Внешняя среда фирм
ГЛАВА IV
«ВНЕШНЯЯ СРЕДА ФИРМ»
Выполнила: Новикова А.В.
План: "Внешняя среда фирм".
4.1. Понятие внешней среды.
4.1.1. Значение внешней среды.
4.1.2. Определение внешней среды
4.2. Характеристика внешней среды.
4.2.1. Взаимосвязанность факторов внешней среды.
4.2.2. Сложность внешней среды.
4.2.3. Подвижность среды.
4.2.4 Неопределенность внешней среды.
4.3 Среда прямого воздействия.
4.3.1 Поставщики.
4.3.2. Законы и государственные органы.
4.3.3. Потребители.
4.3.4. Конкуренты.
4.4. Среда косвенного воздействия.
4.4.1. Технология.
4.4.2. Состояние экономики.
4.4.3. Социокультурные факторы
4.4.4. Политические факторы.
4.4.5. Отношения с местным населением.
4.5. Международное окружение.
4.5.1. Развитие управления международным бизнесом.
4.5.2. Разновидности международного бизнеса.
4.5.3. Факторы международной среды.
РЕЗЮМЕ.
4.1. Понятие внешней среды.
4.1.1. Значение внешней среды.
Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивая необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостно состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Как пишет Элвар Элбинг: «Внешнее положение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации».
Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям все пришлось бы учитывать сразу, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также покупателей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на организацию. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.
4.1.2. Определение внешней среды
В управленческой мысли представление о значении внешнего положения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг.
Внешняя среда представляет собой совокупность условий за пределами
компаний, которые на практике влияют на ее успех. По словам Джералда Белла:
"Внешняя среда организации включает в себя такие элементы. Как потребители.
Конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, конкуренты,
финансовые организации и источники трудовых ресурсов".
4.2. Характеристика внешней среды.
Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию. Штейнер и
Майнер указывают, что в прошлом руководители концентрировали внимание на
экономических и технических обстоятельствах. Однако в последнее время
изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы
юридической ответственности заставили руководителей расширить спектр
требующих учета внешних воздействий.
4.2.1. Взаимосвязанность факторов внешней среды.
Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Взаимосвязанность различных факторов внешней среды, как считают ЭМЕРИ и ТРИСТ, должна была превратить среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы изолированно. Они должны понять, что эти факторы взаимосвязаны и изменяются.
4.2.2. Сложность внешней среды.
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. И, поскольку разные организации функционируют в разных средах, ситуационный подход подсказывает нам, что не существует наилучшей организационной структуры.
4.2.3. Подвижность среды.
Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних разделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах исследования и разработки сталкиваются с высокой подвижностью среды, и учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее разделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.
4.2.4 Неопределенность внешней среды.
Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается.
4.3 Среда прямого воздействия.
Согласно Элбингу, среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организаций. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей, конкурентов.
4.3.1 Поставщики.
С точки зрения системного подхода, организация – это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов – это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.
В некоторых случаях все организации определенного региона ведет дела с
одним или практически с одним поставщиком. Поэтому они все попадают в
равную зависимость от действий поставщиков. Хороший пример – фирма Siemens
–очень большой интернациональный электротехнический концерн. Электротехника
– это одна из традиционных сфер деятельности фирмы Siemens. В этой области
фирма занимает одну из ведущих позиций. Более 80% выпускаемой фирмой
продукции составляют средства производства. Фирма Siemens занимается и
выпуском бытовой техники, создав совместное предприятие с фирмой Bosch.
Бытовая техника фирм-производителей Bosch- Siemens идентична по техническим
характеристикам (эта техника среднего и высшего класса), но хотя она и
имеет некоторые отличия в дизайне.
По желанию заказчика поставка может быть реализована двумя путями.
Первый – деньги в валюте перечисляются на счет Siemens в Германию, товар
довозится до таможенного склада, а далее заказчик самостоятельно его
растаможивает. На сегодня все меньше людей соглашаются на такую схему.
Большинство предпочитает получить товар в Москве или своем городе за рубли
и после полной таможенной очистки. То есть используется второй путь –
поставка через московский филиал фирм.
Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного потока материалов. Фирмы, для которых материалы – входы, считают, что то, что необходимо для следующего этапа производственного процесса должно доставляться по принципу «точно в срок». Такая система снабжения требует тесного взаимодействия производителя с высшей степени взаимосвязанными поставщиками. Однако запасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы и хранение, а не на другие нужды. Эта зависимость между деньгами и поставками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных.
Капитал. Для роста цен и процветания фирме нужны не только поставщики
материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки,
программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и
частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Как
правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с
поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств.
Например, торговая фирма заказывает большую партию холодильников одной
модели и договаривается с производителем о цене, сулящей солидную прибыль.
Она старается создать такие условия для продавцов, которые стимулировали бы
их в первую очередь продавать именно эту модель, в частности, установив на
нее более высокие наценки. Когда цель достигнута, фирма переключается на
активную продажу другой модели. На размер вознаграждения влияет и
количество товара на складе. Понятно, что фирма заинтересована побыстрее
продать больший объем товара, поэтому если на складе есть пять моделей
одной фирмы и пять сотен другой, то за реализацию последних комиссионные
продавцов увеличиваются. Все эти стратегические задачи, которые решает
дирекция фирмы или магазина, разумеется, мало способствует объективности
рекомендаций продавцов.
Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач , связанных с достижением поставленных целей, то есть для эффективности организации как таковой. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, все перечисленное имеет мало проку. Примером служат фирмы, нуждающиеся в высококвалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках систем.
Поддержка талантливых управляющих - это зачастую проблема переговоров с глазу на глаз с кандидатами на должность, которым предлагаются достаточно высокая заработная плата и льготы. По большей части организации стараются также решать проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путем обеспечения и поддержки собственных сотрудников.
Подписывая договор с профсоюзом, фирма по сути дела, договаривается с поставщиком рабочей силы распространение профсоюзов - еще одно подтверждение необходимости принимать в расчет внешние факторы при решении внутренних вопросов. После принятия в 1935г закона о трудовых отношениях нанимателям пришлось признать профсоюзы, предпочитаемые большинством работников, и именно с ними вести переговоры. Если в начале профсоюзы объединяли только рабочих, то в настоящее время их ряды расширились за счет служащих в системе розничной торговли, государственных служащих, учителей и даже некоторых профессоров из колледжей.
Страницы: 1, 2