Угрозы экономической безопасности
p> 5. Физическое и духовное здоровье нации.

В бедственном положении оказались системы образования, культуры и здравоохранения вследствие резкого сокращения бюджетных ассигнований.
Снизилось качество обучения в государственных общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Наметилась тенденция к уменьшению числа студентов на тысячу населения.

Наблюдается нечто вроде культурной революции наоборот . Число театров и музеев возросло, но посещать их стали примерно вдвое меньше. Тираж книг и брошюр упал почти втрое, газет - в пять, журналов - более чем в пятнадцать раз. Сказываются приспособление населения к режиму выживания, коммерциализация культуры, размывание культурных ценностей в общественном сознании.

Здоровье нации подрывается не только в духовном, но и в прямом физическом смысле. При общем росте числа заболеваний, превысившем в 1995 году сто миллионов, произошли вспышки туберкулеза (с 50,6 до 85 тыс.), сифилиса (с 7,9 до 261,9 тыс.). Быстро нарастает потребление алкоголя, число состоящих на учете наркоманов возросло за пять лет более чем вдвое, а по сравнению с 1980 г. - вчетверо и составило в 1995 г. 72,6 тыс. человек.

Доля затрат на здравоохранение в ВВП в 5 раз ниже аналогичной доли в
США. Прежняя система здравоохранения полуразрушена, новая, основанная на медицинском страховании, не создана. Ее материально-техническая база перестала развиваться, падает обеспеченность медучреждений техникой, лекарствами, средним и младшим медицинским персоналом.

6. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица

Не снижается имущественная дифференциация населения. Доходы 10% наиболее богатых в 15 раз выше, чем у 10 процентов наиболее бедных (а в
Москве в 50 раз). Для сравнения заметим, что в США и наиболее развитых странах этот показатель колеблется в пределах 1:6-8.

Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных, не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости.
Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется.
Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%.

Безработица для России явление новое, поэтому следует иметь ввиду ее моральное воздействие на население и его поступки. По данным американских ученых, рост безработицы на 1% увеличивает заполняемость тюрем на 5-7%.

7. Криминализация.

Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.

Преступность поразила практически все сферы хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведенного продукта; финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. Уже первый год так называемой «либерализации» экономики стал годом свободы для криминального сообщества Годовой оборот теневой экономики в 1992 году возрос по сравнению с 1991 годом в 25 раз и превысил триллионный рубеж. Однако, тогда удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными показателями большинства стран с развитой рыночной экономикой. А к 1996 году он уже составил 45%.

К настоящему времени рухнули последние романтические надежды либералов на возможное облагораживание «черного» рынка.

Среднегодовой прирост преступлений в сфере экономики составляет 12,
5%. С теневой экономикой в качестве работодателей и рабочей силы так или иначе связали себя примерно 60 млн. человек.

По данным на 1998 год, в стране сохранялась сложная оперативная обстановка. Общий массив зарегистрированных преступлений возрос на 7, 7% и составил 2 млн. 582 тыс.

Отмечаемый в прошлом году рост зарегистрированных экономических преступлений связан не только с активизацией деятельности правоохранительных органов, но и достаточно объективно отражает общую тенденцию дальнейшей криминализация финансово-хозяйственного комплекса. Как и в предыдущие годы, доминировали уклонения от налогообложения, противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других невосполняемых ресурсов за рубеж.

Более половины (60, 3%) уголовно наказуемых правонарушений в экономической сфере составили посягательства на собственность. Треть выявленных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления связана со взяточничеством.

Медлительность и незавершенность в создании механизмов контроля и защиты новых экономических отношений от криминального проникновения способствовали стремительному росту и качественному изменению экономической преступности.

В 1998 году выявлено 252,4 тыс. (+15,3%) экономических преступлений.
Размер причиненного материального ущерба превысил 20 млрд. рублей.

Тенденции криминализации экономики наблюдаются практически во всех ее отраслях. Наиболее уязвимой перед преступной экспансией оказалась кредитно- финансовая сфера. Здесь выявлено 34, 1 тыс. преступлений (+17, 1%), причиненный ими ущерб оценивается в 7, 9 млрд. рублей.

Более 3 тыс. (+29, 4%) преступлений вскрыто во внешнеэкономической сфере. Общий ущерб, нанесенный контрабандой, составил 74, 3 млн. рублей.

На потребительском рынке вскрыто более 22,3 тыс. (+22, 7%) преступлений. Зарегистрировано почти 3, 8 тыс. преступлений, связанных с незаконным предпринимательством, их прирост по России составил 33%.

Выявлено 118 фактов незаконного получения кредита, 1003 — легализации
(отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (1997 г. — 207).

Возросло количество фактов фальшивомонетничества. Выявлено 9, 5 тыс. случаев изготовления, сбыта поддельных денег или ценных бумаг. Вскрыто 1, 6 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «Об усилении государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» и одноименного Постановления Правительства России начиная с 6 октября 1998 г. прекращена деятельность почти 3 тыс. подпольных цехов по производству спиртового суррогата. Из незаконного оборота изъято около 4, 5 млн. декалитров фальсифицированного алкоголя.

По экспертным оценкам, в сфере криминального влияния находится более
40 тыс. хозяйствующих субъектов с различными формами собственности, в том числе 1, 5 тысячи государственных предприятий, 4 тысячи акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков. Ежегодно организуется и ликвидируется десятки тысяч предприятий с одноименными названиями, ложными сведениями об учредителях, владельцах, уставных фондах, что позволяет им бесконтрольно осуществлять нелегальные хозяйственные и финансовые операции, укрывать доходы от налогообложения, не возвращать кредиты и т. п.

Проблема криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один.

В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой
(базисом) организованной преступности.

Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны.
С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой — уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.
В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.

На сегодняшний день в России сложилась своеобразная система ухода от уплаты налогов. Это занижение выручки и прибыли, расчеты через третьих лиц, использование бартера и взаимозачетов, расчеты наличными, получение необоснованных льгот, создание дочерних структур и т. п. По данным Рабочего
Центра экономических реформ при Правительстве РФ, всего 1,5% опрошенных руководителей предприятий различных форм собственности оформляют в установленном порядке сделки и платят все налоги.

Предпринимательские структуры, появившиеся после экономических реформ, вынуждены были подчиняться тем правилам, которые были приняты в теневой экономике. Господствующая в хозяйственной деятельности преступность навязывала им эти правила, направляя их на путь противозаконного получения доходов, ухода от налогообложения.

Однако одна лишь поддержка теневой экономики общеуголовной преступностью не давала и не дает сейчас полной гарантии безопасности.

Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что теневики с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами «делают крышу» практически всему крупному и среднему бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной правительственных чиновников и депутатов самого высокого ранга. Сферы влияния распределены достаточно четко, и срывов, как правило, не бывает.

На содержании теневого финансового капитала находятся многие государственные структуры и общественные организации, формирующие политику государства. Коррупция проникла во все ветви государственной власти и приобрела огромный размах. Так, 87 % опрошенных оперативных работников и руководителей управлений по борьбе с организованной преступностью указали на сращивание организованных преступных формирований с властными структурами, особенно с органами управления на местах, 64% — на сращивание с правоохранительными органами, а 31 % — с органами управления на государственном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать