Уровень жизни, его оценка

Что же касается благосостояния в целом, то это некоторый синтез, обобщающее представление социального организма, включающее все вышеуказанные аспекты.

Достижение максимально высокого качества жизни населения является приоритетной целью социальной рыночной экономики. Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни граждан.

Качество жизни для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своей жизнью, то есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей.

При этом возможны два подхода:

·     составление сводного перечня показателей в соответствии со структурой потребностей и интересов;

·     более предпочтительный аналитический подход, при котором показатели качества жизни прежде всего группируются по сферам жизни в соответствии со структурой самих процессов жизни людей, с последующим синтетическим обобщением.

И методологически, и для практических целей весьма важно оценить качество жизни не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер.

К таким сферам относятся:

·                   трудовая жизнь;

·                   сфера развития способностей людей;

·                   семейная жизнь;

·                   быт и поддержание здоровья;

·                   жизнь нетрудоспособных;

·                   досуг;

·                   окружающая среда;

·                   жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.

Каждая из этих сфер имеет свои специфические составные элементы, требующие качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится весьма сложная и обширная структура. Так, например, переход к рыночной экономике изменил качество труда, поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Позитивность социально-экономических преобразований выражается в том, что работники получили большую свободу в выборе места работы, а конкуренция на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных способностей и их применения.


2        УРОВЕНЬ И Качество жизни населения

 

2.1     Динамика уровня жизни. Бюджетные проектировки


Начало века характеризуется подъёмом экономики страны: увеличение ВВП, объёма промышленной продукции, продукции сельского хозяйства и как следствие улучшения макроэкономической ситуации, – значительное уменьшение задолженности по заработной плате, уменьшение количества безработных, увеличение реальной заработной платы, увеличение реальных денежных доходов. Однако сохраняется низкий жизненный уровень большинства населения России, сохраняется значительная региональные различия в уровне жизни населения.

Применительно к российской экономике предпосылок для повышения уровня жизни в ближайшей перспективе пока не создано. Аргументировать сложившуюся ситуацию можно следующими соображениями:

Во-первых, в России на современном этапе развития отсутствует механизм управления мотивацией трудовой деятельности, а, следовательно, и повышением уровня жизни работников;

Во-вторых, одним из показателей качества трудовой жизни является уровень заработной платы работников и ее дифференциация по отраслям. Однако обвальное разрушение действующего ранее механизма оплаты труда и отказ от государственного регулирования зарплаты не привел к положительным результатам. Более того, привел к снижению уровня жизни работающих. Произошла резкая дифференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников. Разрыв между заработной платой рядовых работников и руководителей составляет от 4 до 20 и более раз;

В-третьих, на уровень жизни в немалой степени влияют условия и среда, в которых осуществляется процесс труда. Главная задача в этом плане состоит в адаптации (приспособлении) функционирующей на предприятии или рабочем месте работника, ведущей к обогащению процесса трудовой деятельности и сокращению монотонности. К сожалению, приходится констатировать: эти факторы в трудовой деятельности на предприятиях России практически не учитываются;

В-четвертых, за последние годы резко возрос уровень травматизма и профессиональных заболеваний, что явилось следствием сокращения соответствующих служб на предприятиях, которые осуществляли контроль за безопасностью трудовой деятельности, что привело к снижению уровня жизни;

В-пятых, повышению уровня жизни способствует условия, создание которых содействует развитию личности работника, росту его квалификации, самовыражению и самостоятельности в принятии решений, профессиональной и должностной карьере;

В-шестых, демократизация общества предполагает и демократизацию в управлении и организации труда работников, что предполагает развитие новых коллективных форм организации трудовой деятельности взамен индивидуальной организации труда. Мировой опыт с необходимостью показал, что развитие коллективных форм организации труда способствует развитию демократизации процесса управления, планированию, распределительным отношением и выборности менеджеров.
Высокого и достойного для человека уровня и качества жизни можно достигнуть при успешном и высокоэффективном использовании трудового потенциала России и каждого предприятия в отдельности. Именно рациональное высокоэффективное использование трудового потенциала на основе применения эффективных мотивационных моделей и систем можно не только реанимировать, но и создать эффективный механизм управления экономикой. А пока, если проанализировать индикаторы труда, которые являются определяющими в оценке уровня и качества жизни населения страны, то они свидетельствуют об удручающем положении в развитии экономики. Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Политика доходов тесно связана с благосостоянием нации, повышением её жизненного уровня. Этот показатель оценивает качество и уровень жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.


2.2      Бюджетные проектировки


В современных экономических условиях бюджетное регулирование доходов значительной части населения России (работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов и т.д.) и решение задач доступности услуг качественного образования и здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства являются ключевыми в проведении эффективной государственной социальной политики.

По оценкам Минэкономразвития России, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться – с 22,6 млн. человек на конец 2005 года (15,8% от общей численности населения) до 14,2 млн. человек в  2006 году (13,5%).

Справочно: следует при этом отметить, что применяемый официальной статистикой способ оценки носит упрощенный характер. Страны ЕС используют более точные методы и способы оценки. Например, бедными считают лиц с доходом меньше среднего дохода по стране. Соответственно, по европейским меркам бедными на начало 2005 года являются не 18%, примерно 25% россиян. Американцы рассчитывают уровень бедности, исходя из расходов на продукты питания: их доля в потребительской корзине тех, кого относят к категории бедных, должна составлять не менее трети всех расходов (согласно этой методике доля бедных россиян на начало 2005 года - 28,8%). По методике Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), оценка бедных и малоимущих должна включать в себя показатель доходов (ниже прожиточного минимума), а также социальные нормативы обеспеченности жилой площадью. По данным ВЦУЖ, в России к категории бедных и малоимущих относятся 62 млн. человек, или 39,5% населения.

5 сентября 2005 г. на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил осуществить в ближайшие годы крупную, национального масштаба программу по системной модернизации здравоохранения, образования, жилищной сферы. Речь идет о необходимости преобразований в базовых сферах жизнедеятельности населения страны, которые определяют состояние его здоровья, образования и обеспеченность жильем.

Важно подчеркнуть, что ключевой вопрос государственной политики, по мнению В.В. Путина, состоит в существенном повышении качества жизни граждан России, для чего страна располагает соответствующими возможностями. За пять последних лет экономика России выросла почти на 40%, произошли положительные изменения в доходах населения. Однако, как подчеркнул Президент, “нельзя мириться с тем, что 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже прожиточного минимума, и поэтому качественные социальные услуги недоступны всем нашим гражданам”.

Выбор указанных выше приоритетов объясняется тем, что значительную часть бедных и нуждающихся граждан в стране составляет работающее население, включая работников бюджетной сферы, у которых заработная плата не обеспечивает прожиточного минимума с учетом иждивенцев работающих, а также пенсионеры (особенно одинокие). Что же касается состояния здоровья, то важно учитывать, что медицинская помощь, предоставляемая в значительной части субъектов Российской Федерации, по своему объему не обеспечивает уровня государственных гарантий медицинской помощи и зачастую составляет всего 30-40% от их нормативных величин.

Требуется система мер по упорядочению и регулированию заработной платы, включая бюджетную сферу. Система оплаты труда должна позволять человеку полноценно питаться, растить детей, приобретать необходимые для быта товары, получать качественную медицинскую помощь, а также обеспечивать себя достойным жильем. Это является жизненно важной задачей с позиции демографических вызовов, перед которыми стоит Россия: высокой смертности, низкой рождаемости и депопуляции.

Как известно, сутью категории “качество жизни” являются базовые условия жизнедеятельности людей, позволяющие на высоком уровне удовлетворять потребности в содержательном труде, отдыхе и культурных запросах, а также в сферах здравоохранения, образования и жилищных условиях.

Высокое качество жизни – это требование времени, без него немыслимо движение вперед. Низкое качество жизни ограничивает раскрытие творческого потенциала людей. Они вынуждены концентрировать свои усилия на добывании “насущного хлеба”, им – не до творчества.

Вложения в человеческий капитал превращаются в экономические выгодные проекты на национальном и корпоративном уровнях, а рост ценности человеческого труда становится определяющим фактором в повышении конкурентоспособности экономики и предпосылкой эффективных модернизационных проектов.

Качество жизни, развитие человека и человеческий капитал – эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества.

Справочно: понятие “человеческое развитие” было введено в широкое употребление международной организацией Программа развития ООН (ПРООН) в 1990 г #"#">#"1.files/image011.jpg">

Рисунок А.1 - Сравнение ВВП различных стран мира.

 

Приложение Б

Прожиточный минимум в России и Белоруссии

Таблица Б.1 - Денежные доходы ниже прожиточного минимума в России и Белоруссии

 

 

 

 

 

 


Приложение В

Покупательная способность населения России и Белоруссии

Таблица В.1 - Покупательную способность среднедушевых располагаемых денежных доходов (в месяц; данные за первый квартал 2005-го).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение Г

Уровень жизни Самарской области

Рисунок Г.1 - Основные индикаторы уровня жизни населения Самарской области.



Приложение Д

Денежные доходы в Приволжском федеральном округе

Рисунок Д.1 - Среднедушевые денежные доходы в Приволжском федеральном округе в процентах от величины среднедушевых денежных доходов в Самарской области (за сентябрь 2005 года).


Приложение Е

 

Денежные расходы населения Самарской области

 


Рисунок Е.1 - Денежные расходы населения Самарской области за 2005 г.

1 – покупка товаров;
2 – оплата услуг;
3 – обязательные платежи и разнообразные взносы;
4 – прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
5 – расходы на покупку недвижимости;
6 – расходы на приобретение иностранной валюты;
7 – изменение задолженности по кредитам;
8 – изменение остатка средств на счетах физических лиц-предпринимателей.

Приложение Ж

Цены на транспортное топливо

Таблица Ж.1 - Изменение цен на рынке автомобильного топлива в 2005 г. (в %).

 

Наименование марки бензина

Декабрь 2005 к

Среднемесячное изменение цен
с начала года

ноябрю 2004

декабрю 2003

Бензин

99,96

130,5

2,4

марки А-76

99,9

130,1

2,4

марки А-92 (АИ-92)

100,0

130,7

2,5

 

 


Приложение З

Цены и тарифы на коммунальные услуги

Таблица З.1 - Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в декабре 2004 года по г. Смоленску.

 

Наименование

В рублях

В % к предыдущему месяцу

В % к соответствующему
месяцу предыдущего года

Квартирная плата в домах
муниципального жилищного фонда,
1 м2 общей площади

0-43

100,0

153,6

Оплата эксплуатационных расходов в
домах ЖСК,1 м2 общей площади

0-22

100,0

169,2

Проживание в студенческом общежитии,
за месяц с 1 человека

41-00

100,0

127,1

Плата за водоснабжение и канализацию,
за месяц с 1 человека

7-02

100,0

135,0

Плата за отопление,
1 м2 общей площади

0-88

100,0

191,3

Плата за горячее водоснабжение,
за месяц с 1 человека

13-60

100,0

108,9

Плата за электричество
(основной тариф в квартирах
без электроплит), 100 кВт-ч

40-00

100,0

133,3

Плата за газ сетевой,
за месяц с 1 человека

4-90

100,0

100,0

Плата за газ сжиженный
в баллонах, 50 л

99-00

100,0

112,5



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать