Управление и регулирование банковской деятельности в РФ

Управление и регулирование банковской деятельности в РФ

УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ.

Из истории развития банков мы знаем, что банковская деятельность как особый вид коммерческой и производственной деятельности (банковский продукт - это тоже продукт, который тоже требует затрат различных факторов) подвергалась определенному, а иногда очень жесткому регулированию со стороны соответствующих органов. Такое регулирование, прежде всего, осуществлялось через создание особого правового положения банковской структуры и банковской деятельности. Оно определялось соответствующим образом издаваемыми законами, указами, постановлениями и т.д. Кроме того, с момента зарождения БД регулировалась определенными навыками, методами, привычками и прочими регламентами, которые вырабатывались или самими банками или тем органом, которому поручается регулировать банковскую деятельность (ЦБ, Национальный Банк, Госбанк). Рассматривая историю развития банковской системы в России, можно отметить, что на всем ее протяжении - в царское время, до революции, в период с 17 по 88 года, когда стала возникать современная банковская система России, она всегда жестко регулировалась.

Например, в советское время банковская система развивалась этапами

С 17 по 22 год. Этот этап характеризовался тем, что постепенно ликвидировалась царская банковская система (тогда трехуровневая), функции КБ передавались центральному бюджетно-расчетному управлению (это в прямом смысле даже не банковская структура). Это был период, когда национализированная банковская система адаптировалась к условиям перехода к социалистическим методам хозяйствования. Как вы знаете, до 22 года в РСФСР происходила гражданская война, и банковская система, как таковая, не была сформирована для мирного обеспечения, она работала на обломках старой системы. Уже в то время банковская система жестко регулировалась: руководители банковской, бюджетной, расчетной систем назначались, например, из матросов (любых активных большевиков).

В период НЭПа, когда было позволено оживление товарно-денежных отношений, некоторой коммерции, когда даже действовал некий криминалитет и прочие явления, которые не должны были быть присущи социалистическому хозяйству, кредитная система была организована таким образом, что позволяла обеспечивать товарно-денежный оборот за счет кооперативного, частного, государственного и смешанного секторов.

30-32 года характеризовались тем, что была проведена серьезная реформа, направленная на новое время. В этот момент уже была проведена индустриализация, начиналась коллективизация, то есть с/х вступило в абсолютно плановый характер своего развития. От НЭПа уже почти ничего не осталось, была принята сталинская политика, поэтому и финансово-кредитная система претерпевала определенные серьезные изменения, которые были направлены на то, чтобы обеспечить контроль рублем за выполнением организациями и предприятиями государственных плановых заданий, то есть в это время начала формироваться единая (одноуровневая) банковская система. То есть банковская система от государственной или смешанной полностью перешла к сугубо государственной банковской системе. КБ и прочие банки были ликвидированы или преобразованы в единую государственную банковскую систему.

В дальнейшем реформы проводились и во время войны. Как раз в это время были созданы полевые банки - этого не было ни в одной стране. Они играли колоссальнейшую роль в финансовом обеспечении фронтов, растянутых на тысячи километров. Более того, отец нынешнего председателя Центрального Банка, Геращенко Сергей Владимирович был одним из авторов этих банков, за что и поплатился (был посажен). Это был очень умный и грамотный специалист, сын тоже от него не отстал.

В современной банковской системе России, которая находится на стадии перехода к рыночной экономике, были резко изменены правовые основы и традиции работы банковской системы. Современная банковская система характеризуется тем, что ее предназначение, порядок развития, отношения с другими органами закреплены конституционно, специальными федеральными законами, например, о Ценробанке в двух редакциях от 90 и 95 годов и о банках и банковской деятельности. Во многих федеральных законах, которые носят общий характер, также затронуты те или иные вопросы развития и функционирования современной банковской системы. Например, можно сказать, что существует федеральный закон о валютном регулировании (не только по международным расчетам, экспорту-импорту, но и по порядку обращения в стране иностранной валюты), это  касается банковской деятельности. Банковская деятельность конкретизируется и в таком законе, как Гражданский Кодекс. Есть целый раздел, где даются определения банковского счета, банковского обслуживания, выполнения различных обязательств и требований при осуществлении банковских операций и т.д.

Следующий момент, который определяет регулирование банковской деятельности на различных этапах развития - это определение внутри банковского, внутрисистемного регулирования. Например, Госбанк, являясь монопольным, единым банком страны диктовал условия работы Внешэкономбанку, у которого были специфические функции по обслуживанию международных расчетов СССР с зарубежными странами. Внешэкономбанк был как бы филиалом Госбанка, хотя это был самостоятельный, и даже в советское время - акционерный банк.

При функционировании банковской системы всегда определяется законодательно или иным образом специальный орган, который уполномочен управлять этой системой. Т.о. Госбанк кроме общих функций наделен специфическими функциями управления банковской системой, вне зависимости от того, входит ли он в управляемый уровень или нет. На основании конституционных и законодательных актов этот орган обязан определять правила игры. Не вмешиваться, как мы уже с вами говорили, в суть и деятельность КБ, а определять и контролировать установленные правила игры с тем, чтобы содействовать развитию и укреплению банковской системы. Любая банковская деятельность, как деятельность любого производства, должна обладать своими особыми традициями, правилами и формами игры, вырабатываемыми практикой деятельности, заимствованием передового опыта, правда, без применения элементов социалистического соревнования, - наоборот, участием в грандиозной конкурентной борьбе за выживание, за лучшее обеспечение банковскими продуктами клиентов, повышение квалификации банковских работников, расширение рынков банковской деятельности и так далее.

Вот в таком плане и осуществляется управление и регулирование банковской системой в условиях становления современной российской банковской системы.

Первый вопрос, который мы рассмотрим в рамках этой темы - это законодательное регулирование банковской деятельности. См. таблицу 4.1 методички (кстати, минимум наших знаний на экзамене должен равняться материалу, изложенному в методичке.). Управление и регулирование банковской деятельностью - это система правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами (Парламентом в виде законов, указами Президента, постановлениями Правительства или конкретными разработками - инструкциями, положениями, письмами и прочими указаниями Центрального Банка).

 Существуют также побочные структуры и функции отдельных органов, оказывающих определенное влияние на развитие и работу банковской системы. Например, в России существуют различные банковские ассоциации - Российских банков (ведущая общественная организация, связанная с организацией банковской деятельности), Московская банковская Лига, Ассоциация московских банков, отраслевые ассоциации - ассоциация транспортных банков, Ассоциация банков, обеспечивающих ТЭК. Эти организации могут вырабатывать определенные правила работы, набор  взаимоотношений. Они являются промежуточным звеном между официальными органами, управляющими банковской деятельностью и банковской системой. Например, Ассоциация российских банков часто отстаивает интересы банкиров по различным вопросам. При подготовке законодательной базы эти ассоциации принимают активное участие и в разработке, и в обсуждениях, в корректировке.

Ассоциации играют большую роль в укреплении международных банков с иностранными (не просто банками, между которыми можно слать письма и просто в гости друг к другу ездить) партнерами, они содействуют в распространении передовых банковских форм деятельности - организации работы, обмене специалистами и так далее, что не касается сугубо исполнения требований законов, инструкций и прочее.

В банковской практике существует еще Кодекс банковской практики. Это не книга, а перечень ведущих литературных или практических разработок, энциклопедия банковской деятельности, журналы, газеты, международные объединения, проведение международных конференций и совещаний по банковской деятельности, которые и вырабатывают этот кодекс как рекомендацию по взаимоотношениям с клиентами, отношениям между банками и так далее.

Ведущим в регулировании проблем, связанных с банковской деятельностью, конечно, является законодательное регулирование. Из таблицы 4.1 видно, что мы может характеризовать законодательное регулирование банковской деятельности в следующих блоках.

1. Системообразующие законодательные акты, которые дают определение банковской деятельности. Например, в Конституции Российской Федерации дается определение места банковской системы в экономической системе, установление статуса и общих полномочий Банка России, конституционные нормы, непосредственно относящиеся к банковской деятельности, правам и свободам граждан в отношениях с банками и другие уровни правового регулирования банковской деятельности. Естественно, что в Конституции таким вопросам уделено всего несколько статей. Это общая системообразующая законодательная установка, которая определяет свое отношение при изменении формации, какого-то этапа перехода к рыночной ступени развития. То есть, будет изменяться Конституция, она может уточнить и те положения, которые касаются банковской деятельности. Специфическими являются такие законы, как, например, Закон о Центробанке и Закон о банках и банковской деятельности. Это сугубо банковское законодательство и, тем не менее, оно не только определяет статус, функции и прочие атрибуты банковской системы, но и взаимоотношения банковских структур с органами государственного управления, органами местного самоуправления, клиентами и гражданами. Лектор выразил желание, чтобы студенты к экзамену ознакомились с содержанием Закона о Центробанке и Закона о банках и банковской деятельности, а также с Федеральным Законом о несостоятельности и банкротстве кредитных организаций. Этот закон был утвержден недавно, но роль его в предупреждении банкротства банков и проведении самой процедуры банкротства очень велика. Это довольно интересный документ, хотя он  еще не в полной мере отвечает требованиям развития современной банковской системы. Вот основные законодательные моменты, которые напрямую связаны с определением, статусом, функциями и регулированием деятельностью банковской системы. Названные 4 основных федеральных законодательных акта дают определение современной двухуровневой банковской системы в РФ.

Регулирующее действие оказывают и другие законодательные акты. Например, ГК РФ дает общие, обязательные для всех участников банковской деятельности, и любой иной деятельности, затрагивающей расчеты в рамках кредитно-финансовой системы страны определения понятий, форм и методов банковских операций и т.д. То есть при подготовке положений и инструкций ЦБ не может уйти дальше того, что  определено ГК, хотя вокруг него он может что-то уточнять. Иногда даже если Госдума принимает закон в каком-то чтении, его могут "завернуть" в Совете Федераций, если есть разночтения с ранее действующими или побочными законами.

Специальные федеральные законы, которые в той или иной степени касаются регулирования и управления банковской деятельностью. Например, Закон о валютном регулировании, который касается не только банковской деятельности, но и распространяется на хозяйствующие организации, устанавливает принципы проведения операций с валютой на территории РФ, полномочия и функции ЦБ, и так называемых КБ, которые имеют право проводить операции в инвалюте и осуществлять контроль за использованием инвалюты в народном хозяйстве современного российского государства. Есть такой закон - о рынке ценных бумаг. Этот закон тоже касается не столько банков, сколько участников фондового рынка, а участниками фондового рынка могут быть и юридические и физические лица, и, конечно, играют банки, так как они могут выступать и первичными дилерами и сами  могут быть участниками и выполнять операции  трастовые на фондовом рынке и так далее. Поэтому такой закон определяет участников и порядок операций на фондовом рынке, в том числе те особые полномочия и функции банков, которые являются участниками этого рынка.

Частными законодательными актами, регулирующими банковскую деятельность, могут быть  Указы президента. Например, Указ президента о мерах по укреплению платежной дисциплины, об улучшении работы по сборам налогов и платежей в бюджет и Указ Президента об усовершенствовании валютных экспортно-импортных операций и целый ряд других напрямую касались вопросов банковской деятельности, где устанавливались ответственность и полномочия организаций при осуществлении тех или иных мероприятий. Вы знаете, что на сегодняшний день мы имеем печатные источники, в которых сказано, что 80% КБ нарушают правила уплаты их клиентами налоговых платежей, то есть клиент дает поручение, а банк не выполняет это поручение, это, вообще-то, уголовщина, за это надо строго наказывать.

Постановления правительства, например, обеих палат парламента, различные распоряжения судебных органов, органов внутренних дел и так далее тоже могут касаться на федеральном и на иных уровнях деятельности КБ. Такие постановления устанавливают порядок проведения отдельных операций, уточняют полномочия и функции банков, наделяют их определенными контрольными функциями. Здесь можно назвать такие положения как выпуск и обращение ценных бумаг на фондовых биржах РФ. Там выделяется особое место и банкам как участникам и контролирующим органам. Целый ряд постановлений постоянного или временного характера, которые касаются банковской деятельности, заставляют ЦБ и КБ выпускать новые инструкции, вносить в них изменения и уточнения, а самих банков принимать меры по выполнению тех или иных задач, вытекающих из этих постановлений.

В чем же значение конституционных и законодательных основ регулирования банковской деятельности? В том, что, во-первых, они распространяются на банковскую деятельность в определенном режиме их функционирования, то есть они учитывают определенный режим функционирования банковской деятельности и накладывают определенные ограничения рамки этой деятельности. То есть банки не могут работать за пределами закона о банках и банковской деятельности, где, например, сказано, что банки не могут заниматься производством продукции и ее реализацией, а также страхованием, кроме страхования кредитных рисков. Банки не должны этим заниматься, хотя в некоторых странах они могут заниматься этой деятельностью, если это вытекает из соответствующей законодательной посылки. В чем разница?

 В законе сказано, что напрямую не могут, но закон не возбраняет банк заниматься совместной деятельностью, то есть вкладывать свои средства в деятельность других организаций, но непосредственно - прямое финансирование производства продукции в виде кредитования или участия в акциях. Это участие только в создании капитала, и акция является инвестицией в виде ценной бумаги, по которой владелец должен получать свою долю дохода, а не долю от каждой операции по реализации продукции, то есть там уже выступает иной закон распределения прибыли.

Василий Иванович рассказал, что, когда он работал в одном банке, они обладали 40% акций одного молокозавода и 85% одного пивзавода, но они ничего не получали, а только давали кредиты. Эти обще законодательные акты определяют общие требования, конституционные принципы, гарантии. Если эти законы правильно отработаны, то они, естественно, содействуют развитию банковской системы. Вот, Рябинина правильно отметила, что наше законодательство еще недостаточно разработано, с точки зрения, обеспечения гарантий функционирования банковской системы. Очень сильные недоработки есть в законе о ЦБ.

Законодательное регулирование банковской деятельности в России определяют 2 основных аспекта. Это закрепляет двухуровневую банковскую систему, поскольку даже 2 закона (о ЦБ и о банках и банковской деятельности). Первый касается Центрального банка, и дает ему право проведения тех банковских операций, которые затрагивают интересы государства - распространение облигаций государства, контроль над валютными резервами, сохранение и укрепление платежеспособности рубля. И, во-вторых, определяют 2 вида банковского регулирования - валютное и …...

Валютное регулирование заключается в проведение кредитно-денежной политики, которую разрабатывает ЦБ вместе с правительством и эта КДП должна развиваться, таким образом, чтобы она предусматривала развитие и изменения в экономике и соответствовала тем изменениям в экономике, которые возникают независимо от функционирования и банковской системы и кредитно-денежной       системы.

А второе - экспоненциарное обеспечение - это обеспечение стабильности и надежности банков в целях защиты интересов вкладчиков и клиентов. Вот тут еще непочатый край работы. Вот вам пример, должно быть не позднее, чем в 91 году, то есть практически после выхода федеральных требований первой редакции федерального закона о банках и банковской деятельности должен был параллельно выйти закон о гарантированности вкладов граждан. Но мы знаем, что в 92 году после отпуска цен, в результате которого десятки миллионов граждан лишились тех крох, которые копили (переворот кассеты)…….

4 миллиарда долларов и говорит, что минимум 20 миллиардов долларов хранятся под подушками у граждан. И я в это верю потому, что сам что-то храню, и вы храните. Это факт. Увы, отсутствие такого закона не содействует развитию операций по вкладам и попытка Государственной Думы издать такой закон наткнулась на сопротивление федерального собрания. Закон, по мнению Василия Ивановича, никчемный, он гарантирует три этапа: от 20 минимальных до 100 минимальных, а дальше ничего не сказано. А как же дальше? Дальше, если много положил, значит, где-то украл больше, а то, что ты всю жизнь копил, это не учитывается. Это то же, что сейчас декларации депутатов Госдумы. Я когда читаю эти материалы, смеюсь и улыбаюсь, я просто некоторых лиц касался в работе и знаю, что у этого человека 30 или 40 тысяч в год заработок, это одна сотая доля того, что он зарабатывает.

Гарантий пока нет, пока есть только договор ваш с банком и все.  Практически во всех странах в той или иной форме гарантий или обеспечения этих гарантий, то есть в большинстве стран это гарантия государства, несмотря на то, что КБ это негосударственные органы. Почему это гарантирует государство? Потому, что так и должно быть. Государство определяет правила игры, оно не может указать, делай то или это. Если банк заключил с вами договор и не исполняет его, значит, должно вмешиваться государство. ЦБ должен объявить этот банк банкротом или оказать ему содействие в его ликвидности и платежеспособности или отозвать лицензию, или заставить изменить руководство. А государство должно разработать и издать такой механизм, который бы позволил компенсировать.

То есть если государство из  своего бюджета предусмотрит строку - компенсации по вкладам, то оно должно научиться и законодательно и в организационном плане через органы специальные заставить КБ, который вас и меня обманул, а государство не достигало, чтобы из него изъяли, что бы руководитель банка или кто-то там группа людей не строила на эти деньги коттеджи, которые через год ему и не нужны, он от них откажется. Потому что там сейчас такие налги, что сейчас многие понастроили, а они пустуют. Это другое дело, страхование кредита - это обеспечение возвратности кредита, это то, что банку нужно вернуть. Мы с вами сегодня немножко перешли к другому, мы говорили о гарантиях вкладчикам.

Закон о гарантированности вкладов "завернула" верхняя палата и причиной этого, скорее всего, является то, что Федеральное Собрание ждет от Государственной Думы нормального закона на эту тему, а не градации. Сейчас компенсируют тем, кому 80 лет и тем, кто является их наследниками. Процедура наследования сейчас очень сложна. Если закон примут, то, поскольку это государственная гарантия, то в бюджете будет строка. Будет разработан некий механизм. Например, от имени государства страховать будет поручено страховой компании. Человек делает вклад в банке, где уже есть страхователь. Страхования компания может даже бесплатно страховать, потому что она действует от имени государства. При наступлении страхового случая будет компенсация.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html





Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать