Трансфертные платежи в республике Молдова
p> в пределах седьмого минимума заработной платы - 85%, восьмого – 70%, девятого - 55%, десятого - 40%. Таким образом, максимальный месячный заработок, из которого может быть исчислена пенсия в настоящее время равня- ется всего 153 лея (108,0 + 15,3 + 12,6+ 9,9 +7,2 лей), что составило лишь
51,6% от уровня средней заработной платы декабря 1996 г.

Искусственно установленный «верхний потолок» расчет-ного размера заработка является мощным антистимулом в стремлении нынешних работников за счет высокой заработной платы обеспечить себе достаточные мате-риальные условия жизни в старости. Кроме этого, размер пенсии не в полной мере учитывает продолжительность трудового стажа. Согласно ст. 20 Закона пенсия по воз- расту назначается в размере 55% от заработка, но не ни-же минимального размера пенсии. При этом , за каждый полный год работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет жен-щинам, пенсия, в том числе минимальная увеличивается на 1% заработка. Однако это увеличение производится в пределах лишь 20% заработка, т.е. трудовой стаж у муж-чин, превышающий 45 лет, а у женщин -
40 лет, при наз-начении пенсии не принимается в расчет. Такой порядок исчисления пенсий по возрасту объективно обуславли-вает их небольшие размеры, что вынуждает государст-во, в целях оказания социальной поддержки пенсио-неров, прибегать к неоднократному повышению пенсий, введению различного рода компенсационных выплат, проведению индексации пенсий.

Одна из главных задач социальной политики -сближение уровня жизни пенсионеров и работающего населения. По расчетам специалистов условия для этого появляются тогда, когда размер средней пенсии составляет примерно 75% средней заработной платы в экономике страны. В Молдове наблюдается четкая тенденция ухудшения данного соотношения: с 60.3% в 1993 г. до 42,4% в 1998 г.

- МАКСИМАЛЬНАЯ

- МИНИМАЛЬНАЯ

РИС. 4

Таким образом, современное состояние пенсионной си-стемы можно характеризовать как кризисное и оно прояв-ляется, во-первых, в низком уровне размеров пенсий, и, во-вторых, потерей, связи между размером пенсии и про-шлым трудовым вкладом их получателей. В этих усло-виях преодоление кризисных явлений может быть осу-ществлено лишь путем глубокого реформирования сис-темы пенсионного обеспечения.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В последние годы в сфере пенсионного обеспечения были осуществлены определенные изменения. В част-ности был реализован переход от формального к реа-льному страхованию трудовых пенсий. В прежней плано-вой системе государство было единственным работо-дателем для наемных работников.
Трудовые отношения регулировались единым для всех их участников законо- дательством и предполагали обязательное государствен-ное социальное страхование каждого работающего. Пе-ремены в сфере пенсионного обеспечения, начавшиеся в 1991 г., в основном заключались в выделении системы социального страхования из сферы бюджетного финан-сирования.

Государство берет на себя обязательство обеспечить за счет бюджета выплату пенсий военнослужащим срочной службы и членам их семей, получающим пенсии в органах социального обеспечения, социальные пенсии и некото-рые другие виды социальных выплат. Его фактические расходы на выплату пенсий гораздо выше, ибо оно, как известно, само является работодателем и, следовательно, страхователем для государственных служащих, работников бюджетных отраслей, государственных предприятий и т.п. Работники осуществляют взносы на обязатель-ное государственное социальное страхование из расчета начисляемой им заработной платы (дохода). Установлен-ный таким образом порядок обеспечил формирование доходной части бюджета Социального фонда. Данные рис.5 свидетельствуют о том, что за 1993-1996 гг. доходная часть
Социального фонда увеличилась в 5,5 раз. При этом отчисления на социальное страхование являются основным источником финансирования Социального фонда.
На покрытие расходов Социального фонда направляются бюджетные средства.
Кроме того в 1995-1998 гг. на государственном уровне было утверждено значительное количество мероприятий по улучшению материального положения пенсионеров,

- ДОХОДЫ

- ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

- ПОСТУПЛЕНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА

РИС.5

финансирование которых должно было осуществляться за счет бюджетных средств. Между тем в 1995 г. отчисле-ния из бюджета на эти цели не только не увеличилось, но и уменьшились по сравнению с 1994 г. на 2,3 млн лей, а в
1996 г. сократились относитель-но 1995 г. на 21,1 млн лей. Это не могло не сказаться на финансовом положе-нии Социального фонда, стабильности его работы.

В деятельности Социального фонда центральное место занимает целевой фонд пенсий. На выполнение постав-ленных перед ним задач сосредотачивалось от
88,7% всех доходов Социального фонда в 1993 г. и до 87,5% - в 1996 г. Об использовании бюджета Социального фонда по видам фондов свидетельствует рис.6.

- ЦЕЛЕВОЙ ФОНД ПЕНСИЙ

- ЦЕЛЕВОЙ ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

- ЦЕЛЕВОЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ

РИС. 6

Современная ситуация в области пенсионного обеспече-ния в Молдове характеризуется отсутствием накоплений пенсионного характера. В результате общество тратит на пенсионеров исключительно свои текущие доходы. Более того, ежемесячные отчисления Социальным фондом тут же направляются на выплату пенсий (за исключением собственных расходов на содержание исполнительной ди-рекции Социального фонда, составляющих около 2% всех расходов). Подобное положение отличает Молдову (как, впрочем, и другие страны СНГ) от развитых стран, где пенсионные фонды располагают крупными денежны-ми резервами, накопленными в течение многих лет.

В настоящее время Социальный Фонд переживает глубо-кий финансовый кризис, основные причины которого но-сят экономический характер, финансовая система госу-дарственного социального страхования, хотя и является внебюджетной структурой, входит составной частью в финансовую систему республики и вынуждено разделяет все проблемы, связанные с трудностями переходного периода.

Как известно, после реформы пенсионной системы в 1991 г. средства на выплату пенсий поступают в виде страховых платежей, начисляемых в зависимости от раз-мера фонда оплаты труда. Понятно, что, чем больше бу-дет зарплата трудоспособных граждан, тем больше будет доходов Социального фонда и, соответственно, средств на выплату пенсий. В этом заключается формула устой-чивого функционирования пенсионной системы, которая начинает давать сбои, когда на этот базовый механизм накладываются другие, зачастую взаимоисключающиеся факторы. Первый из них - пенсия начинает повышаться не в связи с ростом доходов пенсионной системы, а в соответствии с ростом стоимости жизни. Одновременно с этим действует и второй фактор - сужение базы пенсион-ного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взи-маются взносы на финансирование пенсий, в общих дене-жных доходах населения снизилась с 70,4% в 1993 г. до 53,3% - в 1994 г. и 42,1% - в 1995 г.
Одновременно повысился удельный вес средств, предоставляемых ра-ботникам в виде выплат социального характера, с кото-рых взносы на пенсионное обеспечение не взимались. В 1995 г. в сфере материального производства эти выпла-ты составили по отношению к фонду заработной платы 10.3%. Наряду с этим постоянно уменьшалась числен-ность занятых в народном хозяйстве, охваченных обяза-тельным социальным страхованием. Положение ослож-няется еще и тем, что на многих неплатежных предприя-тиях работники, хотя и не получают заработной платы, не увольняются и не регистрируются как безработные. Многие из них, переквалифицировавшись в челноков, реализаторов стали получать относительно высокие до-ходы, из которых взносы в Социальный фонд, как прави-ло, не производились. В свою очередь предприятия, в штате которых они формально числились, перечисляли в
Социальный фонд страховые платежи лишь за работ-ников, получающих заработную плату. Таким образом, образовался значительный контингент лиц, которые, с одной стороны, считались охваченными социальным страхованием и получающими право на пенсионное обеспечение на общих основаниях, а с другой
– фак-тически не участвовали в финансировании пенсионной системы.
Одновременно резко ухудшилась финансовая дисциплина плательщиков страховых взносов: они не только перестали бояться нарушать свои обязательства перед Социальным фондом, но и стали открыто укло-няться от них. На 1 января 1996 г. насчитывалось более 88.9 тыс. экономических агентов, являющихся платель-щиками страховых отчислений в Социальный фонд.
Ими была допущена задолженность по отчислениям в Соци-альный фонд в объеме
465,5 млн лей. В результате при-нятых государственной налоговой селекцией мер по улу-чшения сбора средств эта задолженность несколько уме-ньшилась и составила на 1 января 1997 г. 324,1 млн лей. Вследствие вышеупомянутых негативных явлений в 1993-1996 гг. изменилось соотношение численности пен- сионеров и работников, охваченных обязательным социа-льным страхованием.
Оно было обусловлено ростом чис-ленности пенсионеров на 1,5% и одновременным сокра-щением на 6,2% среднесписочной численности работ-ников, состоящих в штате предприятий, осуществляющих страховые платежи в
Социальный фонд. В результате, если в 1993 г.на каждые 100 работников , числящихся в штате предприятий-плательщиков взносов, приходилось 50 пенсионеров , то в 1996 г. - 55.

Как крайне негативное явление, влияющее на несвоевре-менную выплату пенсий, следует указать на имеющееся в ряде случаев нецелевое использование пенсионных средств со стороны учреждений банков, предприятий свя-зи и др.
По мнению Счетной палаты, имелись случаи не-эффективного использования денежных средств и руко-водством Социального фонда. Так, в 1995 г. не по назна-чению были использованы 634 тыс. лей. Не были приня-ты меры по реализации гуманитарной помощи - 100 тыс. т. ржи, предоставленной
Европейским сообществом, с тем, чтобы полученные средства были направлены на выплату пенсий. В 1995 г. Независимой федерацией про-фсоюзов, в управлении которой находится фонд соци-ального страхования, на нужды, не предусмотренные за-коном, было потрачено 950 тыс. лей. Этой организацией из средств фонда социального страхования в коммерчес-кий банк было внесено 400 тыс.лей, а доход от этого вклада был незаконно переведен на ее счет.
Счетная палата на основании анализа результатов проверок при-шла, к выводу, что Социальный фонд не принял необхо-димых мер для своевременной выплаты пенсий, многие ресурсы использовал не по назначению. Таким образом, организационно-финансовая система пенсионного –обеспечения переживает глубокий кризис, причины воз-никновения кото-рого носят многоплановый характер. В этой ситуации повышение страховых тарифов не сможет решить проблемы стабильного финансирования пенсион-ного обеспечения, поскольку оно тяжелым бременем ля-жет на плечи законопослушных работодателей и заст- рахованных лиц, численность которых неуклонно снижае-тся. По мнению специалистов, для того, чтобы повысить размер пенсии до уров-ня 70% от средней заработной платы по стране, размер отчислений на социальное страхование должен быть увеличен до 46% от фонда оп-латы труда. Поэтому целесообразно отдать предпоч-тение коренному реформированию системы пенсиони-рования, которое предполагает оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня пен-сий за счет перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования. В этой связи большое зна-чение приобретает зарубежный опыт реформирования пенсионного обеспечения,в результате чего многие стра-ны стали располагать весьма рациональными пенсион-ными системами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать