Текущие запасы – основная часть производственных и товарных запасов.
Они обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между
очередными поставками.
Страховые запасы – предназначены для непрерывного обеспечения
материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае
различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:
- отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
- возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
- непредвиденного возрастания спроса.
Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства,
потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства
может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный
характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды.
Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием
постоянно функционирующих дорог.
Таким образом, можно заключить, что в настоящее время в экономической литературе категория запасов описана достаточно полно и подробно. Однако необходимо выяснить насколько необходимы запасы для предприятия, а также определить виды затрат, которые оно несет в связи с содержанием запасов
1.2. Необходимость существования запасов на предприятии
Объективная необходимость образования запасов связана с характером процессов производства и воспроизводства. Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов [15, с. 109].
Необходимость образования запасов особенно важна в связи с непрерывным углублением разделения труда. Повышение производительности труда происходит вследствие расширения и углубления процессов специализации и кооперирования, в результате которых в процессе изготовления конечного продукта участвует все большее число предприятий. Необходимость перемещения между ними средств производства приводит к образованию все большего количества запасов как по величине, так и по номенклатуре.
Образование запасов связано также с необходимостью обеспечения не прерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В тоже время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа предприятия.
Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса.
Одной из причин создания запасов является также возможность колебания
спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос
на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности.
Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому,
если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов
для его изготовления в случае работы предприятия «на заказ», не исключена
ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть
клиент уйдет с деньгами и без покупки [3, с.185].
Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов.
В современных условиях хозяйствования в России одной из основных проблем финансово-хозяйственной деятельности предприятий является проблема роста цен. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых для производственного процесса неблагоприятно сказывается на функционировании предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов избежания падения покупательной способности денег [8, с. 45].
С другой стороны, предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в экономике, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов [3, с. 186].
Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и
комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера
(поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки,
междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив
количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии
и, соответственно, повышению размера запаса [10, с. 134].
Сезонные колебания производства некоторых видов товаров приводят к тому, что предприятие создает запасы данной продукции дабы избежать проблем в снабжении в неблагоприятные периоды. В основном это касается продукции сельского хозяйства.
Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного процесса предприятия. Отметим, что в этой связи предприятие, ориентирующееся на одного основного поставщика, находится в более уязвимом положении, чем предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками [15, с. 111].
Однако политика накопления материальных запасов ведет к значительному оттоку денежных средств предприятия из оборота. Зависимость эффективности производства от уровня и структуры запасов заключается в том, предприятие несет определенные затраты на обеспечение сохранности запасов.
В современных работах по экономике предприятия и логистике выделяют
следующие основные виды затрат, связанные с созданием и содержанием запасов
[2, с. 158]:
- коммерческие затраты – проценты за кредит; страхование; налоги на капитал, вложенный в запасы;
- затраты на хранение – содержание складов (амортизация, отопление, освещение, заработная плата персоналу и т.д.); операции по перемещению запасов;
- затраты, связанные с риском потерь вследствие: устаревания, порчи, продажи по сниженным ценам, замедления темпов потребления данного вида материальных ресурсов;
- потери, связанные с упущенной выгодой от использования вложенных в производственные запасы средств в другие альтернативные направления: увеличения производственной мощности; снижение себестоимости продукции; капиталовложения в другие предприятия.
При этом долговременное содержание запасов, порой даже чрезмерной их
величины приводит к образованию на российских предприятиях так называемых
«неликвидов» ( запасов, которые не могут быть использованы ни на самом
предприятии, ни реализованы сторонним потребителям [12, с. 88].
Таким образом, при многих положительных моментах создания запасов предприятие несет значительные расходы по их формированию и содержанию.
В связи с этим необходимо выяснить существует ли возможность функционирования предприятия в условия отсутствия запасов либо при их минимальной величине. Для этого рассмотрим западный опыт управления запасами.
1.3. Зарубежный опыт управления запасами
Логистические технологии в области управления запасами, применяемые
западными производителями направлены в основном на минимизацию материальных запасов. Примерами таких систем являются следующие методы
[15, с. 115]:
МРП (Materials Requirements Planing) – планирование потребности в материалах – система планирования производственных ресурсов.
«Канбан» – метод, обеспечивающий оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства.
«Джаст ин тайм» (Just-in-time) – «точно вовремя» – общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитывающего детали спроса, точного управления, значительно сокращаются запасы и тем самым длительность производственного цикла.
ОПТ – (Optimized Production Technologies) – оптимизированные производственные технологии.
ДРП (Distribution Requirements Planing) – система управления и планирования распределения продукции.
Рассмотрим логистический метод «Канбан» и организационный подход
«точно вовремя».
Концепция управления производством на основе принципа канбан применяется в течение довольно длительного времени.
Ее принципы были разработаны в Японии в 50-е годы на автомобильных заводах фирмы «Тойота». С начала 80-х годов эта концепция нашла свое применение в Германии. Она характеризуется следующими чертами [16, с. 607].
1) Производственный процесс подразделяется на ряд подсистем типа
«поставка – получение». В рамках каждой из таких подсистем происходит перемещение материалов.
2) На основе каждой определенной подсистемы «поставка – получение» образуется самостоятельный участок (самоуправляющийся участок).
Процесс регулирования потока материалов, осуществлявшийся ранее централизованно, заменяется на децентрализованное управление по местам непосредственного движения материалов. Документооборот реорганизуется так, чтобы он происходил на том же уровне, что и движение материалов. Тем самым отпадает необходимость в централизованной обработке данных.
3) Управление транспортировкой товаров осуществляется из пункта назначения. Данный принцип заменяет ранее применявшиеся системы управления из пункта отправления или централизованного управления транспортными потоками. Каждый участок, получающий материалы в ходе производства, должен при возникновении потребности в них обращаться на участок, осуществляющий доставку данного вида материалов.
4) При этом для транспортировки используются стандартизированные контейнеры, на каждом из которых имеется специальная карточка, или канбан (яп. «канбан» ( карточка, табличка). При выгрузке содержимого контейнера в пункте назначения его карточка остается в этом пункте и служит для дальнейшей передачи информации об использовании данного вида материала. Использованные карточки собираются в пункте расхода материалов; затем поставляющий данный вид материалов участок осуществляет текущий контроль за их использованием. Каждая отдельная карточка или их совокупность отражают плановое задание производства или снабжения для конкретного участка.
После выгрузки содержимого какого-либо контейнера он снабжается в
пункте выгрузки специальной транспортной карточкой взамен изъятой
производственной карточки. Транспортная карточка закладывается в пункте
выгрузки для тех же целей, что и производственная карточка ( в пункте
отправления. Карточки содержат полное описание материала, необходимого для
повторного заказа или производства. Таким образом, на производственных
участках, наряду с децентрализованным регулированием потока материалов,
осуществляется и децентрализованный процесс сбора информации.
5) Регулирование общего количества материалов в обороте, включая полуфабрикаты, осуществляется косвенным образом путем установления верхней границы количества материалов, так как для каждого участка выдается заранее определенное количество карточек на каждый вид материалов.