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределять финансовые ресурсы с минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют);
¨ рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется;
¨ опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. Источники эффективной деятельности этого типа динамичны: они обычно увеличиваются по мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом необходимыми условиями реализации этих источников выступают надежная и недорогая связь головной компании с зарубежными филиалами, широкая сеть деловых контактов зарубежного филиала с местными фирмами принимающей страны, умелое использование им возможностей, предоставляемых законодательством этой страны.[2]
2: Особенности ТНК в современном мире.
2.1 Взаимоотношения ТНК и государства.
Во всех странах общепризнанным является факт очень широких возможностей ТНК и неуклонного расширения их деятельности вне национальных границ. Обще признана также их роль в широких вложениях капитала в национальную экономику. Сама оценка деятельности ТНК дается весьма различно, начиная от крайне позитивной и заканчивая крайне негативной. В качестве негативных факторов выделяется то, что внедряя современные технологии, ТНК резко увеличивают безработицу, ухудшают финансовые балансы и нарушают правила нормальной конкуренции. Во многих странах указывается на то, что собственность и контроль над ключевыми экономическими секторами переходит в руки иностранных предприятий, что оказывает существенное влияние на политический суверенитет и на изменение социокультурных ценностей, т.е. внесение зарубежных ценностей и принижение роли или полное уничтожение местных ценностей. Широко обсуждается также проблема влияния ТНК на увеличение благосостояния местного населения, причем мнения высказываются самые различные, от того, что они поднимают, до признания, что они снижают благосостояние. Обсуждается их взаимодействие с профсоюзными организациями в странах, дискутируется роль ТНК в формировании и реализации интересов потребителей, качества и цен товаров, ими производимых.
Одной из чрезвычайно сложных и противоречивых проблем является проблема взаимоотношения ТНК с национальными правительствами. За последние тридцать лет эти отношения претерпели большие перемены. Если раньше правительства пытались ограничить деятельность ТНК, то сегодня ТНК рассматриваются ими как средство укрепления национальных позиций, создания национальных преимуществ.
Система отношений между государством и ТНК представляет собой диалектическое единство противоречий. С одной стороны, ТНК являются важным инструментом внешнеэкономического и внешнеполитического влияния, и государство не может не использовать это в интересах своего утверждения на мировой арене. С другой стороны, единство интересов не исключает наличие противоречий, главным из которых является противоречие между интернациональным глобальным характером операций ТНК и территориально ограниченной юрисдикцией государства. Государство постоянно пытается утвердить контроль над вывозом капитала, товаров, технологий. ТНК осуществляя свою стратегию получения долгосрочных прибылей, оказывают воздействие на экономическую конъюнктуру страны-базирования или принимающей страны, и в результате вступают в противоречие с определенными мерами государственного регулирования экономики.
Действия правительств в 1960-1970-е годы оцениваются как нерегулярные и не скоординированные ими попытки разработать экономическую стратегию и тактику с учетом роста прямых зарубежных инвестиций, обычно приводили к конфронтации с ТНК, причем первые стремились увеличить свою долю за счет деятельности ТНК.
В 1980-е годы глобализация экономики и научно-технический прогресс способствовали переоценке правительствами политических последствий деятельности ТНК и изменению отношения к ним.
В 1990-е годы, правительства стали играть координирующую роль в использовании производственных возможностей, и зарубежные инвестиции рассматриваются как дополнение к внутренним. Они разрабатывают политику, стимулирующую приток иностранных инвестиций в их страны и повышающую конкурентные преимущества их ТНК на зарубежных рынках.
Стратегическое единство интересов ТНК и государств вполне конкретно проявляется и в том факте, что государственная политика, партийная система, армия не могут существовать без опоры на финансово-техническую поддержку ТНК. В постоянную долю издержек, необходимых для внешнеэкономической экспансии ТНК, превратились расходы чисто политического порядка.
Естественно, невозможно получать от какой-либо организации многие тысячи долларов и при этом не попадать под ее влияние. Действительно, большинство корпораций считают, что эти "пожертвования" в итоге выливаются в выгодное для них законодательство и политический курс.
Целевой формой связи большого бизнеса с органами государственной власти является система лоббирования, направленная на отстаивание интересов ТНК. Современная лоббистская сеть ТНК включает в себя целые отделы корпораций и их объединений, различные неформальные контактные организации, фонды, бюро и т. д. Они ставят своей целью оказывать влияние на принимаемые законодательные акты, деятельность партий, результаты выборов и решения судебных органов. В своей деятельности лоббисты используют различные методы: организации кампаний по привлечению избирателей к участию в голосовании; налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками госаппарата для дальнейшего влияния на их решения; финансирование предвыборных кампаний, деятельности политических партий и другие.
В ходе проведения конкретной политической кампании ТНК могут мобилизовать для ее поддержки персонал своих предприятий и предприятий субподрядчиков, банкиры - своих клиентов.
Кроме того, в последние десятилетия ТНК не ограничиваются только финансированием каких-нибудь политических деятелей. Крупнейшие владельцы ТНК сами входят в состав правительств и баллотируются на посты глав государств.
2.2 Повышение роли ТНК.
На сегодняшний день ТНК являются не только той опорой, на которой базируется народное хозяйство стран развитой экономики, но и, превратившись в крупнейшие транснациональные группы, включающие в свою структуру многочисленные заграничные филиалы производственного, научно-исследовательского, снабженческого и сбытового характера, все активнее действуют на международной арене, став главной силой мировой экономики.
ТНК во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить функцию международного регулирования производства и распределения продукции. По мнению экспертов ООН ТНК содействуют экономической интеграции в мире.