Валютное регулирование экономики
p>Глава III. Валютное регулирование экономики в России

1. Валютное регулирование экономики в России

С практической точки зрения для России особое значение имеют последствия кризиса 1998 г., поскольку именно они определили основные параметры действующего валютного регулирования. Государственные финансовые органы были вынуждены признать, что базовые характеристики экономики оказались недостаточными для сохранения достигнутого уровня либерализации внешнеэкономических связей и валютных операций, так как рациональное с микроэкономической точки зрения поведение хозяйствующих субъектов приводило к всеобщему оттоку капитала из страны, в свою очередь грозившему коллапсом социально-экономической деятельности. Предпринятые чрезвычайные меры
(фактический дефолт по значительной части государственных обязательств, временный мораторий на выплату частных долгов иностранным инвесторам, признание неизбежной 3-кратной девальвации рубля) и меры по значительному ужесточению валютного регулирования (дополнительные ограничения в биржевой торговле валютой, переход к 75-процентной обязательной продаже валютной выручки экспортерами, введение правил, повышающих издержки потенциально фиктивных внешнеэкономических сделок и т. д.) не только помогли значительно повысить платежеспособность государства и нормализовать валютный рынок, но и сохранить достаточно либеральный для населения режим покупки иностранной валюты.
В последнее время все чаще высказываются предложения о существенной либерализации валютных операций и ослаблении валютного регулирования.

Особенно настоятельно ставится вопрос если не об отмене, то, по крайней мере, о существенном снижении норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Выше подчеркивалось, что одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики является полная конвертируемость рубля, которая предполагает отмену всех административных ограничений валютных операций. И в этом смысле мы – идеологические сторонники авторов соответствующих предложений. Однако проблема валютного регулирования, в том числе продажа валютной выручки – это проблема не идеологическая – она требует для своего решения прагматического подхода, т. е. изменения происходят в том случае, когда есть внятные объяснения, почему экономика
России будет работать более эффективно и стабильно, чем при существующем режиме валютного регулирования.

2. Центральный Банк РФ как основной орган валютного регулирования.

Валютный контроль.

А) Центральный Банк РФ

1. Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации.
2. . Центральный банк Российской Федерации в рамках настоящего Закона: а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

О прекращении на территории РФ расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги) б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской
Федерации резидентами и нерезидентами;

в) проводит все виды валютных операций;

г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в
Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской
Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в
Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской
Федерации;

О порядке осуществления переводов в иностранной валюте с валютных счетов резидентов и зачисления иностранной валюты на валютные счета резидентов е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

з) готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

и) выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом.

Б) Защита валюты Российской Федерации

1. Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской
Федерации.
2. Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты
Российской Федерации нерезидентами устанавливается Центральным банком
Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.
3. Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской
Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и
Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
4. Сделки, заключенные в нарушение положений настоящего Закона, являются недействительными. Лица, совершившие такие сделки, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

В) Цель и направления валютного контроля

1. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

2. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Г) Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством

Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются

Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный

Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные

Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком

Российской Федерации.

7. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

3. Евро и экономическая безопасность России

Геополитические последствия введения евро напрямую затрагивают экономическую безопасность России.

В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику.

Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере.
Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной страны и ее валюты.

Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас подавляющая часть внешней торговли России - до 2/3 - связана с Европой, из которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть - на страны Центральной и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время
Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России.

Таблица 2.1

ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., %

| |ЕС |США |
|Внешнеторговый оборот |33 |8 |
|Прямые иностранные инвестиции |38 |41 |
|(накопленный объем) | | |
|Прямые иностранные инвестиции в 1998 г. |44 |35 |
|Иностранные инвестиции в 1998 г. |64 |19 |

Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.

Таблица 2.2

Доллар США в мировой и российской экономике, %
| |Мир, 1995 г. |Россия, 1998 г.1 |
|Внешнеторговые контракты |48 |80 |
|Банковские депозиты в иностранной валюте|652 |90 |
|Официальные валютные резервы |65 |65 |
|Государственный долг развивающихся стран|50 |67 |

1 Все данные по России являются оценочными.

2 Не включая ЕС, конец 1996 г.

Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для российской экономики. Это - реальная угроза безопасности страны.

Существенное значение имеет и геополитический аспект проблемы.
Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической и политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты.
Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии, миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков и др. Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе -
Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.

Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной экономике определяются главным образом объективной слабостью национальной валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости государства является оздоровление внутренней экономической системы - внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного использования.
Определенное место среди этих рычагов призвана занять и единая европейская валюта.

В контексте экономической безопасности России появление евро и вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно, благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований и торговли.

В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует осмотрительно, руководствуясь принципами экономической обоснованности и постепенности.

Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше, практически неустранимы, более сбалансированное распределение активов и пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий.
Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.

Вывод.

Таким образом, введение евро непосредственно затрагивает стратегические интересы России и меняет условия ее интеграции в мировую экономику. В целом последствия происходящих перемен благоприятны для нашей страны. Во всех областях валютных отношений и валютной политики открываются более широкие возможности для решения стоящих перед Россией внешнеэкономических задач.

Работа с единой европейской валютой в России начинается в условиях кризисного состояния национальной кредитно-денежной системы, слабости рубля и глубокой долларизации экономики. Главной задачей экономической политики правительства являются завершение реформ в валютно-финансовой сфере и последовательное укрепление национальной валюты. Этой задаче и должны быть подчинены все шаги в отношении евро. Главный принцип государственной политики на этом направлении должен состоять в том, чтобы последовательно преодолевать фактическое неравенство евро (как и других валют) в отношении доллара США на внутреннем валютном рынке России.

Лишь после того, как на товарных и финансовых рынках накопится определенная “критическая масса” операций в евро, возникнут объективные предпосылки для изменения положения на валютных рынках и соответственно коррекции механизма курсообразования и курсовой политики.

Пока операции с евро не достигли необходимых объемов во внешнеэкономических и валютных операциях России, курс единой европейской валюты к рублю следует по-прежнему определять на основе кросс-курса к доллару. По мере расширения валютных операций в евро представляется целесообразным переход к непосредственному установлению котировок рубля к евро, минуя доллар. В дальнейшем следовало бы проработать механизмы использования более широкой корзины “курсообразующих” валют.

В целом геополитическое положение России и интересы ее экономической безопасности диктуют необходимость максимального использования возможностей, открывающихся с введением европейской валюты. Вместе с тем практическая политика Российской Федерации в отношении евро должна строиться с учетом как геополитической целесообразности, так и объективных экономических возможностей, в увязке стратегических целей и тактических задач. В связи с этим все шаги в направлении диверсификации валютных отношений должны быть осмотрительными и постепенными, ориентированными на поступательное решение конкретных экономических задач, должны предприниматься по мере накопления необходимых объективных предпосылок.

Заключение

В этой курсовой работе я рассмотрела тему «Валютное регулирование экономики».

Узнала, что такое международная валютная система, разобрала ее виды, задачи и функции, а также определили факторы, влияющие на формирование валютного курса.

Рассмотрела отдельной главой регулирование международных валютных отношений, валютную политику, валютные ограничения, в том числе и в России.

Выяснила, какова роль Международного валютного фонда в валютном регулировании экономики.

А также рассмотрела Центральный Банк РФ как основной орган валютного регулирования экономики России.

Сделала некоторые выводы о относительно новой валюте евро и экономической безопасности России в наши дни.

Список использованной литературы.


. «Мировая экономика» Хасбулатов Р.И., Москва, 1994 г.
. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» Л. Н. Красавина,

Т. И. Алибегов, С.А. Былиняк
. «Экономическая теория», М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков, Москва, 2001 г.
. «Теория и практика валютного дилинга», Д.Ю. Пискулов, Москва, 1995 г.
. «Международные финансы», Дж. М. Херрис, Москва, 1996 г.
. «Валютный курс», А.Г. Наговицын, В.В. Иванов, Москва,
1995 г.
. Интернет


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать