Учение Адама Смита

Прибыль доход капиталистов-предпринимателей. Созданная тру­дом рабочего стоимость распадается на две части: его зарплату и при­быль предпринимателя, рисковавшего капиталом. Размер прибыли определяется размером капитала и не связан с тяжестью труда. Измене­ние размера прибыли также зависит от увеличения или уменьшения богатства общества, но изменение размеров зарплаты и прибыли про­исходит в противоположных направлениях: рост богатства увеличива­ет зарплату и снижает прибыль (это вызвано конкуренцией вложенных в одну отрасль капиталов). Получается, что интересы капиталистов не только не совпадают с интересами общества, но и противоположны им. Поэтому Смит высказывает негативное отношение к данному клас­су: «Всякое предложение нового закона, исходящее из этого разряда людей... должно быть встречено с крайним недоверием, ибо оно исхо­дит от класса людей, интерес которых никогда не может вполне совпадать с интересами всего народонаселения, и состоит, вообще, в том, чтобы провести общество и даже обременить его, что уже неоднократ­но и удавалось им делать при всяком удобном случае» [14,с.109].

Рента – доход землевладельцев. Смит дает несколько ее определе­ний: вычет из труда рабочего, который присваивает землевладелец; ре­зультат действия природных факторов; результат монополии (то есть частной собственности на землю). Размер ренты зависит от уровня благосостояния общества, как и размер зарплаты: с накоплением на­родного богатства растет спрос на продукты земледелия, повышается и рента землевладельца. Развитие обрабатывающей промышленности также выгодно землевладельцам, приобретающим мануфактурные из­делия. Таким образом, интересы класса землевладельцев, как и инте­ресы рабочего класса, совпадают с общественными.

Теперь обратимся к доходу общества в целом. Национальный доход, по Смиту, это чистый продукт годового труда населения страны, рав­ный сумме доходов трех основных классов общества. Исходя из этого, плата за труд, прибыль на капитал и земельная рента рассматривают­ся как три первичных вида дохода, которые создаются каждый год тру­дом с участием капитала и земли и представляют собой ежегодный прирост национального богатства. Остальные виды дохода вторичны, образуются из трех первичных вместе взятых или из каждого из них по отдельности. Например, когда рабочий (капиталист или землевла­делец) покупает какой-то товар, он платит продавцу из своей зарпла­ты (прибыли или ренты). Источником доходов государственных слу­жащих и ряда других категорий населения являются налоги, которые платят получатели трех первичных видов дохода. Именно они созда­ют национальный доход, за счет которого живут и остальные члены общества. Другие категории работающих чистого продукта не созда­ют; их труд полезен, но непроизводителен, он не возмещает того фон­да, из которого берутся их доходы, поэтому они (доходы) представля­ют собой расход, а не пополнение национального дохода страны.

В создании чистого годового продукта нации принимает участие и накопленный в прошлые годы капитал, поэтому результат работы данного года должен возмещать затраты на содержание основного и оборотного капитала (суть этих понятий рассмотрим ниже). Все остающееся после этого возмещения и есть национальный доход. Пол­ный продукт труда страны Смит называет ее валовым доходом, а часть, оставшуюся после расходов на поддержание основного и оборотного капитала, ее чистым доходом, используемым жителями страны для потребления и служащим истинным показателем богатства нации.

Выше (характеризуя первичные виды дохода) мы упоминали о том, что динамика роста богатства страны может быть различна. Нацио­нальная экономика находится в одном из трех состояний: роста, паде­ния, стационарном (также называемом Смитом состоянием застоя), каждое из которых характеризует не абсолютный уровень богатства нации, а его изменение по годам. В состоянии роста наблюдается по­следовательное увеличение национального дохода, в состоянии паде­ния снижение его величины, в стационарном состоянии стабиль­ный объем этого показателя.

 

1.4 Учение о капитале и о деньгах


Смит рассматривал капитал, как запас, используемый предпринимателем в процессе производства с целью получения дохода. Главным фактором накопления капитала он считал бережливость, отмечая, что сбережения образуют фонд для содержания производительных рабочих. Деление общества на производительные и непроизводительные классы соответствует делению общественного продукта на капитал и чистый доход. Чем большая доля общественного продукта капита­лизируется (превращается в капитал) и поступает в распоряжение производительных рабочих, тем быстрее растет народное богатство. Доказывая несущественность торгового баланса, которому придава­ли значение меркантилисты, Смит настаивал на решающей роли ба­ланса между непроизводительным потреблением и накоплением ка­питала, поскольку он определяет рост богатства нации.

Как и Кенэ, Смит разделял капитал на основной и оборотный, но трактовку этим понятиям давал новую. Основной капитал не вступает в процесс обращения и остается в руках владельцев; он состоит из ма­шин и орудий труда, доходных построек, усовершенствованной зем­ли, врожденных или приобретенных способностей членов общества. Оборотный капитал постоянно уходит от владельцев в одной форме и возвращается в другой; он включает в себя продовольствие, матери­алы, готовые изделия и деньги. Первые три составляющие оборотного капитала постоянно переходят в основной капитал либо в фонд по­требления; все, что идет в фонд потребления, составляет часть чистого дохода. Как основной, так и оборотный капитал, по Смиту, приносят прибыль: основной в производстве, оборотный в обращении.

Такой подход к проблеме делал деньги одной из составляющих капитала, а не отождествлял с ним, как было принято у меркантилистов. Деньги, по Смиту, техническое средство, обеспечивающее ход экономических процессов и возникшее в результате договоренности людей. Выделяя функции денег как меры стоимости и средства обращения, главной, ученый считал последнюю из них. Деньги это «колесо обра­щения», и общество заинтересовано, чтобы издержки обращения были как можно меньше. Обращение бумажных денег, по Смиту, обходится обществу дешевле, поэтому он отдавал им предпочтение перед полно­ценными металлическими [12,с.110].

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что богатство народов понималось ученым в динамике. Рост производства предметов потреб­ления на душу населения напрямую зависит от увеличения объема занятого в национальной экономике производительного труда и по­вышения его производительности; последнее, в свою очередь, связано с растущим накоплением капиталов и эффективностью их употребле­ния. Смит считал основным средством роста богатства любой нации технический прогресс, для развития которого необходим естественный порядок, о котором говорилось ранее. Ученый утверждал, что чем мень­ше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем бла­готворнее условия хозяйственного развития.

Мысль о том, что лучшее средство обеспечить общее благополучие  это позволить каждому заботиться о своих интересах, проходит через все «Богатство народов». Смит объясняет, в чем заключается «простая и нехитрая система естественной свободы», которая должна заменить существующие системы поощрения отечественной промышленности и торговли, с одной стороны, и стеснения частной инициативы — с дру­гой. «Всякий человек, говорит автор, пока он не нарушает законов справедливости, имеет бесспорное право следовать по пути, указанно­му ему его личным интересом, и употреблять по своему усмотрению свой труд и капитал... Государь освобождается совершенно через это от... обязанности руководить трудом людей и направлять его самым выгодным образом для целого общества. При системе естественной свободы государю остается исполнить три обязанности... Первая со­стоит в защите общества от всякого рода насилия или нашествия со стороны других независимых обществ. Вторая состоит в защите каж­дого члена общества от несправедливостей и притеснений со стороны другого члена общества, или в установлении определенного суда... тре­тья его обязанность состоит в проведении, исполнении и поддержа­нии общественных предприятий и некоторых учреждений, которые не могут быть исполнены и содержимы насчет одного или нескольких людей».

Источником средств, необходимых для выполнения государством его функций, служит система налогообложения. Смит утверждал ра­венство всех перед налогом, причем налоговые ставки, по его мнению, должны учитывать имущественное положение плательщика: каждый облагается «соответственно полученному доходу». Остальные выдви­нутые Смитом принципы налогообложения могут быть отнесены к ад­министративным правилам — это достоверность, удобство, экономия налога.

Итак, Смит отверг практические рекомендации меркантилизма, проводимую на их основе экономическую политику и полный контроль государства над хозяйственной сферой. Наибольшая сумма богатства достигается, по его мнению, когда каждому предоставлено право свободно продавать и покупать. Политика, которую обосновывал ученый, получила название «фритредерство» (от английского free trade сво­бодная торговля). Ученый полагал, что к торговой политике государ­ства применимо правило, которым руководствуется всякий купец: покупать на самом дешевом рынке и продавать на самом дорогом. Ана­лизируя развитие межгосударственных экономических связей, Смит сформулировал принципы, легшие в основу теории международной торговли. В своих рассуждениях он исходил из несоответствия абсо­лютных уровней издержек производства в разных странах. Каждое го­сударство, по его мнению, должно развивать производство товаров, выпуск которых обходится ему дешевле, чем другим государствам, и выходить с ними на внешние рынки. Так, к всеобщей выгоде, будет развиваться международное разделение труда.

Начав повествование о Смите с характеристики «Богатства наро­дов» авторитетного западного ученого М. Блауга, закончим его словами выдающегося отечественного экономиста М. И. Туган-Барановского, считавшего, что система Смита «является самым полным и совершен­ным выражением идей и стремлений его эпохи – эпохи падения ста­ринного хозяйственного строя, основанного на государственной опе­ке, и развития капиталистического строя, для которого свобода была естественной стихией. Отсюда и историческое значение и беспример­ное в истории политической экономии влияние «Богатства народов» [12,с.112].

Заключение

 

Труд Смита характеризуется удивительной простотой и четкостью изложения. Но в этом и удобство, и сложность. Чтобы постичь суще­ство смитовских идей, требуется время, неторопливое размышление, не один раз приходится возвращаться к прочитанному.

Подводя краткое резюме, попытаемся выделить основные положе­ния труда, ставшего для Смита главным итогом его творческой жизни.

Первое. О мотивах и стимулах хозяйственной деятельности, об основополагающих принципах рыночного механизма. В отличие от физиократов, которые считали, что экономический строй это система, которую должен открыть творческий ум, а властитель утвердить, Смит исходит из того, что ни изобретать, ни создавать хозяйственный строй нет необходимости. Такой строй существует.

Ученый распознает и описывает его механизм, составные элемен­ты и отношения. В основе хозяйственного механизма находится и действует «экономический человек». В погоне за собственной выго­дой он направляется «невидимой рукой» к достижению такого резуль­тата, который и не входил в его намерения. Преследуя собственный интерес, человек способствует общей выгоде.

Второе. Свободе экономической деятельности индивидуумов не надо препятствовать, не следует ее строго регламентировать. Смит вы­ступает против излишних ограничений со стороны государства, он за свободу торговли, в том числе внешней торговли, за политику фритре­дерства, против протекционизма.

Третье. Теория стоимости и цены разработаны как исходные кате­гории в общей теоретической системе экономической науки. Основ­ной труд Смита отличают многоплановость рассматриваемых про­блем, их систематизация, с одной стороны, реализм, практическая значимость многих положений с другой.

Общий творческий замысел Смита был весьма обширен. Ученый хотел создать всеобъемлющую теорию человека и общества. Первую часть составила «Теория нравственных чувств». Эта работа была опубликована, в ней проводится идея равенства, обязательность принци­пов морали для всех членов общества. Вторая часть замысла «Богат­ство народов». Эта работа сложилась в известной мере из лекций, про­читанных профессором в университете в Глазго. Третью часть должна была составить «История и теория культуры (науки, искусства)». Она так и не была написана, а подготовительные записи, наброски, мате­риалы были уничтожены.

Вероятно, многоплановость, широта замысла способствовали ус­пеху экономического труда.

Влияние Смита сказалось не на одной школе, практически оно коснулось нескольких направлений: и рикардианской школы (трудо­вая теория стоимости); и тех школ и отдельных экономистов, которые разрабатывали проблемы цены и ценообразования на основе соотно­шения спроса и предложения (школа Маршалла) или на основе по­требительной ценности товаров (австрийская школа); и тех, кто ис­следовал влияние и взаимодействие факторов производства (Сэй). Концепция свободы торговли нашла свое теоретическое обоснование в теории сравнительных издержек, согласно которой разделение труда в сфере международного обмена служит важнейшей предпосылкой повышения производительности и получения экономической выгоды. «Богатство народов» находилось в центре внимания и противников классической школы, выступивших против чрезмерной формализа­ции экономической науки (историческая школа, институционализм).

Список литературы

 

1.   Аникин А. В. Адам Смит. – М.: Мол. гвардия, 1968. –  254 с.  

2.   Арская Л.П. Ученые прошлого о финансировании чрезвычайных расходов государства //Финансы. – 2007. – № 2. – С.61-64

3.   Афанасьев В. Метод экономической двойственности //Вопросы экономики. –  2005. – № 8. – С.4-18.- Вопросы теории

4.   Афанасьев В. Структура экономических явлений //Экономист. –  2006. –  № 6. – С.47-54

5.   Бартенев С. А. История экономических учений учебник М-во торговли РФ, Всерос. акад. внешней торговли. – М.: Юристъ, 2007. – 456 с.  

6.   Бодриков М. Трудовая теория ценности: проблемные вопросы и историческое значение //Вопросы экономики. –  2008. – № 4. – С.110-129

7.   История политических и правовых учений учебник для вузов под общ. ред. В.В. Круглова. – М.: НОРМА, 2008. – 243 с.  

8.   Капитонов Э. А. История и теория социологии. Социология XIX в. учеб. пособие. – М.: Приор, 2007. –  368 с.  

9.   Курс экономической теории учебник для вузов МГИМО; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2004. –  832 с.  

10.        Миголатьев А. Социальная философия. Проблема отчуждения: грани и следствия //Соц.-гуманит. знания. – 1999. – № 1. – С.71-83

11.        Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке //Вопросы экономики. – 2002. – № 1. – С.50-67

12.        Самин Д. К. Сто великих ученых. – М.: Вече, 2006. –  592 с.  

13.        Сорвина Г.Н. История экономической мысли двадцатого столетия Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М.: РАГС, 2007. – 246 с.  

14.        Ядгаров Я. С. История экономических учений учебник РЭА им. Г. В. Плеханова. –  М.: Инфра-М, 2008. – 478 с.  


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать