2. Демографические изменения
3. Социальные факторы (факторы, связанные с возникновением политических партий демократических движений)
4. Политический фактор (войны, восстания, гражданские конфликты)
5. НТП (внедрение новых технологий)
6. Экономический фактор: рост сбережений по сравнению с инвестициями; неравномерное воспроизводство капитала; колебание спроса и предложения; взаимодействие мультипликатора и акселератора, которые определяют связь между динамикой инвестиций и нац.доходом; изменение проц.ставки; изменение спроса и предложения денег.
Вопрос 33.
Теории экономических циклов. Антикризисная политика.
Исследованию экономических циклов посвящены работы таких виднейших исследователей этого феномена, как Н. Шпитгоф, К. Маркс, Дж. М. Кейнс и многих других.
Особо следует подчеркнуть идею Й. Шумпетера о трехцикличной схеме,
т.е. колебательных процессах в экономике, осуществляющихся как бы на
трех уровнях, как и наиболее подходящей для описания многих явлений,
происходящих в рыночной экономике. Он назвал эти циклы именами Н.Д.
Кондратьева, К. Жугляра и Дж. Китчина.
Шумпетер считал, что в экономической системе проявляется взаимосвязь всех трех циклов.
П. Самуэльсон в своей известной книге « Экономика » определяет экономический цикл как общую черту почти для всех областей экономической жизни и для всех стран с рыночной экономикой. Признавая объективный характер экономического цикла, большинство современных экономистов предлагают изучать это явление через анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.
К внешним факторам могут быть отнесены объективные и субъективные обстоятельства, вызывающие периодическую повторяемость экономических явлений и лежащие вне экономической системы.
Среди прочих внешних факторов можно отметить: войны, революции и другие политические потрясения; открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и др. ценных ресурсов; освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара;
- мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественного производства.
Теории, объясняющие экономический цикл главным образом
наличием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями, в
отличии от интернальных теорий, рассматривающих экономический цикл как
порождение внутренних, присущих самой экономической системе факторов. Эти
Факторы могут вызывать как подъем, так и спад активности экономики
через определенные промежутки времени.
Среди внутренних факторов выделяют:
- личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объемах производства и занятости;
- инвестирование, то есть вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;
- экономическую политику государства, выражающуюся в прямом и косвенном воздействии на производство, спрос и потребление.
Масштабные изменения экономической системы не могут вызываться только внешними и только внутренними факторами.
Антикризисная политика.
В период спада государство проводит экспансионистскую экономическую
политику, которая предполагает использование следующих инструментов:
1. Фискальная политика, а именно: снижение налоговых ставок, подъем гос. расходов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции.
2. Кредитно-денежная политика, а именно: снижается ставка финансирования, снижается уровень резервных требований, осуществляется покупка ценных бумаг.
Вопрос 34.
Сущность и измерение экономического роста.
Экономический рост – продолжительный прирост производственного потенциала страны, который определяется объемом производства, которого можно достичь при нормальных условиях работы предприятия. Нормальные условия функционирования предприятия допускают: перегрузку основного капитала вследствие несения специальных вахт или сверхурочных работ; перегрузку основного капитала или производственных мощностей вследствие безработицы.
Эконом.рост является важнейшей целью общества, т.к. на основе его можно достичь экономического и социального прогресса. Критерием экономического прогресса служит увеличение прибавочного продукта как источника развития экономики, расширения производства, развития науки и культуры. Эконом.
Рост позволяет прогнозировать перспективы развития общества. Кроме того, эконом.рост создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов.
Высшим критерием социального прогресса является развитие человека как личности, уровень удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
Эконом. рост измеряется двумя способами:
1. Увеличение реального ВНП или чистого нац. продукта за определенный период
2. Увеличение ВНП или чистого нац. продукта на душу населения за определенный период
Экономич. рост измеряется обычно годовыми темпами роста в процентах.
Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд. руб. в прошлом году и 210
млрд.руб. в текущем году, то темп роста ВНП будет равен:
100%*(210 – 200)/200 = 5%
Вопрос 35.
Факторы, типы и противоречия экономического роста.
Факторы, обуславливающие экономический рост:
1. Факторы предложения: количество и качество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, объем основного капитала, уровень технологий.
2. Факторы спроса: уровень цен, потребительские расходы, инвестиционные расходы, гос.расходы, чистый экспорт.
3. Факторы распределения: эффективное использование ресурсов; рациональность, полнота, вовлечение ресурсов производственных процессов; создание эффективной структуры производства.
Типы экономического роста:
1. Экстенсивный (до середины ХХ века – развитие). Предполагает увеличение объема производства посредством увеличения дополнительных ресурсов
(освоение целинных земель, привлечение доп. рабочей силы). При этом средняя производительность труда не изменяется и факторы производства используются на прежней технической основе.
2. Интенсивный (с середины ХХ века). Предполагает увеличение объема производства засчет более эффективного использования факторов производства и означает: внедрение достижения науки и техники производства; улучшение качества продукта труда и ресурсов.
На практике экстенсивный и интенсивный факторы сочетаются друг с другом в
определенной комбинации, поэтому различают преимущественно экстенсивный и
преимущественно интенсивный типы экономического роста.
Последствия экономического роста:
1. Негативные: загрязнение окружающей среды; профессиональные навыки быстро устаревают, экономический рост сам по себе не решает социально- экономические проблемы.
2. Позитивные: повышение уровня жизни; уменьшение противоречия между неограниченными потребностями людей и ограниченностью ресурсов; рост уровня образования, увеличение возможностей для реализации своих способностей.
Вопрос 38. Государственный бюджет. Функции и структура.
Бюджет- это роспись государственных доходов и расходов на определённый
срок, утверждённая в законодательном порядке. Государственный бюджет
представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд,
аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и
расходуемый государством для осуществления своих функций.
Функции бюджета
Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования
государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов
(исключая доход от государственной собственности).
Функция экономического регулирования - это использование государством
налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей
экономической политики.
Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для
перераспределения национального дохода.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные
особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных
особенностей экономики и ряда других факторов. Государственный бюджет
представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственных
административно-территориальных властей.
Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов:
Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов
государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система,
однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все
затраты и все поступления
Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов
государства
Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных
расходах и источниках доходов.
Вопрос 39. Доходы и расходы государственного бюджета
В бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства.
Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований.
Приблизительная структура бюджетных расходов и доходов для рыночной
экономики:
Расходы:
Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование)
Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации
государственным предприятиям)
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.
Административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции)
Платежи по государственному долгу
Доходы:
Налоги
Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности,
государственной торговли)
Взносы в государственные фонды
Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов
зависит от:
относительных размеров расходуемых сумм
структуры этих расходов
эффективности использования каждой единицы расходуемых средств
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие
расходов доходами и образование остатка средств.
Превышение расходов над доходами ведёт к образованию бюджетного дефицита,
который покрывается государственными займами – внутренними и внешними.
Вопрос 40. Сбалансированность государственного бюджета. Проблема
государственного долга.
Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета
превосходят доходы, то налицо бюджетный дефицит .
Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета
превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в
процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.
Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много:
спад общественного производства
рост предельных издержек общественного производства
оборот «теневого» капитала в огромных масштабах
непроизводительные расходы
и другое
Государственный долг-это сумма накопленных в стране за определённый период
бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных
сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых,
государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета,
невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны,
для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста
дефицита.
Использование методов финансирования за счёт государственного долга даёт
государств у один из наиболее гибких инструментов регулирования
экономических и социальных процессов.
Государственный долг связан со вторичным распределением стоимости ВНП для
формирования дополнительных ресурсов государства в результате займа
денежных средств у населения и кредитов иностранных государств.
Функции государственного долга:
Фискальная (создание финансовой базы государства, поддержание
функционирующего рынка долговых государственных обязательств);
Стимулирующая (поддержание стабилизации экономики, воздействие на
безработицу, уровень цен, внешнеэкономический баланс и т.п.)
Двойственная природа государственного долга порождает и противоречивость
его воздействия на экономику: стабилизационное и дестабилизирующее. В этих
условиях необходимо регулирование государственного долга.
Управление государственным долгом включает формирование политики
государственного долга, установления границ государственной задолжности,
определение основных направлений и целей воздействия на микро- и
макроэкономические показатели, а также создание институциональных,
бюджетных и политико-психологических инструментов для управления
государственным долгом.
Вопрос 41. Государственные финансы и внебюджетные фонды.
Финансы - совокупность отношений по поводу образования и использования
централизованного и децентрализованного денежного фонда.
Централизованный денежный фонд представлен государственной системой.
Децентрализованный фонд – финансы хозяйствующих субъектов и финансы
населения.
Финансовая система представляет собой совокупность структурных элементов
финансов, а именно:
бюджетов;
внебюджетных фондов;
валютных резервов государства;
финансовых фондов предприятий;
финансов населения;
Финансовое хозяйство охватывает стоимостные потоки общественно-правовых
корпораций, к которым относятся: федерация
Земли
Общины
Районы
Функции:
Аллокация
Перераспределение
Стабилизация
Воспроизводственная
Контрольная
1,2,3 – общепринятая классификация (Ричард Масерейк).
(1)-Аллокация функция связана с предоставлением обществу засчёт финансовых ресурсов определённых услуг, т.е. общественных благ.
(2)
функция проявляется при создании реальных или первичных доходов, которые
формируются при распределении национального дохода и используются для
оплаты труда работников материальной сферы.
Перераспределение национального дохода приводит к созданию вторичных
доходов, которые используются на оплату труда работников социальной сферы.
(3) направлена на реализацию целевых установок экономической политики: стабилизация цен, экономический рост, достижение полной занятости.
(4)
финансы опосредуют кругооборот и оборот производственных фондов
предприятия.
Производственные фонды:
Производительные фонды. Фонды обращения.
(5)
Финансовый контроль охватывает как материальную сферу, так и социальную.
Важной задачей финансового контроля является проверка соблюдения экономии
субъектами законодательства, а именно полнота и своевременность выполнения
финансовых обязательств бюджетом, внебюджетными фондами и налоговой
системой.
Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых
ресурсов, которые привлекаются для финансирования отдельных общественных
потребностей.
К ним относятся:
экономические фонды: региональные отраслевые фонды, социальные фонды:
(а) – пенсионный фонд
(б) – фонд социального страхования
(в) – фонд медицинского страхования
(г) – фонд занятости а) пенсионный фонд
В РФ образован в декабре 90г. и введён в действие с 1 января 92г.
Формируется на федеральном уровне, в республиках, краях, областях.
Важнейший принцип фонда – солидарная ответственность поколений.
Основные источники:
страховые взносы работодателей
страховые взносы работающих ассигнования из федерального бюджета
Основные задачи (а) в РФ:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов
финансирование расходов в соответствии с назначением пенсионного фонда
привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц
контроль с участием налоговых организаций за своевременным поступлением
денежных средств в фонд.
и другие.
б) фонд социального страхования РФ введён в действие в июле 92г. и является самостоятельным финансово-
предпринимательским государственным учреждением.
Основные задачи:
обеспечение гарантированных государством пособий
участие в разработке и реализации государственных программ по охране
здоровья работника
подготовка мер по совершенствованию государство страхования
Источники финансирования:
1) страховые взносы предприятий, учреждений и иных хозяйственных
субъектов зависимо от форм собственности
доходы от инвестирования части временно свободных средств фонд привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц
Основные направления средств:
выплата пособий по временной нетрудоспособности
санитарно-курортное лечение
обеспечение текущей деятельности и содержание аппаратов управления фонда
проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального
страхования и охраны труда
иные мероприятия, не противоречащие деятельности фонда. в) фонд медицинского страхования
июнь 91г.
Основные цели фонда:
предоставление медицинских услуг и их финансирование
финансирование (целевых) программ в рамках обязательного медицинского
страхования
осуществление контроля за использованием денежных средств самого фонда
Финансирование фонда
За счёт отчислений физических и юридических лиц
Фонд медицинского страхования подразделяется на:
– федеральный фонд
- территориальные фонды
Основные источники финансирования федерального фонда:
страховые взносы предприятий, учреждений, организаций
ассигнования из федерального бюджета
- привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц
доходы от использования в качестве инвестиций свободных средств фонда
Основные источники финансирования территориальных фондов
средства специальных медицинских учреждений, которые имеют лицензию на
осуществление медицинской практики и заключившие договора на
осуществление медицинского страхования
финансово-кредитная деятельность территориальных учреждений
целевые взносы городов и районов
кредитные ресурсы
прибыль данных организаций от осуществления предпринимательской
деятельности г) государственный фонд занятости апрель 91г.
Основная цель: финансирование мероприятий, связанных с государственной
политикой занятости.
Использование средств фонда:
проведение государственных программ
(специально выделяют) программы материальной поддержки безработных
информационная поддержка
страховой резерв
содержание служащих фонда
Источник финансирования:
Подоходный налог граждан: 1% из 12, идущий на содержание данного фонда.
Страницы: 1, 2