Внешняя торговля Сибири
p> Сибирь выставляет на мировой рынок продукцию достаточно простую в изготовление, то есть лес круглый, лесоматериалы и пиломатериалы. На их долю приходится около 93.3 %.а на долю различных плит, панелей, фанеры приходится лишь 5.3 %.

Основным партнёром на данном рынке является Япония. Она закупает огромные партии лесоматериалов. Таким образом, проанализировав выше упомянутое, мы можем сказать, что данный рынок достаточно развит и по странам, и по числу участников. Одним из плюсов данного рынка является восполняемость ресурса. Для совершенствования данного рынка необходимо увеличение доли готовой продукции и заготовок в объеме экспорта.

Экспортные грузы, отправляемые из Западной Сибири в страны Азиатско-
Тихоокеанского региона, оказались в 1,4 раза тяжелее по весу, но почти в 2 раза дешевле, чем суммарная стоимость экспортных грузов, отправленных из восточных регионов (основную массу грузов вывезла Кемеровская область, получив определённые льготы, позволившие ей обеспечить приемлемую эффективность экспортных сделок по крупнотоннажным грузам). (Ковалёва Г. Д.
Новое в торговле Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона //
Регион: экономика и социология.-1996.-№3 стр. 51).

Также необходимо проанализировать структуру импорта Сибири. Для этого рассмотрим таблицу импорта Сибири из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Товарная структура импорта Сибири из стран АТР в 1994 г.

(таможенные данные)

Таблица 2
|Продукция |Млн. |Доля, % | |
| |дол. | | |
| | |в |в |
| | |стоимости |весе |
|Продовольствие |94,2 |16,3 |31,5 |
|Сырьё и материалы |668,5 |11,9 |41,9 |
|Энергоносители |23,5 |4,1 |14,6 |
|Химическая продукция |32,7 |5,7 |2,5 |
|Товары народного |59,1 |10,2 |3,3 |
|потребления | | | |
|Лесная продукция |1,5 |0,3 |0,1 |
|Машины и оборудование |276,9 |48 |3,4 |
|Чёрные металлы |19,5 |3,4 |2,7 |
|Цветные металлы |0,7 |0,1 |0.0 |
|Всего |576,6 |100 |100 |

(Ковалёва Г. Д. Новое в торговле Сибири со странами Азиатско-
Тихоокеанского региона // Регион: экономика и социология.-1996.-№3 стр. 53)

Сибирь ввозит из стран Азиатско-Тихоокеанского региона более широкий спектр товаров, нежели вывозит, и импорт более диверсифицирован по товарным группам.

Из таблицы мы видим, что в структуре импорта из стран АТР определяющие позиции принадлежали по стоимостному рейтингу группе «машины и оборудование» 48 %.

На долю Западной Сибири приходится 2/3 общего веса ввезённых импортных товаров, но лидером ввоза по весовому рейтингу в 1994 г. была
Иркутская область (45 % всего веса сибирского импорта из АТР), что обеспечивало на 38 % сырье для Братского алюминиевого комбината. (Ковалёва
Г. Д. Новое в торговле Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
// Регион: экономика и социология.-1996.-№3 стр. 52). На 11 сибирских предприятий приходилось 35 % стоимости импорта из АТР и 45 % веса импортных грузов из АТР. Это свидетельствует о том, что российский рынок не способен обеспечить внутренние потребности в полной мере, не смотря на самодостаточность.

Анализируя импорт Сибири, можно сделать вывод, что данному региону необходимо усиливать внутреннее положение, чтобы сменить структуру импорта на более благородную. Также необходимо принять меры по развитию в регионах
Сибири конкурентоспособного, ориентированного на экспорт производства готовой продукции. Основным курсом развития региона должен провозгласиться экспорт машин, оборудования и технологий, конструкций, материалов совместно с услугами, лицензиями, ноу-хау, в том числе поставок для объектов технического содействия.

Также стимулом расширения сибирской торговли должен стать рост активности сибирских администраций в установлении новых связей с мировым сообществом.

3. Проблемы выхода Сибири на мировой рынок

К основным нерешенным проблемам экономического сотрудничества Сибири со странами мирового хозяйства можно отнести:
- в существующих условиях возможности экстенсивного развития экспорта в традиционных валютообразующих отраслях исчерпаны;
- продолжается рост доли сырья и материалов в структуре регионального экспорта Сибири (в 1996 г. – 90,7 %);
- конкурентоспособность не только готовой продукции, но и материалов крайне низка;
- негативным фактором для экспорта машиностроительной отрасли является высокая (свыше 50 %) доля предприятий военно-промышленного комплекса;
- сложившееся соотношение внутренних цен, транспортные и энергетические тарифы;
- вытеснение московскими филиалами системы региональных банков с территории

Сибири;
- не отработана система расчетов, гарантий и контроля за качеством товаров со странами мирового хозяйства;
- распространение бартера в торговле;
- наличие долгов;
- не реализованы резервы в сфере услуг: в области образования, консультирования, медицинского обслуживания, обслуживания внешнеторговых операций и приема иностранных инвестиций.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо снижение ставки налогов для региона, а также установление налоговых каникул на ближайшее время. Также необходимо оставлять, как можно большую часть таможенных поступлений в регионе. Существует необходимость снижения железнодорожных тарифов, повышения привлечения иностранных инвестиций в регион, повысить контроль за качеством ввозимой продукции, довести сроки таможенного оформления до общепринятых норм и ввести экономическую ответственность таможен за неоправданное задержание грузов.

II. Формирование новой экономической роли Сибири в мировом сообществе.

1 Обеспечение развития региона на национальном уровне

Но для того чтобы обеспечить выход Сибири на мировой уровень надо поднять ступень развития экономики на более высокий уровень. Для этого необходимо выполнение ряда социально-экономических программ.

Потребности экономики диктуют необходимость дальнейшего увеличения масштабов хозяйственного потенциала Сибири.

Проблемы развития Сибири должны рассматриваться, прежде всего, не только с точки зрения ситуации, сложившейся в настоящее время в западной части, но и с позиций отдалённой перспективы, то есть как важнейшая долгосрочная региональная комплексная программа, от успешной реализации которой зависит рост экономического потенциала страны, оптимизация его территориальных пропорций и, в конечном счете, — обеспечение успешного функционирования всего народнохозяйственного комплекса Российской
Федерации. По существу речь идёт о длительной программе коренной перестройки системы организации производительных сил страны, направленной на ускоренное развитие Сибири. Естественно, что начальный этап хозяйствования в неосвоенных районах Сибири потребует значительно больших капитальных затрат на обустройство территории, создание производственных объектов, чем в обжитой западной части страны. Но это позволит поднять уровень развития Сибири на ступень стран гуманитарно-ориентированного инновационного транснационального капитализма.

Наивысшей величины отдача средств здесь достигнет лишь после сооружения всего комплекса запроектированных взаимосвязанных производств, на что потребуется много времени.

Необходимо учитывать и то, что в настоящее время и в будущем от поставок сырья из Сибири во многом зависят результаты производственной деятельности ряда стран. Исходя из этого, целесообразно подходить к оценке экономической эффективности развития производительных сил Сибири с точки зрения конечных результатов функционирования единого мирохозяйственного комплекса, принимая во внимание при этом и потребности отдалённой перспективы.

Однако задача комплексного развития производительных сил Сибири вовсе не означает ориентацию на универсализм района. Решение проблемы повышения производительности общественного труда требует дальнейшего усиления территориальной специализации и хозяйственной кооперации отдельных районов страны. В каждом из них преимущественное развитие должны получить те отрасли и производства, которые эффективны с точки зрения интересов не только народного хозяйства, но и мирового сообщества. Поэтому особую важность приобретает формирование таких пропорций отраслевой структуры хозяйства, которые бы способствовали скорейшему получению максимального эффекта от реализации многих преимуществ этого региона страны.

В условиях перехода к массовому освоению природных ресурсов Сибири резко возрастают масштабы отправки грузов из данного региона в другие страны, что делает необходимым постоянное расширение сети транспортных коммуникаций. Однако исторически сложившаяся удалённость сырьевых баз
Сибири от потребителей затрудняет транспортировку грузопотоков сырья из восточных регионов России. Кроме того, большое увеличение параметров отправляемой продукции приводит к чрезмерно высоким транспортным издержкам, резко снижающим экономический эффект, получаемый за счёт более низкой себестоимости добычи природных ресурсов. Дальнейшее усиление магистрального транспорта, связывающего Сибирь с европейской частью континента, необходимо осуществлять путём сооружения с учётом достижений научно-технического прогресса железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи, а также совершенствования морского транспорта. Магистральный транспорт, как известно, может нормально функционировать только при условии развития всех видов транспорта, обеспечивающих внутрирайонные перевозки.

В специфических условиях Сибири решение задачи форсированного развития производительных сил должно опираться на применение новейших достижений науки и техники.

Определяя задачи на будущее, видимо, основной упор при размещении производительных сил нужно делать на создании в восточных районах территориально-производительных комплексов, где ведущая роль принадлежала бы не добывающим отраслям, как сейчас, а главным образом энергоёмким производствам: цветной и чёрной металлургии, нефтехимической промышленности, предприятиям по выпуску волокон, минеральных удобрений и жидких синтетических топлив из угольного сырья.

В новых промышленных комплексах необходимо предусмотреть ускоренное развитие производств по глубокой механической и химической переработке древесины. Новые лесопромышленные комплексы должны иметь более сложную и развитую технологию, чем нынешние предприятия. Восточные территории могут достаточно полно удовлетворять потребности АТР в основных видах лесопродукции, особенно в целлюлозе и картоне. Причём лесопродукция должна быть изготовлена на месте: вывозить полуфабрикаты экономически нецелесообразно.

Формирование нового промышленного комплекса наряду с транспортным обеспечением предполагает строительство промышленных и гражданских объектов, а также развитие инфраструктуры. Поэтому инвестиционная программа, осуществляемая в Сибири, требует ускоренного, опережающего развития всего строительного комплекса и, кроме того, совершенствования организации строительства применительно к местным условиям и с учётом достижений научно-технического прогресса.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать