Управление социальной сферой
смотреть на рефераты похожие на "Управление социальной сферой"
Министерство образования
Российской Федерации
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра: Региональная экономика и управление
УПРАВЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
(на примере города Воронеж)
Научный руководитель:
Воронеж 2003
Содержание
Введение
4 - 7
Глава 1. Социологизация экономики в условиях становления
8 - 25 рыночной экономики
1.1Основные направления государственной социальной политики
1.2Социальная защита и социальное обеспечение населения
Глава 2. Анализ современного состояния социальной
26 - 46
сферы города с использованием аналитических методов и компьютерных технологий
2.1 Развитие отрасли социальной сферы
2.2 Местные органы управления социальной сферой
Глава 3. Рынок труда, управление им
47 - 66
3.1 Политика государства в области труда и занятости
3.2 Характеристика рынка труда
3.3 Социальные конфликты, их предотвращение и разрешение
Заключение
67 - 68
Список литературы
69 - 71
Приложение
72 - 74
Введение
Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни
проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили
люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики
— часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные
последствия индивидуального и социального неравенства, социально-
экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование
социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок
экономического развития общества и особой формой управления, выступает в
качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.
Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с
помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.
Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру,
только с помощью исследований и создания системы управления, возможно,
обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая
стратегия управления социальной сферой и социальными процессами
обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества.
Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях
переходной экономики, так как именно она является мощным средством
оживления производства, предотвращение кризисов, улаживания конфликтов,
возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований.
Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Комплексная система социальной политики – деятельность государства, общества «по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления».
Основной закон нашей страны — Конституция РФ, в полной мере отразила
в своих статьях положения Всеобщей Декларации прав человека. Российская
Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель
проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной
экономики. Социальная политика переходного периода характеризуется тем, что
она формируется в условиях исторической совмещенности процессов полного
обновления государства и общества. Пассивность, неорганизованность,
социальная бесструктурность служат питательной средой для перекосов
социальной политики в сторону бесконтрольных и безответных действий
властей. Основными целями социальной политики государства на современном
этапе социально-экономического развития России являются:
1. создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;
2. усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабозащищенных групп населения;
3. осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;
4. реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;
5. формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирование всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.
Финансирование социальных мероприятий, кроме бюджетов всех уровней, также являются внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, которые независимы от федеральных, региональных и местных бюджетов.
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами,
используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две
важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер
экономики и расширение социальных услуг населению.
Органы местного самоуправления и органы власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий могут использовать финансовые ресурсы для проведения социальных программ.
При анализе современного состояния социальной сферы города использованы элементы аналитических методов и компьютерных технологий. При помощи программы Excel проведены исследования тенденции изменения динамики розничного оборота торговли, а также благоустройства жилищного фонда города.
В настоящее время в России вопросы социального формирования завоевывают особую актуальность, именно это и обусловило предпочтение темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является социальная сфера (на примере города
Воронеж) и ее отдельные отрасли.
Цель работы – изучение управления социальной сферы города, функций органов местного самоуправления, состояния социальный сферы в настоящее время, а также перспективы ее развития; источников финансирования развития социальной сферы.
Глава 1. Социологизация экономики в условиях становления рыночной экономики
1.1 Основные направления государственной социальной политики
Российская Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики.
Социальная рыночная экономика, как особый тип хозяйственной системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает набор социально-экономических инструментов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни.
Российская государственная политика разрабатывается по многим аспектам и направлениям. Ее важной составной частью является социальная политика.
Прежняя система социальной политики во главу угла ставила принцип
социальной справедливости при относительно высоком уровне социальных
гарантий всему населению. В ходе реформирования в условиях экономического
кризиса не удалось сохранить социальные гарантии каждому члену общества.
Этому способствовала также замена принципа социальной справедливости
принципом равных возможностей и преждевременное свертывание ряда
государственных форм удовлетворения социальных потребностей в пользу
негосударственных. В результате возникла безработица, снизился уровень
жизни, реальные доходы населения, произошло резкое расслоение общества по
доходам и в целом по уровню жизни.
Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются:
1. создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;
2. усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабозащищенных групп населения;
3. осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;
4. реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;
5. формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирование всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.
Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.
Государство, проводя социальную политику, использует следующие инструменты:
V социальные гарантии. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантия обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья. Созданы четыре специальных внебюджетных фонда: пенсионный фонд, фонд занятости, социального и фонд медицинского страхования. Бюджеты этих фондов составляют более
40% по отношению к расходам федерального бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9