Способы ведения внутреннего учета, отобранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом издания соответствующего приказа. При этом они применяются всеми структурными подразделениями, компании (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Изменения во внутренней учетной политике компании могут иметь место в случаях реорганизации компании, смены собственника, изменений законодательства РФ или в системе нормативного регулирования внутреннего учета в РФ, разработке новых способов внутреннего учета, изменения учетной политики, в соответствии с которой компания ведет бухгалтерский учет.
Изменение во внутренней учетной политике должно быть обоснованным и оформляется приказом руководителя компании.
Последствия изменений внутренней учетной политики, не связанные с
изменением законодательства, должны быть оценены в стоимостном и
натуральном выражении. Оценка последствий изменений внутренней учетной
политики производится на основании выверенных компанией данных на дату
(первое число месяца), с которой применяются измененные способы ведения
внутреннего учета.
Компания должна раскрывать избранные при формировании внутренней учетной политики способы ведения внутреннего учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями внутренней отчетности, без знания о применении которых невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота, оборота ценных бумаг и вложений, результатов деятельности компании.
К способам ведения внутреннего учета, принятым при формировании внутренней учетной политики компании и подлежащим раскрытию в составе отчетности, относятся способы:
- отражения операций по приобретению и отчуждению ценных бумаг и вложений на счетах их учета (по дате заключения сделки или по дате перехода прав по бумагам и вложениям при условии отражения факта заключения сделки на счетах расчетов);
- оценки стоимости приобретенных ценных бумаг (по цене сделки, или по фактически произведенным затратам на приобретение ценных бумаг и вложений, или в соответствии с учетной политикой бухгалтерии);
- отражения вложений в ценные бумаги (с переоценкой или без переоценки);
- оценки себестоимости реализованных и выбывших ценных бумаг, т.е. списанных со счетов их учета (по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок - ФИФО, по себестоимости последних по времени закупок – ЛИФО). Компании, производящие переоценку вложений в ценные бумаги, используют только метод средней себестоимости;
- другие способы, отвечающие требованиям «существенности».
Существенные способы ведения внутреннего учета подлежат раскрытию в
пояснительной записке, входящей в состав отчетности, предоставляемой
НАУФОР. Пояснительная записка может не предоставляться, если во внутренней
учетной политике не произошли изменения со времени предоставления
предыдущей отчетности.
2.3.3 Планы счетов внутреннего учета.
Для обеспечения своевременного и правильного учета и отчетности по операциям с ценными бумагами компания ведет счета внутреннего учета движения денежных средств, ценных бумаг и вложений. Счета предназначены для группировки и текущего учета однородных операций, связанных с профессиональной деятельностью компании.
В правилах ведения внутреннего учета определяются основные принципы, на базе которых разрабатывают или выбирают план счетов учета движения активов в денежном выражении (далее по тексту - план счетов учета денежных средств) и план счетов учета движения ценных бумаг и вложений в натуральном выражении (далее по тексту - план счетов учета ценных бумаг).
Счета внутреннего учета используются только в рамках бэк-офис. Бэк- офис разрабатывает и вносит необходимые дополнения во внутренний план счетов с соблюдением основных правил учета и устанавливает корреспонденцию между счетами внутреннего учета. Счета внутреннего учета должны удовлетворять требованию корректного отражения сути операций с ценными бумагами и вложениями. Нумерация открываемых счетов внутреннего учета и их названия определяются компанией самостоятельно.
Правила и процедуры синтетического и аналитического учета по счетам определяются компанией на базе общепринятых принципов бухгалтерского учета, рекомендаций НАУФОР и ФКЦБ России с учетом специфических потребностей компании.
2.4 Организация внутреннего учета
2.4.1 Общие требования
Внутренний учет профессионального участника рынка ценных бумаг может
осуществляться работником компании, самостоятельным подразделением или
может быть поручен иному профессиональному участнику рынка ценных бумаг.
При этом ответственность перед регулирующими организациями за точность,
полноту, адекватность и своевременность ведения регистров внутреннего учета
полностью возлагается на профессионального участника рынка ценных бумаг.
Ответственность за организацию внутреннего учета профессионального участника рынка ценных бумаг несет руководитель компании. Руководитель компании обязан обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями компании, имеющими отношение к внутреннему учету, требований по его организации, предоставлению должным образом задокументированных сведений для надлежащей организации учета, а также формированию необходимой внутренней отчетности и отчетности перед клиентами.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг при организации и осуществлении внутреннего учета имеют право:
- вносить в рекомендуемые НАУФОР регистры внутреннего учета и методы его ведения изменения исходя из конкретных условий деятельности, при соблюдении общих методологических принципов;
- устанавливать количество и конкретную форму внутренних учетных регистров с соблюдением требований нормативных документов НАУФОР и
ФКЦБ России;
- разрабатывать систему проведения сверок и контроля внутри компании;
- устанавливать внутреннюю учетную политику;
- вводить отчетность, необходимую для использования на предприятии.
2.4.2 Документирование операций
Основанием для записей в регистрах внутреннего учета являются следующие первичные документы, фиксирующие факт совершения операции с ценными бумагами, а также заключения сделки, движения ценных бумаг, движения денежных средств:
- документы внутреннего учета, фиксирующие факт получения приказа клиента на совершение сделки с ценными бумагами, как-то: поручения клиентов, и факт совершения сделки с ценными бумагами, как-то: паспорта сделок (тикеты), подтверждения сделок и отчеты об операциях с физическими лицами;
- договоры, контракты, соглашения на осуществление сделки с ценными бумагами, а также другие договорные документы (дополнения, изменения, протоколы и т.п.);
- платежные документы (ордера, поручения, требования и другие документы, являющиеся основанием для признания платежей согласно действующему законодательству);
- документы, удостоверяющие перерегистрацию права собственности на ценные бумаги (выписки из реестра акционеров, выписки депозитария со счета депо), передаточные распоряжения и другие документы, являющиеся необходимыми для перехода прав по ценным бумагам согласно действующему законодательству, а также акты приема-передачи документарных ценных бумаг и сертификатов ценных бумаг.
- документы судебных, нотариальных органов и органов исполнительной власти, касающиеся перехода или обременения
(ограничения) прав.
Надлежащее документирование первичного учета сделок обеспечивается путем регистрации факта получения поручения клиента, удостоверяющего факт получения приказа клиента на совершение сделки с ценными бумагами и вложениями, и составления документа, удостоверяющего факт совершения сделки с ценными бумагами и вложениями.
Ответственность за своевременное создание первичных документов и достоверность содержащейся в них информации, а также за их передачу в установленные сроки для дальнейшего учета произведенных операций несут лица, подписавшие эти первичные документы.
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения во внутреннем учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах, определяемых данными Стандартами.
Исправление ошибки в первичных документах и учетных регистрах должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления.
Первичные документы и регистры внутреннего учета подлежат обязательному хранению в течение 5 лет.
2.4.3. Регистры внутреннего учета операций с ценными бумагами.
Документы, являющиеся первичными носителями информации о совершаемых операциях, группируются, обобщаются и накапливаются в регистрах внутреннего учета.
Каждый участник рынка ценных бумаг, имеющий соответствующую лицензию
ФКЦБ России или Банка России на осуществление деятельности в качестве
профессионального участника рынка ценных бумаг обязан вести на постоянной
основе регистры первичного учета сделок, регистры учета движения денежных
средств и регистры учета движения ценных бумаг.
Компания выбирает способ ведения регистров внутреннего учета в зависимости от объема операций и возможностей программного обеспечения:
- на бумажном носителе в виде журнала или карточек учета;
- в форме электронные таблицы;
- в виде компьютерных баз данных, являющихся частью автоматизированной системы обработки информации бэк-офис и др. В этом случае должна быть предусмотрена возможность вывода на печать вышеупомянутых регистров внутреннего учета.
К обязательным регистрам первичного учета сделок относятся:
- Журнал сделок с юридическими лицами;
- Журнал сделок с физическими лицами;
- Журнал отчетов о сделках с физическими лицами;
- Журнал договоров с клиентами;
- Журнал поручений клиентов.
К дополнительным регистрам первичного учета сделок относятся:
- Журнал незавершенных операций с юридическими лицами;
- Журнал незавершенных операций с физическими лицами;
- Журнал незавершенных отчетов о сделках с физическими лицами;
Другие учетные регистры, разработанные компанией, исходя из специфики ее деятельности.
В зависимости от видов и порядка заполнения регистров учета движения денежных средств и ценных бумаг образуются формы внутреннего учета. Под формой внутреннего учета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров, их взаимосвязь и последовательность записи в них.
Компания самостоятельно выбирает форму внутреннего учета из рекомендуемых регулирующими органами, при этом компания может самостоятельно приспосабливать рекомендуемые регистры внутреннего учета к специфике своей работе при соблюдении следующих требований:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11