Великобритании и Франции, внося существенный вклад в обеспечение национальной экономической безопасности.
В настоящее время наиболее полная и эффективная концепция (программа)
экономической безопасности действует в США. Свидетельством этого является
устойчивый рост американской экономики, повышение конкурентоспособности
товаров и услуг (с 1993 года США занимает первое место в рейтинге
конкурентоспособности мировых экономик, Россия в 1995 году - последнее, 48-
е место. Кроме того, по итогам 1995 года из 100 крупнейших корпораций мира
50 - американские и 27 - японские, но, увы, ни одной российской).
Ну а в России только в марте 1994 года, т.е. через три с лишним года
после начала "реформирования" экономики, правительство все же приняло
распоряжение о разработке "Основных положений государственной стратегии в
области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации".
Документ был подготовлен и его проект в январе 1995 года был рассмотрен и
одобрен в Совете безопасности. Однако потребовалось почти 1,5 года, чтобы
он стал документом, поскольку только в апреле 1996 года президент подписал
Указ № 608 "О государственной стратегии экономической безопасности
Российской Федерации (основные положения)". В соответствии с Указом
правительству поручено разработать в 1996 году меры по реализации
государственной стратегии экономической безопасности.
Таким образом, только в мае 1997 года была принята концепция национальной безопасности, которая должна была объединить силы и средства российских спецслужб и правоохранительных органов - прежде всего Департамента экономической безопасности ФСБ (образованного, правда, только в 1998 году), а также соответствующих подразделений МВД, ГРУ, Федеральной службы налоговой полиции и ГТК.
10 января 2000 был принят 2-ой (и на данный момент последний) вариант
Концепции национальной безопасности России. Этот документ определяет
принципиальные исходные положения по национальной безопасности страны,
которые должны стать основой формирования внутренней и внешней политики
государства. В нем дан анализ места России в мировом сообществе, определены
ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие.
Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической, и других зависит от экономических возможностей страны. В то же время, разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.
В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в сфере
экономики угрозы[1] имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего
существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением
инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала,
стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом
внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в
экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в
импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая
предметы первой необходимости». Однако в вышеупомянутом документе
экономические угрозы сформулированы в принципиальном виде. В данной работе
сделана попытка конкретизировать их и придать количественное выражение в
виде неких пороговых значений[2] экономической безопасности. В аппарате
Совета безопасности были предварительно определены около 30-ти таких
пороговых значений. Надо прямо сказать, что в соответствии с этими
пороговыми значениями в большинстве сфер экономики положение
«закритическое».
1.Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны.
Научно-технический потенциал, несмотря на известные слабости (в особенности - односторонняя ориентация на военные цели), был в целом сопоставим с североамериканским и западноевропейским. Обвальное падение производства, особенно в ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Одновременно резко сократились бюджетные ассигнования на науку.
Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.
Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В конце 1996 г. средняя заработная плата здесь была ниже, чем в газовой промышленности, электроэнергетике и промышленности в целом соответственно в 5 раз, 2,5 и 1,4 раза. Практически полностью прекратились закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу и периодику. Предоставленные самим себе научные учреждения и институты бьются за выживание, озабочены поисками денег на оплату коммунальных услуг.
Сокращение финансирования НИОКР более, чем в 10 раз за последние 7 лет и связанный с этим отток лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч ученых в эти годы эквивалентна экономическому ущербу в 80 миллиардов долларов), деградация научных школ, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, разрушение связи между наукой и производством обрекают страну на лишение главного фактора современного экономического развития – научно-технического прогресса.
Однако, несмотря на катастрофическое разрушение отечественного научного потенциала, Правительство не увеличивает ассигнований на НИОКР даже до предусмотренных законом 4 процентов от уровня расходной части бюджета, отказывается ввести расходы на НИОКР в себестоимость продукции, предоставить налоговые льготы для стимулирования инновационной активности.
2. Дезинтеграция экономики и спад производства.
В результате макроэкономической политики, проводимой правительством
РФ в разные годы, экономическое пространство страны распалось на две слабо
связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке
ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими
(а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения денег.
Производственная же сфера («реальный сектор экономики», охватывающий
материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание,
образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с
производством материальных и духовных благ) низкими прибыльностью и
скоростью обращения денег, а также значительными рисками (все это
обусловлено хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью
отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной
конкуренцией и общей неблагоприятной коньюктурой рынка).
В сбалансированной экономической системе, находящейся в состоянии равновесия, сфера обращения капитала и производственная сфера выполняют взаимодополняющие с воспроизводственной точки зрения функции. Через сферу обращения осуществляется постоянный обмен товаров и переток капитала из менее эффективных в более эффективные направления инвестиций, что и обеспечивает непрерывность общественного воспроизводственного процесса, основу которого образует сфера производства. Эти сферы связаны банками, сбытовыми организациями, государственным бюджетом в единое целое и функционируют в неразрывном единстве.
В неравновесном и разбалансированном состоянии нынешней российской экономики сфера обращения капитала и производственная сфера оказались дезинтегрированными. Резкий разрыв между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к массовому перетоку капитала из производственной сферы в сферу обращения (с последующим переводом значительной его части за рубеж)
Сфера обращения держится на спекулятивных сделках и работает по
принципу: деньги делают деньги. Она задает цены на денежные ресурсы,
исключающие привлечение свободного капитала в производственную сферу. Уже
длительное время ставки процента на ссудном рынке превышают норму прибыли в
производственной сфере. Отток капитала приводит в свою очередь к нехватке
оборотных средств и росту издержек на их восстановление, замораживанию
активов в неплатежах и в конечном счете – к разорению предприятий (доля
убыточных предприятий за 9 месяцев 1998 года составила 47,2% по сравнению с
41,2% в 1997 году и 30% в 1996). Именно эти процессы послужили основной
причиной многолетнего бюджетного кризиса. Однако, правительство до сих пор
видит основной причиной бюджетного кризиса – плохую собираемость налогов.
Расчеты, проведенные в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН,
показывают, что на долю уклонения от налогов и прочих субъективных факторов
приходится не более ј недопоступления налоговых платежей. В то же время на ухудшение финансового положения предприятий производственной сферы
приходится 65% снижения бюджетных расходов, в том числе на спад
производства 22%, на деградацию его структуры – 12,5%.
Переток капитала из производственной сферы в сферу обращения происходил и посредством государственного бюджета. Аккумулируя доходы от налогообложения производственной сферы, государство перераспределяло их на поддержание «пирамиды» ГКО, резервировало на счетах коммерческих банков, обеспечивая устойчивость сферы обращения капитала. Да и сама денежная политика ориентировалась на параметры этой сферы. Спонтанное перетекание капитала усугублялось тем, что подавляющая часть денежной эмиссии быстро концентрировалась в последней, непосредственно влияя на объем спроса и инфляцию.
Хотя и в силу утраты централизованного контроля над денежным обращением в стране определить точные пропорции денежного оборота по сферам экономики фактически невозможно, соответствующие результаты проводившейся макроэкономической политики налицо. Это, во-первых, вышерассмотренный переток денег в сферу обращения капитала и «обезденеживание» производственной сферы. Во-вторых, -общее резкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы и адекватное увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты (в необходимой мере заменивших рубль в производственной сфере экономики, а также в сфере обращения капитала и в сберегательном деле).
Дезинтеграция экономики не ограничивается нарастающей изоляцией сферы
обращения капитала от производственной сферы. Происходит также внутренний
распад самих этих сфер на относительно изолированные сегменты. В сфере
обращения капитала можно выделить достаточно автономно функционирующие
сегменты рынок государственных обязательств (во многом управляемого
административно - через Сберегательный и Центральный банки, контролирующие
согласно оценкам экспертов, до 80% рынка госзаимствований), валютного рынка
(на котором сложился свой узкий круг «игроков», связанных с Центральным
банком России, включая несколько коммерческих банков, специализирующихся на
ввозе долларов), рынка корпоративных ценных бумаг (где доминируют
операторы, владеющие внутренней информацией о соответствующих фирмах и
фактически управляющие котировкой их акций).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9