Угрозы экономической безопасности
смотреть на рефераты похожие на "Угрозы экономической безопасности"
АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реферат на тему
«Угрозы экономической безопасности России»
2000
Угрозы экономической безопасности России
В 70-е годы впервые появился термин "экономическая безопасность". Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители прежде всего стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.
В настоящее время экономическая безопасность - это общенациональный комплекс мер, направленных на постоянное устойчивое развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.
Проблемы реализации Государственной стратегии экономической
безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных
интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых,
самых широких слоев населения. Актуальность этих проблем вызвана масштабами
угроз, и реальным уроном, нанесенным экономической безопасности страны
вследствие беспрецедентного народнохозяйственного кризиса., по своей
глубине и продолжительности намного превзошедшего Великую депрессию в США
1929-1933гг.
Поскольку в странах с развитой рыночной экономикой (прежде всего в
США) накоплен достаточно большой позитивный опыт в сфере обеспечения
национальной экономической безопасности, то он в настоящее время несомненно
представляет интерес.
После окончания "холодной войны" обеспечение экономической безопасности стало приоритетным направлением в политике США.
Официально об этом неоднократно заявлял государственный секретарь У.
Кристофер. Так, в феврале 1993 года он подчеркнул, что внешняя политика США
должна стоять на "трех китах": укреплении экономической безопасности
страны, поддержании демократии и соблюдении прав человека (интересно,
почему гайдары, ковалевы, боровые о первом и главном "ките" всегда
забывают?!). Ключевыми моментами в обеспечении экономической безопасности
являются, по словам секретаря, повышение конкурентоспособности американских
товаров на внутреннем и внешнем рынках, сокращение зависимости страны от
иностранных займов и укрепление ее возможностей выполнять международные
обязательства в торгово-экономических и других областях.
В США в декабре 1995 года президентом Дж. Бушем с целью принятия соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности был утвержден меморандум, в котором излагалось основное содержание Национальной программы обеспечения экономической безопасности. Результатом реализации программы стало создание единой в масштабах страны и взаимосвязанной во всех ее элементах системы экономической безопасности, направленной на сохранение лидерства США в технологических областях и обеспечение экономических интересов страны.
Межведомственной рабочей группой, в которую входили заместитель министра обороны, заместитель директора ЦРУ, министр энергетики, представители ФБР и АНБ, руководители ведущих корпораций - "Дженерал электрик", "Боинг", "ТРВ", были определены параметры общей политики в области экономической безопасности и ее современные критерии; разработан механизм руководства системой обеспечения экономической безопасности; предложены проекты новых инструкций и директив; внесены изменения в систему подготовки и переподготовки кадров. Группой не только были выделены угрозы экономической безопасности США, но и дана рекомендация выпускать в качестве вспомогательного справочного материала единый "Каталог угроз экономической безопасности и их оценка".
Администрация президента Б. Клинтона подтвердила приоритетное значение
экономической безопасности. В концепцию экономической безопасности в
качестве главных целей наряду с традиционным положением о защите секретов
от иностранных спецслужб были введены положения об обеспечении национальных
экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой
арене и о защите "лидирующих позиций США в технологических сферах", а
"сохранение экономической мощи США" прямо связывается с проведением мер по
обеспечению экономической безопасности.
Поскольку в результате происшедших в мире изменений основным "полем
боя" стали экономика и научно-технический прогресс, то, по мнению
большинства зарубежных экспертов, важнейшую роль в борьбе за лидерство в
этих областях играют спецслужбы. Как писала в феврале 1995 года влиятельная
американская газета "Вашингтон пост", заблуждаются те, кто считает, что в
период после "холодной войны" можно экономить на разведке подобно тому, как
это делается в отношении военного ведомства, бюджет которого подвергается
сокращению. В США в 90-е годы на экономическую разведку выделялось почти
40% ресурсов разведывательного сообщества страны (т.е. всех спецслужб США).
В настоящее время спецслужбам США поручено добывать сведения о динамике мировых экспортно-импортных процессов, мерах иностранных правительств по поощрению экспорта и защите собственных рынков от зарубежных конкурентов. Разведка должна выявлять отрицательные экономические тенденции, заблаговременно предупреждать о готовящихся акциях иностранных правительств в областях внешней торговли, снабжать разведывательной информацией американские делегации на торговых переговорах.
Координацию деятельности по добыванию, обработке материалов и выработке рекомендаций осуществляет Комитет по вопросам экономической разведки, созданный при директоре ЦРУ.
Президент Б. Клинтон, разделяя позиции Дж. Буша по поводу приоритетности экономической разведки, дал указание в 1993 году руководству сообщества США об углубленном исследовании "всей области экономической разведки", причем основное внимание было уделено роли, которую должны играть спецслужбы в отношении иностранных конкурентов американского бизнеса. Проведенная работа позволила выделить три основные составляющие экономической разведки: макроэкономическую разведку, экономическую контрразведку и микроэкономическую разведку.
Макроэкономическая разведка - это сбор разведывательной информации о тенденциях экономического развития иностранных государств, энергетических и сырьевых ресурсах, разработанных за рубежом технологиях (особенно двойного значения). Сюда также относится исследование состояний отраслевых и региональных рынков, деятельности крупнейших корпораций мира, функционирование финансовых систем и т.п.
Определенную роль в этом играют спецслужбы (отделы) гражданских ведомств США - министерства торговли, энергетики, финансов, сельского хозяйства, транспорта и труда; экспортно-импортный банк и др. Главной особенностью макроэкономической разведки является то, что значительная часть ее осуществляется вполне легально, и она по своему содержанию близка к научно-исследовательской работе.
Под экономической контрразведкой понимается пресечение попыток
иностранных фирм и спецслужб других государств добывать торгово-
экономические и технологические секреты американских корпораций. Бывший
директор ЦРУ Р. Гейтс заявил, что агенты примерно 20 дружественных стран
ведут работу по сбору информации об экономических планах и промышленных
секретах США. П. Швейцер в книге "Дружественные шпионы", изданной в Нью-
Йорке в 1993 году, приводит многочисленные факты ведения промышленного
шпионажа союзниками США в отношении американских фирм. По словам директора
ФБР Л. Фри (март 1996 года), наибольшую активность проявляют спецслужбы
Японии, Китая, Франции, России и Израиля. По оценкам управления по науке и
технике Белого дома, с 1992 года американский бизнес в результате
промышленного шпионажа несет ежегодные убытки в 100 млрд долл. и величина
указанного ущерба, по прогнозам, возрастет к 2003 году на 50%.
По мнению директора ФБР Л.Фри и председателя комитета сената США по разведке А. Спектера, в настоящее время в результате усиления промышленного шпионажа угроза национальной безопасности США не убывает, а, напротив, усугубляется. В марте 1996 года рассматривалось более 800 дел - вдвое больше, чем два года назад. Особую обеспокоенность Фри и Спектера вызвало выступление 7 февраля 1996 года президента России на Совете безопасности, в котором он призвал "сократить технологический разрыв с Западом", в том числе и за счет усилий экономической разведки.
Сенаторы Спектер и Х. Коль предлагают укрепить законодательную базу по охране интеллектуальной собственности: квалифицировать кражу экономической информации как федеральное преступление, карать его 15-летним лишением свободы и штрафом в 250 тысяч долларов по отношению к частным лицам, увеличивая размеры штрафа до 10 миллионов, если речь идет о юридических лицах.
Микроэкономическая разведка ведется государственными службами в интересах американских корпораций и в их борьбе с иностранными конкурентами. В настоящее время - это наиболее деликатное направление деятельности разведсообщества. По поводу микроэкономической разведки не существует единого мнения у исполнительной и законодательной власти страны, а также внутри спецслужб США.
В начале 1995 года президентом Б.Клинтоном был учрежден консультативный совет по разведке, которому поручено до конца марта 1996 года выработать рекомендации по комплексной реорганизации разведывательного сообщества США. Примечательно, что подобный совет ранее создавался лишь двумя президентами - Д. Эйзенхауэром и Р. Рейганом - в моменты возрастания международной напряженности, когда от разведки требовалась особенно высокая результативность. Данное требование, по мнению многих американских политиков и экспертов, является актуальным и в настоящее время, учитывая, что после окончания "холодной войны" в мире появились другие опасности. К числу угроз относится ужесточение экономической и научно-технической конкуренции со стороны иностранных государств.
В этих условиях администрация президента Б. Клинтона все в большей
степени рассчитывает на помощь и содействие со стороны разведывательного
сообщества. В то же время в Белом доме хорошо понимают важность скорейшего
(но тщательно продуманного, в отличие от скоропалительных "реорганизаций"
спецслужб в России) реформирования его структур, укрепления финансовой
базы. Без эффективных мер в этих сферах трудно ожидать значительного
прогресса в обеспечении правительственных ведомств точной и своевременной
информацией.
Консультативный совет также обсуждал, но не пришел к единой точке зрения в вопросе об использовании разведывательной информации в интересах американского бизнеса. Администрация президента Б.Клинтона проявляет большую заинтересованность в том, чтобы окончательно определить, какая роль должна быть отведена разведывательному сообществу в содействии ускорению экономического и научно-технического прогресса страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9