ВНП как обобщающий показатель макроэкономики
p> Таблица 2. Добавленная стоимость при пятистадийном производственном процессе (гипотетические данные)
|(1) стадии производства|(2) продажная цена |(3) добавленная |
| |материалов или |стоимость ($) |
| |продукции($) | |
| |0 | |
|Фирма А, овцеводческая |60 |0-60=60 |
|фирма |100 |100-60=40 |
|Фирма Б, | | |
|шерстеперерабатываю-щее|125 |125-100=25 |
|предприятие | | |
|Фирма В, производитель |175 |175-125=50 |
|костюмов | | |
|Фирма Г, оптовый |250 |250-175=75 |
|продавец одежды | | |
|Фирма Д, розничный |710 | |
|продавец одежды | |250 |
|Общая стоимость продаж | | |
|Добавленная | | |
|стоимость(общий доход) | | |

Чтобы при расчете национального дохода избежать двойного счета, необходимо тщательно следить, чтобы в него включалась только добавленная стоимость, созданная каждой фирмой. Добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщиков. Таким образом, например, мы указываем в третьей колонке таблицы 2, что добавленная стоимость, созданная фирмой Б, составляет 40 дол., то есть разницу между 100 дол. — стоимостью произведенного ею товара, — и 60 дол., заплаченными ею за продукцию фирмы А. Сложив добавленную стоимость, созданную всеми пятью фирмами, в таблице 2, можно точно подсчитать стоимость костюма. Точно так же, подсчитывая и суммируя добавленные стоимости, созданные всеми фирмами в экономике, можно определить ВНП, то есть рыночную стоимость общего выпуска.

1.3. ВНП исключает непроизводственные сделки

С помощью ВНП делается попытка измерить объем годового выпуска товаров и услуг в экономике. Для того чтобы достигнуть указанной цели, необходимо со всей тщательностью исключить многие непроизводительные сделки, имеющие место в течение каждого года. Непроизводительные сделки бывают двух основных типов: (1) чисто финансовые сделки и (2) продажи подержанных товаров.

Финансовые сделки. Чисто финансовые сделки, в свою очередь, подразделяются на три основных вида: трансфертные выплаты из государственного бюджета, частные трансфертные платежи, а также купля- продажа ценных бумаг.

1: Мы уже упоминали о государственных трансфертных платежах (см. гл.
8). Они включают выплаты по социальному страхованию, пособия безработным и пенсии ветеранам, которые государство предоставляет определенным семьям и индивидам. Основной особенностью государственных трансфертных платежей является то, что их получатели в ответ на эти выплаты не вносят какого-либо вклада в создание текущего объема производства. Таким образом, включение их в объем ВНП привело бы к завышению этого показателя для данного года.

2. Частные трансфертные платежи — например, ежемесячные субсидии, получаемые студентами университетов из дома, либо разовые дары от богатых родственников — являются не результатом производства, а актом передачи средств от одного частного лица к другому.

3. Сделки с ценными бумагами, то есть купля-продажа акций и облигаций, тоже исключаются из ВНП. Сделки на рынке акций представляют собой не что иное, как обмен бумажными активами. Как таковые, эти сделки напрямую не предполагают увеличения текущего производства. Необходимо, однако, подчеркнуть, что, изымая деньги из рук тех, кто делает сбережения, и передавая их в руки тех, кто использует, некоторые из таких сделок с ценными бумагами могут косвенно подтолкнуть расходование средств, ведущее к увеличению объема производства.

Продажи подержанных вещей. Основание для исключения сумм продаж подержанных вещей из ВНП представляется весьма очевидным: подобные продажи либо не отражают текучего производства, либо включают двойной счет.
Например, предположим, что вы продаете свой автомобиль "форд" выпуска 1982 г. знакомому. Эта сделка должна быть исключена при определении объема ВНП, так как она не сопровождалась увеличением текущего объема производства.
Включение продаж товаров, произведенных несколько лет назад, в объем ВНП текущего года приведет к завышению объема производства в этом году.
Аналогичным образом, если вы купили новый "форд" с фабричным клеймом и через неделю продали его вашему соседу, мы, как и в первом случае, исключим сделку перепродажа из текущего ВНП. Почему? Потому что, когда вы первоначально купили новый автомобиль, его стоимость была включена в ВНП.
Если же мы включим стоимость его перепродажи, то это приведет к двойному счету.

1.4. Две стороны ВНП: расходная и доходная

Дав общее представление о значении ВНП, перейдем к следующей проблеме: каким образом может быть измерена рыночная стоимость всего объема производства, равно как и единицы произведенной продукции? Применительно к примеру в таблице 2, вопрос можно поставить следующим образом: как можно подсчитать, например, рыночную стоимость костюма?

Это можно сделать двумя способами. Во-первых, мы можем просто посмотреть, сколько потребитель, как конечный пользователь этой продукции, расходует на ее покупку. Во-вторых, мы можем сложить всю заработную плату, рентные платежи, процент и прибыль, созданную в процессе производства.
Второй подход представляет собой собственно технику расчета добавленной стоимости, которая продемонстрирована в таблице 2. Оба этих подхода — по конечному продукту и по добавленной стоимости — представляют собой два разных взгляда на одну и ту же проблему. То. что затрачено потребителем на приобретение продукта, получено в виде дохода теми, кто участвовал в его производстве. В самом деле, модель кругооборота базируется на этом положении. Если 250 дол. потрачено на костюм, то это и есть объем выручки, полученной от его производства. Вы можете убедиться в этом, если суммируете доходы, полученные фирмами А, Б, В, Г я Да таблице 2, то есть соответственно 60, 40, 25, 50 и 75 дол., в получите 250 дол. Указанное равенство между расходами на производство и доходом, полученным от него, гарантировано, поскольку балансирующим элементом служит доход в виде прибыли. Прибыль (или убыток) представляет собой доход, который остается после вычета расходов производителя на заработную плату, рентные платежи и выплату про процента. Если сумма заработной платы, рентных пла тежей и процента, которые должна выплатить фирма, чтобы произвести костюм, меньше
250 дол. которых он стоит на рынке, то разница между этим! двумя величинами будет представлять собой при быль фирмы. Напротив, если сумма заработной платы, рентных платежей и процента превышает 250 дол., то прибыль будет величиной отрицательной а это означает, что при балансировании расходов на производство и доходов от него будут иметь место убытки.

Аналогичная аргументация правомерна при измерении всего объема производства в экономике. Существуют два различных подхода к измерению ВНП.
Первый означает взгляд на ВНП как на сумму всех расходов, необходимых для того, чтобы выкупить на рынке весь объем производства. Это — подход к определению ВНП по производству, или п о расходам. Другой подход предполагает взгляд на ВНП с точки зрения дохода, полученного или созданного в процессе производства ВНП. Это — подход к определению ВНП по поступлениям, или, иначе, по распределению, или по доходам. Более глубокий анализ этих двух подходов позволяет раскрыть суть, к которой они оба сводятся: ВНП может быть определен либо путем суммирования всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции, либо посредством сложения всех доходов, полученных от производства всего объема продукции данного года. Если представить это в форме простого уравнения, то можно сказать, что:

|Объем расходов на |= |Денежный доход, |
|покупки товаров, | |полученный от |
|произведенный в данном | |производства продукции |
|году | |данного года. |

По сути дела, это не просто уравнение, это — тождество. Купля, то есть расходование денег, и продажа, то есть получение денег, представляют собой, в сущности, две стороны одной и той же сделки. То, что потрачено на производство продукта, является доходом для тех, кто вложил свои человеческие и материальные ресурсы в производство данного продукта и его реализацию на рынке.

Данное тождество верно и для экономики в целом (табл. 3). Содержащееся в ней в сжатом виде утверждение говорит нам о том, что все конечные продукты, произведенные в американской экономике, покупаются либо тремя секторами хозяйства внутри страны — домашними хозяйствами, государством и бизнесом, — либо зарубежными потребителями. Таблица также показывает, что, за исключением пары не связанных с выплатой дохода видов распределения средств, на характеристике которых мы остановимся позже, валовая выручка, получаемая бизнесом от продажи всего объема производства, распределяется между поставщиками различного рода ресурсов в виде заработной платы, рентных платежей и прибыли. Приняв к сведению это краткое замечание, давайте далее детально рассмотрим смысл и значение различных видов затрат и полученных от них доходов.

Таблица 3. Два подхода к расчету ВНП — по производству и по доходу
|Подсчет по объему производства |Подсчет по доходу, либо по сумме |
|либо по сумме расходов на |доходов, созданных в процессе |
|приобретение товаров и услуг |производства товаров и услуг |
|Потребительскте расходы | |Расходы и платежи, не |
|домашних хозяйств + |= ВНП = |связанные с выплатой дохода |
|Инвестиционные расходы | |+ заработная плата + |
|бизнеса + госзакупки товаров| |рентные платежи + процент + |
|и услуг + расходы | |прибыль |
|иностранцев | | |

Чтобы измерить ВНП по расходам, необходимо суммировать все виды расходов на создание конечного продукта или услуги. Однако при расчетах национального дохода пользуются более сложными терминами для различных видов расходов, чем те, которыми мы пользовались в таблице 3. Таким образом, нам надо ознакомиться с этими терминами и их значениями.

Глава 2. Номинальный и реальный ВНП

2.1. Понятия номинального и реального ВНП

Инфляция и дефляция усложняют подсчет валового национального продукта, поскольку ВНП представляет собой денежный, временной и количественный показатель. Первичными данными, на основе которых рассчитывается ВНП, являются показатели общих продаж компаний; однако эти показатели одновременно отражают изменения как в количестве производимых товаров, так и в уровне цеж Это означает, что на величину ВНП окажут влияние изменения как физического объема всей продукции, так и уровня цен. Однако уровень жизни людей зависит в первую очередь от количества товаров, произведенных и направленных в руки семей и отдельных индивидов, а не от цены, указанной на этикетках данных товаров. Гамбургер, продававшийся в 1970 г. за 65 центов, приносит такое же удовлетворение, как и гамбургер, продававшийся в 1990 г. за 2 дол.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать