Принимаемые в законодательном порядке нормы хозяйствования отторгаются определенными группами законодателей, находящих «веские» причины для провала предложенных проектов, способных препятствовать криминальному экономическому поведению в предпринимательстве. Одним из индикаторов противостояния многим законодательным актам в области экономических реформ является голосование депутатов в Госдуме, где сразу становится ясно, интересы каких групп населения защищают те или иные депутатские фракции. По прогнозам различных независимых экспертов-социологов, политологов, организованная преступность активно включилась в борьбу за места представительной власти в 1995 и 1996 г. и сумела провести, по самым скромным оценкам, 8-10% своих представителей.
Сегодня, как представляется, выделение так называемой «теневой экономики» теряет смысл, поскольку практически криминализируется вся экономическая система, сущность которой заключается в насыщении экономических отношений общественно опасными методами и способами (как противоправными, так и не противоправными) ведения хозяйственной деятельности.
Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.
Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разрушение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика.
Потенциальная опасность криминализации экономики объективно усиливалась также самой направленностью реформ на развитие рыночных отношении. Этапу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в экономической жизни общества.
Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминалом,
результаты не дают основании для удовлетворительной оценки. Наиболее
опасным является не сам темп роста различного рода экономических
преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели конкретные цифры и примеры),
а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся во все
более и более реальной угрозе экономической безопасности Российской
Федерации.
Говоря об экономической безопасности с точки зрения воздействия на нее криминальной экономики, необходимо обратить внимание на то, что экономическая преступность приобрела качественно новые свойства. Лидеры и авторитеты криминального мира создают преступные сообщества, которые активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное значение. Этим сообществам все в большей мере свойственны жесткая централизация, четкая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах таких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству Это приводит к мысли, что криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.
8. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.
Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные. Более 60% поступлений в доходную часть федерального бюджета обеспечивается сейчас за счет 10-12 субъектов Федерации – доноров федерального бюджета из 89. На эти регионы приходится около 40% оставшегося промышленного производства.
Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму составляет
- 5 раз (при пороговом значении 1.5)
Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические
последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан,
Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России
(Северный Кавказ, «Уральская республика») и др. Экстраполяция этих
тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого
экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности
российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств
на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации
и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем - к
распаду России на множество отдельных государств.
9. Ликвидация оборонной промышленности.
Уместно привести выдержки из доклада Лиги содействия оборонным предприятиям. «Практически в России не осталось серийного производства сложных образцов вооружения и военной техники, а есть дорогостоящие производства единичных образцов вооружения и военной техники, при этом потеряны сотни технологий, создававшиеся десятки лет. Доля современных образцов вооружения и военной техники в войсках продолжает снижаться. Если в 1995 году она составляла 30%, то к 2000 году – 10%, а к 2005 будет составлять – 5-7%. Армии НАТО и США имеют современного вооружения 60-70% от общего количества вооружения и военной техники в вооруженных силах.»
Однако Правительство не только игнорирует и эту проблему, но своими
действиями ее усугубляют. Из общего числа предприятий, которые раньше
выпускали военную продукцию, часть лишена оборонного заказа полностью, а
многие при заведомо избыточной инфраструктуре загружены лишь на 13-15%.
Финансирование государственного оборонного заказа в течении 1992-1998 годов
ухудшалось из года в год. И в 1998 году задолженность бюджета перед
предприятиями, выполняющими госзаказ, составила 15.6 млрд. рублей.
Фактически оборонная промышленность по большей части видов вооружений сегодня не в состоянии не только обеспечивать вооруженные силы современной техникой, но и поддерживать в работающем состоянии уже созданный оборонный потенциал.
Все это происходит на фоне укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток, увеличения возможности появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов. Ярко высветила бессилие нашей вооруженных сил и экономик в целом расправа натовских карателей над непокорной Югославией. За десятилетие политики национального предательства и воровства Россия оказалась отброшена на задворки мирового сообщества, лишилась половины производственного потенциала, и обороноспособности, превратилась из мировой державы в банкрота. Причина тому — политика саморазрушения национальной экономики, последовательно проводившаяся марионеточными правительствами под диктовку Международного валютного фонда и компрадорской олигархии, выросшей на казнокрадстве и стремящейся защитить награбленное при помощи иностранных покровителей путем закрепления за ними контроля над российской государственной машиной. Эта политика подвела нас к последней черте, за которой — окончательная утрата национального суверенитета, колонизация экономики международным капиталом, демонтаж системы национальной безопасности.
Вызов натовской агрессии в Югославии по сути означает утверждение нового мирового порядка, в котором России нет места в качестве самостоятельного геополитического субъекта. Добившись расчленения Союза, основательного разрушения его научно-производственного потенциала, враждебные нам силы приступили к полномасштабному переделу мира за счет нашей страны, фактически подорвав послевоенное мировое устройство. Место легитимной ООН самозахватом занимает НАТО, навязывая всему миру диктат международного капитала под контролем американской военно-политической машины.
Многочисленные высказывания идеологов нового мирового порядка и практические действия ведущих стран Запада и международных организаций в отношении России не оставляют сомнений, что в рамках нового мирового порядка ей отводится роль сырьевой колонии, назначение которой — смягчить последствия сырьевого и экологического кризисов, угрожающих благополучию и стабильности развитых стран. В рамках этой концепции России навязывается стратегия деиндустриализации, свертывания наукоемких технологий, сырьевой специализации, приведения правового и экономического пространства страны в соответствие с интересами транснационального капитала.
Показательной в этом контексте является книга влиятельного
американского политолога З.Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство
Америки и его геостратегические императивы», которая вносит ясность во
многие направления современной американской геополитики. Если официальная
доктрина национальной безопасности США лишь констатирует претензии
американской администрации на вмешательство во внутренние дела других стран
и на диктат своих интересов в любой точке мира, то рассуждения Бжезинского
не оставляют сомнений: главной разменной картой американской геополитики
оказалась Россия. Из книги следует, что «холодная война» против СССР
сегодня перешла в агрессию против России. Бжезинский, который постоянно
подчеркивает тождественность России и СССР, недвусмысленно констатирует
необходимость уничтожения России с точки зрения американских интересов,
описывая ее будущее в американской геостратегии то как «политическую черную
дыру», то как свободно конфедеративную Россию, состоящую из «Европейской
части России, Сибирской республики и Дальневосточной республики»
Конечно, г-н Бжезинский — не президент США и даже не госсекретарь.
Официальный Вашингтон едва ли подтвердит наличие подобной геостратегии в
отношении России. Тем не менее, многие факты свидетельствуют о несомненном
влиянии идей, высказываемых этим политологом, на работу американских
спецслужб и взгляды влиятельных кругов американского истэблишмента.
Любопытно, что в своих геостратегических рассуждениях Бжезинский
отдает должное интересам всех крупных евразийских держав, кроме России. По
отношению к Китаю и Японии он декларирует необходимость глубокого
стратегического взаимопонимания между Америкой и Китаем, а также четкого
определения растущей роли Японии. Турцию Бжезинский также определяет как
стратегического партнера США: «Регулярные консультации с Анкарой по вопросу
о будущем Азии способствовали бы возникновению у этой страны ощущения
стратегического партнерства с США». Не забывает Бжезинский и об интересах
традиционно притесняемых Америкой Индии и Ирана: «... Постоянное участие
Индии в дискуссиях по вопросу региональной стабильности, особенно по
вопросу о судьбе Средней Азии, своевременно, не говоря уже о стимулировании
развития более прямых двусторонних связей между военными сообществами
Америки и Индии». Или: «США заинтересованы в сильном, даже направляемом
религией ... Иране».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9