Более развитые и богатые страны, как США и Япония, имеют ниже уровень налогообложения. Хотя чем выше благосостояние, тем относительно больший процент в виде налогов можно собрать.
Поступления, контролируемые Госналогслужбой РФ.
( По данным Госналогслужбы РФ).
Табл. 3. Исполнение по федеральному бюджету (млрд. р.):
|Год |Доходы |Из них поступления: |Расходы |Профицит |
| | | | |(+) |
| | |налоговые |неналоговы| |Дефицит |
| | | |е | |(-) |
|1998 |302,4 |236 |39,7 |388,9 |-86,5 |
|1999 |54,7 |48,6 |3,3 |61,0 |-6,3 |
|(янв.-фев.| | | | | |
|) | | | | | |
Недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет, по данным
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, за февраль 1999
сократились на 3,7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость – на
2,9%, по платежам за использование природными ресурсами – на 1,6%, по
акцизам на природный газ – на 17,2%, возросла – по акцизам на бензин
автомобильный – на 29,3%, на алкогольную продукцию и спирт этиловый – на
15,6%.
Табл. 4. Исполнение по консолидированному бюджету (млрд. р.):
|Год |Доходы |Из них поступления: |Расходы |Профицит |
| | | | |(+) |
| | |налоговые |неналоговы| |Дефицит |
| | | |е | |(-) |
|1998 |657,1 |544,1 |61,9 |753,0 |-95,9 |
|1999 |99,3 |87,2 |6,7 |10,31 |-3,8 |
|(янв.-фев.| | | | | |
|) | | | | | |
Имеет смысл привести статистику динамики не только налоговых платежей, но и денежных доходов населения:
Реально располагаемые доходы (доходы за вычетом обязательных платежей,
скорректированные на индекс потребительских цен) в марте 1999г. уменьшились
по сравнению с мартом 1998г. на 25% и увеличились с февралем 1999г. на
4,7%. По сравнению с 1 кварталом 1998г. – уменьшились на 27,0%.
Баланс денежных доходов населения. В марте 1999г. денежные доходы населения сложились в сумме 192,3 млрд. р. и увеличились по сравнению с мартом 1998г. на 53,7%, денежные расходы населения соответственно – 197,9 млрд. р. и 57,2%.
Превышение денежных расходов над доходами составило 5,6 млрд. р.
Размер реальной средней заработной платы (начисленной) в марте 1999г.
снизился по сравнению с уровнем марта 1998г. на 42%, с уровнем февраля
1999г. вырос на 5,1%.
Россия - государство слабое (прежде всего исполнительная власть), поскольку обременено огромным количеством обязательств по отношению ко многим социальным группам. Причем объем этих обязательств намного превышает его финансовые возможности.
Слабость федерального правительства особенно заметна в сравнении с
властью субъектов РФ. Недоимка по региональным налогам, например, всегда
была меньше и темпы прироста ее были ниже, чем по федеральным. (см.
Диаграмму).
Уровень налогооблажения в России не соответствует возможностям
экономики. И первая задача реформаторов - снизить налоговые ставки. Вторая
- выровнять налоговое бремя по отраслям экономики, по регионам, по
субъектам налоговой деятельности. Все должны находиться в равных условиях.
Третья задача состоит в том, чтобы в структуре налогов уменьшилась доля
тех. Которые в наибольшей степени препятствуют экономическому росту. К ним
относятся косвенные налоги в форме добавочной наценки. Это - НДС, налоги
соборота, акцизы, таможенные пошлины.
Субсидии на производство и импорт - это текущие платежи, которые государство выплачивает предприятиям в связи с производством продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определённой экономической и социальной политики.
Валовая прибыль и валовые смешанные доходы. Прибыль и доходы представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остаётся у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наёмных работников и чистых налогов на производство и импорт. В данном случае измеряется прибыль (или убыток), полученный от производства, до учёта доходов от собственности.
Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, этот вид дохода содержит элементарное вознаграждение за работу, который не может быть отделён от дохода владельца или предпринимателя. В этом случаи она называется смешанным доходом.
ВВП России по результатам международных сопоставлений за 1996 год оценивается примерно в 1 трлн. долларов.
ВВП в США за тот же период составил около 7,4 трлн., Японии - 3 трлн.,
Германии - 1,7 трлн., Великобритании - 1,15 трлн. долларов. Об этом
сообщила начальник управления национальных счетов Госкомстата РФ Ирин
Масакова. По ее словам, при международных сопоставлениях ВВП пересчет
макроэкономических показателей всех стран в единую валюту осуществляется на
основе паритета покупательной способности (ППС - количество единиц
национальной валюты, необходимое для покупки стандартного набора товаров и
услуг, который можно приобрести за одну денежную единицу базовой страны).
Согласно расчетам ППС рубля 1996 г. состовлял 2208 неденоминированных рублей за доллар США, в 1997 - 2400-2500 рублей. Его экспертная оценка по состоянию на сентябрь прошлого года равнялась 3.7 деноминированного рубля, на октябрь - 3,9, на ноябрь - 4,1, на декабрь - 4,6 рубля.
ВВП РФ на душу населения в 1996 году оценивается на основе ППС в 6744
доллара (лишь 24% от аналогичного показателя в США). Максимальный уровень
ВВП на душу населения принадлежит Люксембургу - 31846 долларов, а
минимальный Молдавии - 2100 (17).
Метод конечного использования.
Методом конечного использования ВВП определяется как сумма следующих компонентов: конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление, сальдо экспорта -импорта товаров и услуг. При этом определяются следующие обобщающие товаров и услуг:
Конечное потребление продуктов и услуг. Оно складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребление государственных учереждений, удовлетворяющие индивидуальные и коллективные потребности домашних хозяйств и общества в целом, а также расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства:
а) расходы на конечное потребление домашних хозяйств: все виды расходов этих хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг.
б) расходы на конечное потребление государственных учереждений: расходы на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления населения, а также удовлетворяющие коллективные потребности ( расходы на оборону, обще государственное управление, шоссейное хозяйство, на нерыночную науку, коммунальное хозяйство и др.).
в) расходы на конечное потребление некоммерческих организаций: расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций, профсоюзов, общественных объединений). Сюда же включаются бесплатные услуги социального характера, оказываемые некоммерческими предприятиями и организациями своим работникам.
Валовое накопление - это чистое приобретение ( приобретение за вычетом выбытия) резидентами товаров и услуг, произведенном в текущем периоде, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает в себя валовое накопление основного капитала ( основных фондов) , изменение запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей ( предметы, приобретаемые для сохранения стоимости, драгоценные металлы и камни, кроме монетарного золота, а также золота и камней, приобретаемых для промышленного использования; ювелирные изделия; антиквариат; коллекции и т.д.).
Сальдо экспорта и импорта товаров и услуг охватывает экспортно- импортные операции данной страны со всеми странами. Кроме экспорта и импорта товаров сюда включаются также товары, поставляемые в порядке оказания гуманитарной помощи и в качестве дара, товары неорганизованной торговли, имущество мигрантов.
Экспорт и импорт услуг охватывает транспортные услуги, туризм, коммуникационные услуги, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, рекламу, бухгалтерский учет, управленческое консультирование и другие виды услуг.
Экспортные и импортные операции составляют внешнюю торговлю.
Внешнеторговая деятельность в первую очередь была затронута рыночными преобразованиями в России. Реформы в этой сфере стартовали еще в 1986 году, а к концу 80-х была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли.
В развитии внешней торговли можно выделить два различных периода: 1992-
1993 годы, характеризующиеся общей тенденцией сокращения товарооборота, и
1994-1996 годы, отмеченные стабилизацией и постепенным увеличением
масштабов внешнеторговой деятельности. Внешнеторговый оборот страны по
стоимости в 1996 году в 1,4 раза превышает уровень 1993 года, хотя и
оставался неизменном в натуральном выражении.
В 1996 г. происходило существенное замедление развития внешней
торговли. Высокие среднегодовые темпы прироста в 1994-1995 г. - на уровне
15% - сменились незначительным расширением торговли в прошлом году.
Проблема затухающих темпов роста выглядит особенно остро на фоне
динамичного развития международной торговли в целом.
Табл. 5. Внешняя торговля России в 1992-1996 гг.1
(I - млрд. долларов; II - темпы прироста в %)
| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |
| | |экспорт |импорт |
|Фонд заработной |1 |103,5 |106 |114 |124 |171 |
|платы | | | | | | |
| |2 |102,5 |104 |108 |114 |154 |
|Реальная заработная|1 |107-10|106 |114 |123 |163 |
|плата | |8 | | | | |
| |2 |104-10|104 |107 |113 |147 |
| | |7 | | | | |
|Денежные доходы |1 |100 |105 |113 |121 |161 |
|населения | | | | | | |
| |2 |98 |103 |107 |112,5 |146 |
|Реальные |1 |100 |104,5 |112 |119 |155 |
|располагаемые | | | | | | |
|денежные доходы | | | | | | |
| |2 |98 |102.5 |106 |112 |141 |
|Среднее конечное |1 |102,8 |103,7 |104,7 |106,1 |111,7 |
|потребление | | | | | | |
|домашних хозяйств | | | | | | |
| |2 |102,8 |103,3 |103,7 |104,7 |109,4 |
Расходы на приобретение продуктов питания по оптимистическому варианту вырастут по сравнению с 1995 годом на 35,5%, а по боле скромному второму – на 26,4%.
Более значительным предполагается рост расходов на приобретение непродовольственных товаров и соответственно домашнего имущества: по первому варианту он составит 84%, а по второму – 60%. Самый его большой скачок и по оптимистическому, и по пессимистическому варианту ожидается на период с 2000 до 2005 – соответственно на 53 и на 46%.
Сокращение инвестиций в 1992-1995 гг. будет сказываться на приросте жилищного фонда примерно до 2000 года. В дальнейшем, по мере роста общего объема капитальных вложений, в т.ч. и в непроизводственную сферу и жилищное строительство, прирост жилищного фонда постепенно будет увеличиваться.
Анализ предполагаемой динамики жизни россиян позволяет утверждать, что позитивных сдвигов можно ожидать только по некоторым показателям. Вполне возможно за 10 лет восстановить потребление домашних хозяйств. Уровень питания достигнет уровня 1990года только при первом варианте. Положительным фактором, с учетом большого износа имущества домашних хозяйств, является быстрый рост расходов граждан на покупку непродовольственных товаров, хотя у значительной их части (примерно 2/3) этих покупок ожидается вдвое меньше, чем в целом по населению.
Что же касается картины в целом, то по большинству показателей доходов и уровня жизни к концу прогнозируемого периода ни по первому, ни по второму варианту уровень 1990 года не достигается. К тому же есть основания полагать, что более реальным окажется второй вариант прогноза.
Однако этот прогноз, составленный в 1997 году, не сбылся. Рост ВВП
отсутствует, уменьшается объем инвестиций в основной капитал (на 7,5% в
январе – феврале 1998 года). Месячный сбор налогов «живыми» деньгами не
достигает и 10 млрд. рублей, в то время как плановые расходы федерального
бюджета составляют 25-30 млрд. рублей. Основная налоговая нагрузка
приходиться на крупные предприятия, производящие 60-65% ВВП. Доходы
населения резко уменьшились, отодвинув миллионы людей за черту бедности.
После августа 1998 года даже пессимистический прогноз 1997года кажется
нереально оптимистическим. Явление «русского чуда» в форме заметного
экономического роста, а вместе с ним и повышение уровня развития
национальной экономики, к сожалению, откладывается на неопределенный срок.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2