Вопросы к экзамену по макроэкономике
p> 1. Природные факторы (изменение климатических условий)

2. Демографические изменения

3. Социальные факторы (факторы, связанные с возникновением политических партий демократических движений)

4. Политический фактор (войны, восстания, гражданские конфликты)

5. НТП (внедрение новых технологий)

6. Экономический фактор: рост сбережений по сравнению с инвестициями; неравномерное воспроизводство капитала; колебание спроса и предложения; взаимодействие мультипликатора и акселератора, которые определяют связь между динамикой инвестиций и нац.доходом; изменение проц.ставки; изменение спроса и предложения денег.

Вопрос 33.
Теории экономических циклов. Антикризисная политика.

Исследованию экономических циклов посвящены работы таких виднейших исследователей этого феномена, как Н. Шпитгоф, К. Маркс, Дж. М. Кейнс и многих других.

Особо следует подчеркнуть идею Й. Шумпетера о трехцикличной схеме, т.е. колебательных процессах в экономике, осуществляющихся как бы на трех уровнях, как и наиболее подходящей для описания многих явлений, происходящих в рыночной экономике. Он назвал эти циклы именами Н.Д.
Кондратьева, К. Жугляра и Дж. Китчина.

Шумпетер считал, что в экономической системе проявляется взаимосвязь всех трех циклов.

П. Самуэльсон в своей известной книге « Экономика » определяет экономический цикл как общую черту почти для всех областей экономической жизни и для всех стран с рыночной экономикой. Признавая объективный характер экономического цикла, большинство современных экономистов предлагают изучать это явление через анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.

К внешним факторам могут быть отнесены объективные и субъективные обстоятельства, вызывающие периодическую повторяемость экономических явлений и лежащие вне экономической системы.

Среди прочих внешних факторов можно отметить: войны, революции и другие политические потрясения; открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и др. ценных ресурсов; освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара;

- мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественного производства.

Теории, объясняющие экономический цикл главным образом наличием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями, в отличии от интернальных теорий, рассматривающих экономический цикл как порождение внутренних, присущих самой экономической системе факторов. Эти
Факторы могут вызывать как подъем, так и спад активности экономики через определенные промежутки времени.

Среди внутренних факторов выделяют:

- личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объемах производства и занятости;

- инвестирование, то есть вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;

- экономическую политику государства, выражающуюся в прямом и косвенном воздействии на производство, спрос и потребление.

Масштабные изменения экономической системы не могут вызываться только внешними и только внутренними факторами.

Антикризисная политика.
В период спада государство проводит экспансионистскую экономическую политику, которая предполагает использование следующих инструментов:
1. Фискальная политика, а именно: снижение налоговых ставок, подъем гос. расходов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции.
2. Кредитно-денежная политика, а именно: снижается ставка финансирования, снижается уровень резервных требований, осуществляется покупка ценных бумаг.

Вопрос 34.
Сущность и измерение экономического роста.

Экономический рост – продолжительный прирост производственного потенциала страны, который определяется объемом производства, которого можно достичь при нормальных условиях работы предприятия. Нормальные условия функционирования предприятия допускают: перегрузку основного капитала вследствие несения специальных вахт или сверхурочных работ; перегрузку основного капитала или производственных мощностей вследствие безработицы.
Эконом.рост является важнейшей целью общества, т.к. на основе его можно достичь экономического и социального прогресса. Критерием экономического прогресса служит увеличение прибавочного продукта как источника развития экономики, расширения производства, развития науки и культуры. Эконом.
Рост позволяет прогнозировать перспективы развития общества. Кроме того, эконом.рост создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов.
Высшим критерием социального прогресса является развитие человека как личности, уровень удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
Эконом. рост измеряется двумя способами:
1. Увеличение реального ВНП или чистого нац. продукта за определенный период
2. Увеличение ВНП или чистого нац. продукта на душу населения за определенный период
Экономич. рост измеряется обычно годовыми темпами роста в процентах.
Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд. руб. в прошлом году и 210 млрд.руб. в текущем году, то темп роста ВНП будет равен:
100%*(210 – 200)/200 = 5%

Вопрос 35.
Факторы, типы и противоречия экономического роста.

Факторы, обуславливающие экономический рост:
1. Факторы предложения: количество и качество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, объем основного капитала, уровень технологий.
2. Факторы спроса: уровень цен, потребительские расходы, инвестиционные расходы, гос.расходы, чистый экспорт.
3. Факторы распределения: эффективное использование ресурсов; рациональность, полнота, вовлечение ресурсов производственных процессов; создание эффективной структуры производства.
Типы экономического роста:
1. Экстенсивный (до середины ХХ века – развитие). Предполагает увеличение объема производства посредством увеличения дополнительных ресурсов

(освоение целинных земель, привлечение доп. рабочей силы). При этом средняя производительность труда не изменяется и факторы производства используются на прежней технической основе.
2. Интенсивный (с середины ХХ века). Предполагает увеличение объема производства засчет более эффективного использования факторов производства и означает: внедрение достижения науки и техники производства; улучшение качества продукта труда и ресурсов.
На практике экстенсивный и интенсивный факторы сочетаются друг с другом в определенной комбинации, поэтому различают преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный типы экономического роста.
Последствия экономического роста:
1. Негативные: загрязнение окружающей среды; профессиональные навыки быстро устаревают, экономический рост сам по себе не решает социально- экономические проблемы.
2. Позитивные: повышение уровня жизни; уменьшение противоречия между неограниченными потребностями людей и ограниченностью ресурсов; рост уровня образования, увеличение возможностей для реализации своих способностей.

Вопрос 38. Государственный бюджет. Функции и структура.
Бюджет- это роспись государственных доходов и расходов на определённый срок, утверждённая в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Функции бюджета
Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов
(исключая доход от государственной собственности).
Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики.
Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей.
Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов:
Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления
Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства
Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Вопрос 39. Доходы и расходы государственного бюджета
В бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства.
Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований.
Приблизительная структура бюджетных расходов и доходов для рыночной экономики:
Расходы:
Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование)
Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям)
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.
Административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции)
Платежи по государственному долгу
Доходы:
Налоги
Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли)
Взносы в государственные фонды
Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов зависит от: относительных размеров расходуемых сумм структуры этих расходов эффективности использования каждой единицы расходуемых средств
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств.
Превышение расходов над доходами ведёт к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними.

Вопрос 40. Сбалансированность государственного бюджета. Проблема государственного долга.
Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превосходят доходы, то налицо бюджетный дефицит .
Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.
Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много: спад общественного производства рост предельных издержек общественного производства оборот «теневого» капитала в огромных масштабах непроизводительные расходы и другое
Государственный долг-это сумма накопленных в стране за определённый период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.
Использование методов финансирования за счёт государственного долга даёт государств у один из наиболее гибких инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Государственный долг связан со вторичным распределением стоимости ВНП для формирования дополнительных ресурсов государства в результате займа денежных средств у населения и кредитов иностранных государств.
Функции государственного долга:
Фискальная (создание финансовой базы государства, поддержание функционирующего рынка долговых государственных обязательств);
Стимулирующая (поддержание стабилизации экономики, воздействие на безработицу, уровень цен, внешнеэкономический баланс и т.п.)
Двойственная природа государственного долга порождает и противоречивость его воздействия на экономику: стабилизационное и дестабилизирующее. В этих условиях необходимо регулирование государственного долга.
Управление государственным долгом включает формирование политики государственного долга, установления границ государственной задолжности, определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели, а также создание институциональных, бюджетных и политико-психологических инструментов для управления государственным долгом.

Вопрос 41. Государственные финансы и внебюджетные фонды.
Финансы - совокупность отношений по поводу образования и использования централизованного и децентрализованного денежного фонда.
Централизованный денежный фонд представлен государственной системой.
Децентрализованный фонд – финансы хозяйствующих субъектов и финансы населения.
Финансовая система представляет собой совокупность структурных элементов финансов, а именно: бюджетов; внебюджетных фондов; валютных резервов государства; финансовых фондов предприятий; финансов населения;
Финансовое хозяйство охватывает стоимостные потоки общественно-правовых корпораций, к которым относятся: федерация

Земли

Общины

Районы
Функции:
Аллокация
Перераспределение
Стабилизация
Воспроизводственная
Контрольная
1,2,3 – общепринятая классификация (Ричард Масерейк).

(1)-Аллокация функция связана с предоставлением обществу засчёт финансовых ресурсов определённых услуг, т.е. общественных благ.

(2) функция проявляется при создании реальных или первичных доходов, которые формируются при распределении национального дохода и используются для оплаты труда работников материальной сферы.
Перераспределение национального дохода приводит к созданию вторичных доходов, которые используются на оплату труда работников социальной сферы.

(3) направлена на реализацию целевых установок экономической политики: стабилизация цен, экономический рост, достижение полной занятости.

(4) финансы опосредуют кругооборот и оборот производственных фондов предприятия.
Производственные фонды:
Производительные фонды. Фонды обращения.

(5)
Финансовый контроль охватывает как материальную сферу, так и социальную.
Важной задачей финансового контроля является проверка соблюдения экономии субъектами законодательства, а именно полнота и своевременность выполнения финансовых обязательств бюджетом, внебюджетными фондами и налоговой системой.
Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, которые привлекаются для финансирования отдельных общественных потребностей.
К ним относятся: экономические фонды: региональные отраслевые фонды, социальные фонды:
(а) – пенсионный фонд
(б) – фонд социального страхования
(в) – фонд медицинского страхования
(г) – фонд занятости а) пенсионный фонд
В РФ образован в декабре 90г. и введён в действие с 1 января 92г.
Формируется на федеральном уровне, в республиках, краях, областях.
Важнейший принцип фонда – солидарная ответственность поколений.
Основные источники: страховые взносы работодателей страховые взносы работающих ассигнования из федерального бюджета
Основные задачи (а) в РФ: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов финансирование расходов в соответствии с назначением пенсионного фонда привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц контроль с участием налоговых организаций за своевременным поступлением денежных средств в фонд. и другие.

б) фонд социального страхования РФ введён в действие в июле 92г. и является самостоятельным финансово- предпринимательским государственным учреждением.
Основные задачи: обеспечение гарантированных государством пособий участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работника подготовка мер по совершенствованию государство страхования
Источники финансирования:
1) страховые взносы предприятий, учреждений и иных хозяйственных субъектов зависимо от форм собственности доходы от инвестирования части временно свободных средств фонд привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц

Основные направления средств: выплата пособий по временной нетрудоспособности санитарно-курортное лечение обеспечение текущей деятельности и содержание аппаратов управления фонда проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда иные мероприятия, не противоречащие деятельности фонда. в) фонд медицинского страхования июнь 91г.
Основные цели фонда: предоставление медицинских услуг и их финансирование финансирование (целевых) программ в рамках обязательного медицинского страхования осуществление контроля за использованием денежных средств самого фонда
Финансирование фонда
За счёт отчислений физических и юридических лиц

Фонд медицинского страхования подразделяется на:
– федеральный фонд
- территориальные фонды
Основные источники финансирования федерального фонда: страховые взносы предприятий, учреждений, организаций ассигнования из федерального бюджета

- привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц доходы от использования в качестве инвестиций свободных средств фонда
Основные источники финансирования территориальных фондов средства специальных медицинских учреждений, которые имеют лицензию на осуществление медицинской практики и заключившие договора на осуществление медицинского страхования финансово-кредитная деятельность территориальных учреждений целевые взносы городов и районов кредитные ресурсы прибыль данных организаций от осуществления предпринимательской деятельности г) государственный фонд занятости апрель 91г.
Основная цель: финансирование мероприятий, связанных с государственной политикой занятости.
Использование средств фонда: проведение государственных программ
(специально выделяют) программы материальной поддержки безработных информационная поддержка страховой резерв содержание служащих фонда
Источник финансирования:

Подоходный налог граждан: 1% из 12, идущий на содержание данного фонда.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать