В 1985 г. с целью содействия иностранным инвестициям в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР) было создано Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Агентство обеспечивает иностранным инвесторам долгосрочные гарантии на следующие случаи некоммерческих рисков:
- введение правительством страны, принимающей капитал, ограничений на обмен и перевод капиталов;
- законодательные или административные меры принимающей страны, лишающие иностранного инвестора права на собственность контроля над инвестициями или значительно снижающие его доходы;
- административная и судебная практика принимающей страны нарушающая права иностранных инвесторов и ведущая к расторжению договоров, заключенных с ее государственными институтами;
- вооруженные конфликты и гражданские войны.
МАГИ способствует улучшению инвестиционного режима в принимающих странах и другими способами: путем реализации программ по повышению квалификации кадров правительственных структур, частных фирм посредством проведения конференций и семинаров, оказания консультативной помощи правительствам стран - членов МАГИ по разработке нормативных документов, направленных на поощрение иностранных инвестиций.
3.2 Правовой режим функционирования иностранного капитала в России
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются российским законодательством.
Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели ее создания и деятельность имеют коммерческий характер и она несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.
Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными для предприятий с иностранными инвестициями. Основным документом, устанавливающим правовой режим деятельности иностранных инвестиций в России является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ
"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Этим законом установлены специальные меры правовой защиты, гарантии и льготы для предприятий с иностранными инвестициями.
Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными российским законодательством.
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами.
Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы.
3.3 Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока, в частности Хабаровского края.
Первые деловые люди из-за рубежа, уже не в роли гостей и туристов, появились на Дальнем Востоке в конце 80-х - начале 90-х. Были они тогда в диковинку так же, как слова "бизнес", "инвестиции", "фондовый рынок", "акции" и другие рыночные понятия. Любой из них, независимо от ранга у себя на родине, мог запросто попасть на прием, ну, если не к губернатору, то уж к его заместителю по внешним связям. Достаточно было заявить о планах инвестиций...
Именно тогда появились первые совместные предприятия и первые инвестиции, естественно, в сырьевые отрасли. К сырьевым и торгующим СП подтянулись те, кто создавал необходимую для бизнеса инфраструктуру: гостиницы, телекоммуникации и пр. Это сейчас благодаря иностранным инвесторам мобильная и спутниковая связь, интернет стали явлением повседневной жизни...
Доля Дальнего Востока и в общем объеме иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 2004 году составила около 16%. В 2004 году на Дальний Восток поступило 5113 млн. долл., что 1,8 раза превышает уровень 2003 года, из них прямые инвестиции – 3423,4 млн. долл.
В отраслевом распределении иностранные инвестиции на Востоке России характеризуются тенденцией предпочтительно инвестирования в топливно-энергетический комплекс и отрасли связанные с ТЭК. В топливную промышленность вложено 3268,9 млн. долл. или 64%, в металлургию – 800,6 млн. долл. или 16 %, геологию – 492,2 млн. долл. или 4% и горнодобывающую промышленность - 158,1 млн. долл. (3%). Остальные инвестиции распределяются между следующими отраслями экономики: ювелирная промышленность – 67,2 млн. долл., транспорт и связь – 41,9 млн. долл., прочие – 144,2 млн. долл., значительные инвестиции в 2004 году приходились на банковский сектор – 140 млн. долл.
Динамика привлечения иностранных инвестиций определяется, главным образом, ходом работ по реализации нефтегазовых проектов в Сахалинской области, на долю которой приходится 77% всех инвестиций (3927 млн. долл.), где инвестиции привлекаются на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Положительным моментом СРП является участие предприятий и организаций регионов Востока России в открытых конкурсах на размещение заказов для реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
По
количеству регистрируемых предприятий с иностранными инвестициями лидирующие
позиции занимают: Китай (40%), США (14%), Республика Корея (11%), и Япония
(10%). На страны АТР приходится 82% всех зарегистрированных предприятий.
Основное размещение предприятий с китайскими инвестициями: в Амурской области,
ЕАО, Приморском и Хабаровском краях. Предприятия с японскими и американскими
инвестициями размещаются в основном на территориях Сахалинской и Магаданской
областей.
Если в первой половине 90-х годов иностранные инвестиции концентрировались в
сфере торговли и услуг, то в последние годы выявилась тенденция привлечения
иностранного капитала в производственный сектор. В 2004 году уже 95%
иностранных инвестиций вложено в развитие промышленности. Наиболее
привлекательными являются экспортоориентированные отрасли топливно-энергетического
комплекса, горнодобывающей и лесной промышленности.
Общий объем накопленных иностранных инвестиций на Дальнем Востоке в 2004 году составил 9 млрд. долларов США. На одного жителя Востока России приходится 1350 долларов накопленных инвестиций.
В экономике Хабаровского края иностранные инвестиции также играют важную роль. Растет объем прямых капиталовложений, реализуются все более крупные проекты, начали поступать портфельные инвестиции в приватизированные предприятия, прорабатываются проекты с участием зарубежных кредитов. Проведены первые международные тендеры на право разработки месторождений полезных ископаемых. На территории края уже создано свыше 500 предприятий с иностранными инвестициями, из которых более 100 -это предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
Общий объем зарегистрированных зарубежных инвестиций в экономику края превысил 120 млн. долл., в том числе: 36 млн. долл. (или 30%) - инвестиции США, 21 млн. долл. (18%) - Японии, 11 млн. долл. (9%) - Китая, 2,5 млн. долл. (2%) -Республики Корея.
Наиболее крупные по объему иностранных инвестиций –российско-американское СП "Дальтелеком Интернейшнл", российско-японское СП "Кияма-Авиа", российско- австралийское СП "Амурсталь-Ани". Основными сферами деятельности СП являются добыча и переработка природных ресурсов, внутренняя и внешняя торговля, услуги в области транспорта, связи, а так же развитие сети гостиниц и ресторанов. Некоторые из совместных предприятий (российско-японское СП "Восток-металл", "Ванино-Тайрику", российско-австралийское СП "Амурсталь-Ани") вошли в число ведущих экспортеров края. В общем объеме экспорта края доля СП составляет 12%, а в импорте - 18%.
Предприятия с иностранными инвестициями поставляют на экспорт пиломатериалы, рыбу и рыбопродукцию, лом и отходы черных и цветных металлов, алюминиевые сплавы, разнообразные услуги. Все более заметное количество импортных товаров поступает в край через совместные предприятия, созданные с фирмами разных стран. Предприятия импортируют товары народного потребления, продовольствие, изделия электроники, транспортные средства, технологическое оборудование, материалы для развития собственного производства. Значительная часть ввозимых в край машин и оборудования поступает в качестве вклада иностранных инвесторов в СП.
Придавая большое значение привлечению иностранных инвестиций, администрация Хабаровского края и краевая Дума делают все возможное, в рамках, предоставленных им прав, для создания более благоприятных условий зарубежным инвесторам. С этой целью на территории края введены следующие налоговые льготы в размерах сумм, поступающих в краевой бюджет: - на два года освобождены от налога на прибыль, получаемую от производственной деятельности и предоставления услуг в сфере гостиничного бизнеса, вновь создаваемые совместные предприятия с долей иностранного инвестора более 30%, филиалы иностранных предприятий, а также предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;
- на три года - вновь создаваемые предприятия с объемом иностранных инвестиций свыше 5 млн. долл., направляемых на освоение месторождений полезных ископаемых и строительство объектов транспортной инфраструктуры.
В своей курсовой работе я постаралась раскрыть поставленные задачи: раскрытие проблемы инвестирования иностранного капитала в российскую экономику, регулирование инвестиционной деятельности государством и на примере Хабаровского края показать роль иностранных инвестиций.
Основными факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы, являются:
-сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы;
-улучшение финансового положения предприятий;
-рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары;
-увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;
-снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;
-формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств.
Но так же остаются основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, к которым относятся:
-высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;
-избыточные административные барьеры для предпринимателей;
-недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;
-достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;
-отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
-недостаточный уровень развития фондового рынка.
Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике нуждается в государственном регулировании потому, что инвестиционная деятельность, как и экономика, подвергается реформированию.
Реформирование осуществляется путем либерализации по отдельным направлениям инвестиционной деятельности, ликвидации монополии государства на инвестиционную деятельность.
Инвестиционная деятельность в Российской Федерации регулируется системой законов и нормативных актов.
Таким образом в Российской Федерации создаются благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций.
Список использованных источников
1.Анализ и разработка инвестиционных проектов. – Учебное пособие. Савчук В. и др. — К. 2003 – 304с.
2.Инвестиции: учеб. для вузов/ Вахрин П.И.-М.: Дашков и к 2005
3.Экономика: учеб. для вузов; под ред. Булатова А.С.-М.: Экономист 2005
4.Государственное регулирование рыночной экономики/ под ред. Кушлина- М: Экономист 2005
5.Финансы: учеб. для вузов / под ред. Романовского П.Н, Врублевской А.А-М.: Библиограф: 2005
6.Иностранные инвестиции в экономику Хабаровского края в 2003 году Х.-2004
7.Инвестиционная деятельность: учеб. для вузов под ред. Подшиваленко Г.П. и Киселевой Н.В.-М.2005
8.Инвестиции: учеб. для вузов Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макаров М.В -М. 2006
9.Государственное регулирование национальной экономики: учеб. для вузов/ Бабашкина М.С- М.2005
10.Инвестиции: учеб. для вузов/ под. ред. Ковалева В.В, Иванова В.В, Лялина В.А.-М: ТК Велби 2005
11.Инвестиционная политика: учеб. для вузов/под.ред. Лапыгина А.Н -М. 2005
12.Экономические и финансовые риски : учеб. для вузов -Шапкин М.П М.2005
13.Фархутдинов И.З. Инвестиционное право: учебно-практическое пособие//
14.Управление инвестиционной деятельностью: учебник / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова -М: КНОРУС, 2005
15.Экономическая оценка инвестиций/ под общ ред. М. Римера-СПБ: Питер 2006
16.Инвестиции: учебник/ С.В. Валдайцева, П.П. Воробьева; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект 2005
17.Финансовая политика России: учебное пособие/ под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова- М.: Финансы и статистика 2007
20.#"#">#"#">#"#">www.region.socionet.ru
26.http://cash.laborant.org.ua/