Учет операций с ценными бумагами
p> - единая методологическая основа (принцип двойной записи);

- взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;

- сплошное отражение всех операций, связанных с профессиональной деятельностью, в регистрах учета на основании первичных учетных документов;

- накапливание и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для составления отчетности и контроля за профессиональной деятельностью;

- сохранение в регистрах внутреннего учета минимального объема требуемой информации.

Рекомендуется применять следующие формы внутреннего учета, как для учета движения денежных средств, так и для учета движения ценных бумаг:

- форму учета, аналогичную мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета;

- форму учета, аналогичную журнально-ордерной форме бухгалтерского учета;

- журнально-книжную форму учета, при которой в качестве учетных регистров используются Журнал ежедневного учета и Книга (Ведомость) учета;

- таблично-автоматизированную форму учета, при которой группировка и обобщение учетной информации, полученной на основе первичных документов, производится с помощью вычислительной техники, в результате чего можно получать регистры различного содержания, соответствующие журналам, ведомостям, книгам, карточкам и др.

При использовании любой из форм внутреннего учета в качестве обязательного регистра учета движения денежных средств по счетам аналитическим учета необходимо вести Журнал учета дилерских операций. В качестве регистра дополнительного учета движения денежных средств рекомендуется вести Журнал учета клиентских операций. Журналы учета операций ведутся по каждой ценной бумаге.

При учете операций с физическими лицами разрешается отражать операции по счетам учета движения денежных средств и ценных бумаг не на основе конкретных договоров с физическими лицами, а на основе отчетов о сделках с физическими лицами.

Ведение регистров внутреннего учета основано на использовании принципа накапливания данных первичных документов. Записи операций в регистрах учета должны производиться не позднее конца рабочего дня, когда документ был получен или создан компанией.

2.4.4. Внутренний баланс по денежным средствам.

Внутренний баланс по денежным средствам рассматривается как способ группировки, обобщения и отражения в денежной оценке средств компании, связанных с ее профессиональной деятельностью, и их источников на определенную дату.

Баланс по денежным средствам содержит остатки на конец отчетного периода по синтетическим счетам внутреннего учета в соответствии с планом счетов учета денежных средств.

Продолжительность отчетного периода компания выбирает самостоятельно, но он не может быть не менее одного месяца.

2.4.5. Внутренний баланс по ценным бумагам.

Внутренний баланс по ценным бумагам рассматривается как способ группировки, обобщения и отражения в натуральной оценке ценных бумаг и вложений компании по местам их учета и/или хранения на определенную дату.

Баланс по ценным бумагам содержит остатки на конец отчетного периода по синтетическим счетам внутреннего учета в соответствии с планом счетов учета ценных бумаг.

Продолжительность отчетного периода компания выбирает самостоятельно, но не менее одного месяца.

2.5. Отчетность.

2.5.1. Основные правила и требования.

На основе данных регистров внутреннего учета компании составляют внутреннюю отчетность, отчетность клиентам и регулирующим органам.

Для управления и руководства работой компании, контроля и планирования операций составляется внутренняя отчетность компании.

Отчетность клиентам и регулирующим органам является обязательным видом отчетности. Ответственность за своевременное предоставление необходимой отчетности клиентам и регулирующим органам несет руководитель компании и штатный контролер компании.

2.5.2. Внутренняя отчетность.

Компания самостоятельно определяет потребителей внутренней отчетности, характер и общее содержание предоставляемой отчетности, устанавливает периодичность предоставления отчетности подразделениям и руководству компании. Компаниям рекомендуется разработать инструктивный документ, в соответствии с которым осуществляется порядок формирования и предоставления внутренней отчетности.

2.5.3. Отчетность перед клиентами.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны предоставлять клиентам периодическую отчетность по операциям, произведенным для данного клиента в соответствии с настоящими стандартами. Возможно предоставление дополнительной отчетности и сокращения отчетного периода, если это предусмотрено договором с клиентом.

2.5.4. Отчетность перед регулирующими органами.

Отчетность регулирующим органам предоставляется согласно действующим нормативным документам НАУФОР, ФКЦБ России и Банка России.

2.6. Периодические сверки.

2.6.1 Сверка наличия ценных бумаг.

Каждому профессиональному участнику рынка ценных бумаг рекомендуется ежемесячно, но не менее 1 раза в квартал проводить сверку наличия ценных бумаг на счетах внутреннего учета с данными бухгалтерского учета и с данными по остаткам ценных бумаг в местах их учета и/или хранения.
Компанией может быть установлена разная периодичность проведения сверок для разных ценных бумаг и вложений в зависимости от уровня их «существенности» для компании.

2.6.2. Сверка наличия денежных средств.

Все профессиональные участники рынка ценных бумаг должны не реже одного раза в месяц сверять записи по внутренним счетам учета денежных средств с соответствующими счетами бухгалтерского учета.

2.6.3. Ответственность за организацию и проведение сверок.

Ответственность за организацию и проведение сверок несут руководитель компании и штатный контролер компании.

2.7. Доступность журналов и книг учета регулирующим органам.

Все компании, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, выданную ФКЦБ России или Банком России, должны предоставлять для проверок уполномоченным лицам НАУФОР по их требованию Правила ведения внутреннего учета, учетные регистры и отчетность в соответствии с настоящими Стандартами и другими нормативными документами, регулирующими деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.

2.8. Ответственность за нарушение требований, устанавливаемых настоящими стандартами.

Ответственность за нарушение требований, установленных настоящими стандартами, устанавливается Кодексом мер дисциплинарного воздействия
НАУФОР.


3 Описание существующих программно-технологи-ческих комплексов

В настоящее время рынок систем, в том числе специализированных для всевозможных аспектов фондовой деятельности, достаточно обширен. Лидерами в производстве качественных программных продуктов для финансовых компаний являются московские и новосибирские фирмы. Многие из них являются фирмами одного продукта, расширяя лишь функциональные возможности и сферы приложения.

Однако при выборе продукта необходимо пользоваться принципом разумной целесообразности. Каждая система соответствует конкретному финансовому уровню потенциального покупателя и объему сделок, им осуществляемом. Если крупная компания может позволить себе покупку Signator/2000, то для средней больше подойдет продукт типа Diasoft DEALING/SECURITIES, а для мелкой достаточно будет адаптированной 1С:бухгалтерии или электронных таблиц. В каждой из групп возможны также варианты выбора в зависимости от конкретных особенностей систем, требований к аппаратным средствам и уровню подготовки персонала.

3.1 Signator/2000 (СервоКомп)


Возможности системы Signator/2000

Сегодня на рынке предлагается большое количество систем для фондовой деятельности, однако далеко не все из них основаны на современных технологиях хранения и обработки информации. Одной из немногих, предлагаемых сегодня новых интегрированных информационных систем является
Signator/2000. Прототипом этой системы послужила система для автоматизации инвестиционных фондов SIGNATOR, разработанная в Западной Германии. Она была создана фирмой ServoComp GmbH - известным немецким разработчиком прикладных программных пакетов около пяти лет назад. В России систему Signator/2000 поставляет компьютерная компания СервоКомп, представляющая интересы
ServoComp GmbH на Российском рынке и занимающаяся адаптацией подобных немецких прикладных систем к Российским условиям с использованием современных технологий компании ORACLE. Компания СервоКомп выполнила доработки системы Signator/2000 с учетом особенностей Российского фондового рынка и банковского законодательства и обеспечивает ее внедрение и техническую поддержку. Система также распространяется через дистрибьюторов
СервоКомп - известные Российские компании Открытые Технологии, Когнитив
Текнолоджи и Стинс Коман.

Signator/2000 является универсальной фондовой системой и может использоваться для ведения реестра клиентов, учета торговых, регистраторских и депозитарных операций, организации внутреннего документооборота и подготовки отчетности. При ее проектировании были учтены все перечисленные в начале статьи требования. Она позволяет получать, хранить и обрабатывать информацию в единой интегрированной базе данных, контролировать выполнение операций, гибко настраиваться на технологию работы организации, получать необходимую управленческую информацию и в целом повысить производительность труда. Возможен учет любых видов ценных бумаг: акций, облигаций, векселей, сертификатов, фьючерсов, ГКО.

Основу системы составляет учет операций. Операции с ценными бумагами в системе делятся на:
Трансфертные - связанные с переходом прав собственности, переводами со счета на счет или из депозитария в депозитарий;
Глобальные - консолидация, конвертация, погашение, расчеты купонов и дивидендов.
Учет места и режима хранения ценных бумаг. Блокировки.

Выполнение операций в системе разбивается на несколько шагов (рисунке
3.1.1). Не все шаги обязательны, их необходимость определяется при настройке системы под конкретную технологию работы.

[pic]

рисунок. 3.1.1. Пример последовательности выполнения операций.

На каждом шаге выполняются следующие действия:
Ввод распоряжений - регистрация в системе входящего документа или торгового приказа.
Ввод операции - заполнение деталей операции: в интересах кого проводится, с какой ценной бумагой, на каком торговом рынке и т.д. Комиссии и сборы рассчитываются автоматически. Операции могут вводится по частям на нескольких рабочих местах. Например, часть данных вводится в торговом отделе, а часть в бэк-офисе.
Утверждение - поэтапный процесс подготовки сделки. Первое утверждение делается после внесения всех данных, окончательное утверждение - после получения всех документов. В зависимости от настройки у сделки может быть от нуля до двух утверждений.
Выпуск документов и отчетов - автоматический или полуавтоматический процесс выпуска необходимых документов: подтверждения о сделке клиенту и брокеру, сообщение в депозитарий и регистратору и т.д.
Проводки в бухгалтерию - в конце дня формируется файл проводок для загрузки в бухгалтерскую систему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать