Управление социальной сферой
p> Следующий элемент конфликта – цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

На всех стадиях, от зарождения до разрешения, социального конфликта задачами органов управления являются:

. Выявление порога, за пределами которого вероятность конфликта возрастет;

. Вмешательство на предконфликтной стадии, чтобы не допустить его возрастания;

. Предупредить или разрушить конструктивной манере, снизить негативные последствия.

В зависимости от эффективности вмешательства конфликт может быть локализован и разрешен на ранней стадии или получить острое развитие.

Для разрешения конфликтов используют различные формы и методы от юридической и судебной помощи до стачек и забастовок. При этом первостепенную роль играет посредник, в качестве которого выступают органы управления, профсоюзы, третейские суды и другие. Разрешение конфликта цивилизованными методами возможно при сильном государстве, ответственном представительстве сторон. В городе Страсбурге действует международный орган по защите прав и свобод.

В зависимости от степени охвата территории, предприятий, работников, населения конфликты разрешаются на региональном, местном уровне или требуют меры государственного масштаба.

Участниками трудовых отношений являются работники и работодатели.
Основную роль в их оптимизации играет рынок рабочей силы. Государство регулирует рынок рабочей силы и участвует в согласовании интересов сторон трудовых отношений. Целью государства является достижение социального партнерства, а в случаях его нарушения – обеспечение защиты от негативных последствий конфликта.

Правовой базой социального партнерства является законодательство, регулирующая трудовые отношения. В России его основы заложены в Законе «О коллективных договорах и соглашениях», принятом 11,03,1992 году (с изменениями от 24,11,1995 года). Закон определяет общие правовые и организационные основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений, ведения переговоров; взаимные права, обязанности и ответственность сторон; правовые меры по обеспечению выполнения обязательств, принятых сторонами соглашения.

Положения Закона распространяются на организации независимо от форм собственности и сферы деятельности.

Переговоры являются важнейшим этапом коллективно-договорного регулирования трудовых соглашений. Переговоры предшествуют заключению коллективного договора.

Сторонами коллективных переговоров являются органы профессиональных союзов и их объединений и работодатели. Для ведения переговоров стороны на равноправной основе образуют комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Если в ходе переговоров представители сторон не смогли прийти к соглашению, то составляется протокол разногласий. В этом случае образуется примирительная комиссия.

Выделяются пять групп вопросов, которые должны быть отраженны в договоре:

I группа – нормы, регулирующие условия труда (оплата труда, продолжительность рабочего времени, охрана труда, льготы);

II группа – нормы и обязательства, регулирующие отношения, связанные с трудовыми (обязательства по обеспечению занятости работников, возможности переобучения и т.д.)

III группа – нормы, регулирующие социальное обслуживание работников
(компенсации, дотации, обеспечение жильем и т.д.);

IV группа – обязательства работодателя и нормы по социальному обеспечению и медицинскому страхованию работников;

V группа – нормы, регулирующие коллективные трудовые отношения.

Трудовые коллективные договоры выполняют следующие функции:

1. защитительная – для наемных работников (работодатель не может изменить условия труда в ущерб работнику);

2. организационная – означает стандартизацию трудовых отношений и наглядность расходов на содержание штатов;

3. мирная – направлена на предотвращение конфликтов в период действий договора.

Урегулирование нерешенных вопросов проводится в соответствии с
Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от
20,10,1995 года

Крайней мерой разрешения трудового конфликта является забастовка.
Забастовка – остановка работы трудящихся с целью добиться тарифного соглашения (договора).

Основные причины акций протеста и забастовок – это задержки выплаты заработной платы, требования сохранения рабочих мест.

Регулирование социально-трудовых отношений осуществляют следующие органы.

1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Правовую основу формирования и деятельности Комиссии определяет Федеральный закон от 1,05,1999 года №92 – ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Положение о Комиссии утверждает Президент Российской Федерации. В состав Комиссии входят представители трех сторон: федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей.

Комиссия – постоянно действующий орган системы социального партнерства. Она формируется на основе принципов паритетности и равноправия сторон, полномочности представителей. Каждой стороне выделено по 30 мест.

Основные цели Комиссии заключаются в выработке общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, укреплении социального партнерства, а также в содействии урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).

Функции Комиссии:

V Проводит коллективные переговоры;

V Готовит к заключению Генеральное соглашение, контролирует его выполнение;

V Регулирует разногласия при заключении и реализации отраслевых

(тарифных) соглашений;

V Осуществляет контроль по соблюдению социальных гарантий, установленных законодательством.

Комиссия вправе рекомендовать органам государственной власти принятие нормативных актов в области социально-трудовых отношений.

К работе по урегулированию коллективных трудовых споров Комиссия может привлекать работодателей, руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, независимых экспертов. Она вправе вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивших выполнение мероприятий по реализации Генерального соглашения.

2. Служба разрешения коллективных трудовых споров и конфликтов при

Министерстве труда и социального развития Российской Федерации. Служба выявляет и обобщает причины конфликтов, возникшими между работниками и работодателями в процессе заключения коллективных договоров и соглашений. Деятельность службы регулируется Федеральным законом от

23,11,1995 года №175 – ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного спора, либо работодатель уклоняется от них, не выполняет соглашения, то работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, анкетирование, забастовку.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров:

1. осуществляет регистрацию коллективных трудовых споров;

2. проверяет полномочия представителей сторон договора;

3. формирует список и проводит подготовку посредников и трудовых арбитров;

4. выявляет причины трудовых споров и подготавливает предложения по их устранению;

5. организует финансирование примирительных процедур;

6. организует работу по урегулированию трудовых споров во взаимодействии с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах. Материально-техническое обеспечение комиссии осуществляет служба занятости, председателем комиссии является Министр труда и социального развития Российской Федерации.

Действует также оперативная Комиссия Правительства Российской

Федерации по рассмотрению социальных конфликтных ситуаций.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Коллективным трудовым спорам (конфликтом) являются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями, по поводу условий труда, исполнения коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым отношениям.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется специальным Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 175 – ФЗ. Он включает в себя право выдвижения требований работников, их рассмотрение, применение примирительных процедур, участие посредников, использование трудового арбитража, оформление соглашения по результатам разрешения коллективного трудового сора. Обязательным является несудебный порядок рассмотрения требований трудового коллектива или профсоюза, отклоненных администрацией.

Вообще, считается, что конструктивное разрешение социального конфликта зависит от следующих факторов:

V Адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженный личными пристрастиями оценки намерений, как противоположной стороны, так и своей собственной;

V Открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;

V Создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;

Социальная напряженность в обществе вызвана комплексом причин, находящихся не только в компетенции Правительства Российской Федерации, но и в значительной степени местного руководства, в том числе руководителей хозяйствующих субъектов. Отсюда следует, что пришло время всем субъектам социального партнерства проявить готовность к конструктивному взаимодействию.

Заключение

Изучив состояние социальной сферы города и ее управление можно сделать следующее заключение.

Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Социальная политика – важная составная часть политики государства и подробно рассмотрев ее можно сделать следующие выводы.

Одной из главных проблем социальной политики является несоответствие социальных гарантий государства и финансирование социальной сферы направленной на выполнение государственных гарантий, поэтому требуется участие федеральных органов государственной власти для решения крупномасштабных социальных проблем.

Развитие образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В структуре администрации города Воронеж создана дееспособная система государственных органов управления социальной сферой. Их деятельность осуществляется на основе Положений и в соответствии с федеральными законами, законами и Уставом города Воронежа.

Целью социально-экономической политики города Воронеж является выполнение в рамках своей компетенции и полномочий, прав и государственных гарантий, устойчивого уровня повышения жизни населения на основе создания условий для роста производственной сферы экономики.

Между Федерацией и ее субъектами при разграничении полномочий центр тяжести практической работы по осуществлению социальной политике перемещен на региональный, а затем и местный уровень.

Нужно повысить ответственность федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной социальной политики.

Развитие социальной сферы отраженно в показателях, которые указывают об увеличении доходов жителей города, понижении уровня безработицы, увеличение объемов финансирования некоторых отраслей социальной сферы.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – М: Юридическая литература. – 1993.

2. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 25 июля

1999,№178 – ФЗ//Сборник законов РФ. – М.2000. - №54. – ст.946.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ:

Федеральный закон от 28 августа 1995, №154 – ФЗ//Сборник законов РФ. –

М.200. - №457. – ст.2455.

4. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997, №2 –ФКЗ// Сборник законов РФ. – М.2000. -

№54 – ст.168.

5. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 17 июня

1999, №1032 – 1// Сборник законов РФ. – М.2000. -№442. –ст.1244.

6. О коллективных договорах и соглашениях: Федеральный закон от 1 мая

1995, №176 – ФЗ//Сборник законов РФ. – М.2000. - №356. – ст.3228.

7. О российской трех сторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений: Федеральный закон от 2 апреля 1999, №92

–ФЗ//Сборник законов РФ. – М.2000. - №187. – ст.1223.

8. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан: Закон РФ от 2 февраля 1998, №30-ФЗ//Сборник законов РФ. – М.2000. - №321. –ст.3458.

9. Об образовании: Закон Воронежской области от 15 декабря 2000//

Коммуна. – 2001. -№4. – с.2.
10. Об охране здоровья населения и здравоохранения в Воронежской области:

Закон Воронежской области от 28 мая 1996//Собрание законодательств

Воронежской области. – ВГУ.1997. - №6. – с.83.
11. Беляков С.А. Финансирование расходов на образование: нормативный метод

// журнал «Финансы», - 2002, - №7с.18.
12. Боложин В.В. Финансовые реформы ЖКХ.//журнал «Финансы» - 2002. –

№2с.12.
13. Воронеж в цифрах. Статистический сборник// облкомгосстат Воронеж 2002.
14. Гасратян К.Сфера культуры и экономика//журнал «Экономист» - 2003. - №1

- с80-88.
15. Матеюк В.Н. О проблемах ЖКХ//журнал «Финансы». – 2002. - №12 – с.29.
16. Мухетдинова Н. Финансирование социальной – сферы //журнал «Экономист»

- 2002 - №2 – с3-10.
17. Отчет об исполнении бюджета города Воронежа на 1.010.2003//Оперативные данные
18. Оценка уровня и качества жизни населения//журнал «Экономист» 2001. -

№11. – с61
19. Прогноз бюджета города Воронежа на 2003 год//Оперативные материалы.
20. Положение об Управлении здравоохранения администрации города

Воронежа//Оперативные материалы.
21. Рыжков В.С. Финансовые проблемы нестабильного самоуправления//журнал

«Финансист». – 2001. - №2. – с8.
22. Социально – экономическое положение города Воронежа, январь – декабрь

2002 год, статистический сборник//Воронеж, облкомгосстат, - 2003.
23. Социально – экономическое положение города Воронежа, январь – декабрь

2001 года//облкомсгосстат – 2002.
24. Швецов А. Потребности муниципальных образований в финансовых средствах и бюджетно-налоговые возможности их удовлетворения//журнал «Российский экономический журнал» - 2001. - №7 – с17.
25. Шекова Е. Особенности удовлетворения спроса на услуги сферы культуры//журнал «Экономист» - 2002. - №5 – с59-61.
26. Шаронов А. Контуры социальной политики//журнал «ЭКО». – 2000. - №10 – с146.
27. Чемоданов М. Вопросы местного самоуправления//журнал №Экономист» -

2001 - №3 – с54.
28. Цветкова Г. Социальное управление на муниципальном уровне// журнал

«Экономист» - 1999 - №7 – с49.

Приложение 1
Тенденция изменения оборота розничной торговли и общественного питания с

1998 года по 2005 год.

|ГОДЫ |ГОДЫ |
|Оборот розничной торговли, |Оборот общественного питания, |
|млн.рублей |млн.рублей |
| | |
| | |
| | |
| | |
|1998 |1998 |
|1836,7 |70,8 |
| | |
|1999 |1999 |
|2466,6 |133,4 |
| | |
|2000 |2000 |
|2818,9 |138,4 |
| | |
|2001 |2001 |
|3652,6 |185,7 |
| | |
|2002 |2002 |
|4820,5 |210,5 |
| | |
|2003 |2003 |
|5265,1 |249,3 |
| | |
|2004 |2004 |
|5980,5 |284,4 |
| | |
|2005 |2005 |
|6695,9 |319,6 |
| | |

Графическое представление изменения оборота розничной торговли и общественного питания с 1998 года по 2005 год

[pic]



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать