(например, встречи лидеров стран Большой Семерки или пресс-конференция после очередного обсуждения процентных ставок).
Журналисты информационных агентств внимательно следят за подобными выступлениями и в режиме реального времени вставляют самые горячие высказывания в колонки новостей своих агентств. По силе воздействия на рынок эти высказывания можно сравнить с экономическими индикаторами.
Чаще всего дата и время того или иного выступления известны. К этим событиям рынок готовится, поэтому незадолго до их наступления появляются прогнозы или слухи о том, что может быть сказано и как это может быть проинтерпретировано. Однако бывают ситуации, когда это происходит неожиданно для рынка. Тогда на рынке могут начаться сильные движения валютных курсов, которые не всегда предсказуемы.
Так, после сенсационного сообщения об отставке министра финансов
Германии Оскара Лафонтена (Oskar Lafontaine), единая европейская валюта
(евро) подорожала относительно американского доллара почти на 400 пунктов
всего за два часа.
Если те или иные высказывания несут в себе долгосрочные последствия
(например, возможность изменения процентных ставок, принципов формирования
государственного бюджета и др.), то такие движения могут превратиться в
долгосрочные тренды.
Например, два раза в год (зимой и летом) все рынки пристально следят за
выступлениями главы Федеральной резервной системы Алана Гринспена перед
двумя банковскими комитетами Конгресса США (Humphrey Hawkins testimony). В
процессе этих выступлений участники рынка делают попытки найти в его словах
хоть небольшой намек на будущее направление изменения процентных ставок в
Соединенных Штатах. В зависимости от того, как участники рынка
проинтерпретируют слова Гринспена, может установиться тот или иной тренд по
доллару США.
По отношению к политическим деятелям существует такое понятие, как
"заговаривание курса". Это значит, что в определенные моменты времени,
когда курс национальной валюты достигает уровней, неблагоприятных для
определенного государства, они начинают говорить, что, по их мнению, курс
уже дальше не пойдет, что они не допустят дальнейшего движения, что
возможна интервенция и т.п. А поскольку этим людям доверяют (у них уже есть
сложившийся авторитет и они обладают определенными полномочиями), то их
слова начинают оказывать непосредственное влияние на рынок.
Чаще всего это происходит после сильного и долгосрочного тренда в одну сторону. Поэтому после подобных высказываний трейдеры могут решить "не искушать судьбу" и начать "сквериться" (закрывать существующие позиции). А это, в свою очередь, приводит к коррекции данного тренда.
Когда курс действительно находится на критических уровнях, то вслед за высказываниями могут последовать и интервенции центральных банков. А это очень сильное по воздействию на рынок событие - курс может пройти не одну сотню пунктов в сторону направления интервенции за короткое время (иногда за несколько минут). Кроме того, интервенция может заставить участников рынка опасаться открывать позиции в старом направлении. Это, в свою очередь, может привести к обвальным движениям валютного курса.
Свое влияние на валютный рынок государство осуществляет через центральные банки. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
3.1.1.Виды валютных курсов и их регулирование.
Если центральный банк определенного государства абсолютно не вмешивается в валютообменные операции путем покупки и продажи иностранной валюты на международном валютном рынке, то внутренняя валюта находится в состоянии "свободного плавания". На практике такое случается крайне редко.
Система жестко фиксированных валютных курсов, которая предполагает вмешательство государства в их изменения.
Режим фиксированного курса имеет следующие преимущества:
-количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);
-усиливает повышенное доверие к валютной финансовой политике, вызванное необходимостью приближения процентных ставок к ставкам экономики валюты зацепления, а также необходимостью контроля за ростом кредитования и правительственных расходов для предотвращения подрыва обменного курса инфляцией.
-сдерживании инфляции. Высокое доверие к валютно-финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках.
Однако данный режим не лишен и недостатков. Страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Как правило, эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных.
При установлении режима фиксированного курса возникает проблема в отношении уточнения количества валют, но в случае "зацепления за одну валюту" данная страна характеризуется следующим:
- эта политика удобна для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны;
- значительно сокращается возможность правительственного манипулирования курсами;
- уменьшается риск обменного курса в торговле, поскольку операции, проведенные в одной валюте, благоприятны для крупного торгового партнера;
- колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим.
В отличие от этого политика фиксируемого курса с "зацеплением за корзину валют" характеризуется следующими параметрами:
- иностранные инвесторы тяжелее воспринимают данную политику, предполагая, что власти манипулируют валютами, так как состав корзины валют широко не известен. Как правило, в таких случаях иностранные партнеры предполагают возможность девальвации;
- данная политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает платежный баланс страны.
К другим преимуществам данного режима можно отнести то, что колебание курса валют значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов.
Плавающий режим обменных курсов. Валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима.
Механизмы курсообразования при плавающем валютном курсе делятся на
“чистое плавание” и “грязное плавание”. “Чистое плавание” –
курсообразование без вмешательства центрального банка на валютном рынке.
“Грязное плавание” – курсообразование при активных интеревенциях ЦБ на
валютном рынке.
Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное - правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса. Несмотря на эти преимущества, режим свободно плавающего обменного курса не лишен недостатков:
- если валютный рынок характеризуется незначительной емкостью, то при данном режиме несколько крупных сделок могут подорвать существующее состояние;
- данный режим может обеспечить эффективность валютной политики при регулировании со стороны государства, а также принятии валютно- финансовых 'л фискальных мер;
- следует признать непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме;
- существует угроза правительственного манипулирования ("грязное плавание"), что подрывает доверие субъектов рынка;
- если страна имеет наличие крупных спекулятивных потоков капитала, то определение обменных курсов в значительной степени ограничивает валютно- финансовую независимость.
Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е., когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.
Для введения плавающих валютных курсов главенствующими условиями
являются наличие развитого финансового рынка, степень интеграции с мировой
системой, взаимозаменяемость национальных и иностранных денежных активов, а
также степень развитости финансового посредничества. Тем не менее, несмотря
на отсутствие данных факторов, многие государства перешли на режим
плавающих курсов. Причинами этого являются неуравновешенность платежных
балансов, незначительность объемов официальных валютных резервов для
поддержки фиксируемых курсов, желание блокировать "черные" валютные рынки.
Первыми на данный режим преимущественно перешли промышленно развитые
государства, а затем и развивающиеся.
Однако ввод плавающих курсив национальных валют происходил в рамках стабилизационных программ МВФ и при наличии технической помощи. Это вызывало необходимость проведения комплекса экономических мер, таких, как структурная перестройка экономики, либерализация валютных и таможенных режимов, ограничения спроса и т.д. В условиях же отсутствия этих предпосылок многие государства используют режим сочетания фиксируемых и плавающих курсов. Модифицированной его формой является "ползучий" валютный курс, сущность которого состоит в проведении мелких и частных корректировок обменной стоимости валюты, которые повторяются 1 -2 раза в месяц.
К преимуществам ползающей зацепки можно отнести:
- предварительное объявление темпов "ползания", что увеличивает доверие экспортеров и потенциальных инвесторов;
- наличие возможности поддержания реально фиксируемого валютного курса. Так, например, при внутренней инфляции в 10% в год и инфляции у торгового партнера в 5% в год темп "ползания" фиксируется в 5% обесценивания в год.
Недостатки ползающей зацепки следующие:
- оптимальный обменный курс может изменяться в течение времени, что вызывает постоянную необходимость корректировки темпов "ползания" во избежание дестабилизации экономики;
- режим может привести к более высокой инфляции, чем при фиксируемом обменном курсе.
История показывает, что режимы обменных курсов менялись неоднократно.
Так, после второй мировой войны использовалась контролируемая МВФ система
фиксированных, но поправляемых обменных курсов. Государства обязались
сохранить обменный курс в пределах договоренности и осуществляли меры по
поддержке своей валюты при внешнем воздействии на нее.
С развалом бреттонвудской системы с 1973 года многие страны получили возможность применения широкого плавания валют и перешли к более гибким системам, что было вызвано перепадами обменных курсов крупных стран, витком высокой инфляции - в развивающихся. Дефицит платежного баланса в этих странах стал тормозом в развитии экономики, и в целях поддержания конкурентоспособности многие из них отдали предпочтение "ползающей зацепке".