Возможности и перспективы создания и развития свободных зкономических зон в России

Наконец, можно выделить еще одну разновидность свободных зон,  которая распространена в мире, - оффшорные зоны, которые служат своего рода "налоговыми оазисами",  обслуживающими международные  финансовые  операции.  Примерами  офшорных центров являются,  прежде всего,  островные территории - Антильские,  Багамские, Бермудские, Виргинские,  Каймановы,  Барбадос,  Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра,  а также Гонконг,  Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.

Оффшорные зоны  дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества:  налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля,  возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о  сомнительных операциях,  связанных с наркобизнесом).  При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов  резидентов.  Дело  в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.

По налоговым льготам, в свою очередь, воэможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии,  Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог).  В таких зонах  обычно также  взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний,  сборы за предоставление банковских и  страховых  лицензий,  лицензий  на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет,  то на Антильских островах,  в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.

Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического  оффшора.  Оффшорные  компании получают скидку на налог на прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%.  Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой;  получать иностранные займы и кредиты без  специального  разрешения  властей,  регулирующих  операции  с иностранной валютой; иметь счета в иностранных банках при условии, что  определенная доля счетов приходится на Венгерский банк.  Посредническая деятельность таких компаний в Венгрии ограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством между российскими компаниями.  Принцип такого ограничения  простой  -  ориентировать оффшорные  льготы  на основные,  преобладающие во внешней торговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.

Аналогичная  идея  вполне  может  быть использована и при создании оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы  могут  быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (для  Республики  Татарстан  это, например,  Германия, США, Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция,  Великобритания, Нидерланды, Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительной проработке.

По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой "путь", трансформируясь сначала иэ складских и транзитных зон в экспорто-производственные,  а затем - и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует,  что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7%,  при наличии же их - на 20%.

Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в  самих зонах,  так и на территории целой страны.  К таким целям, как правило,  относятся:  активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства,  привлечение  в  страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий.  Способы достижения этих целей  чаще всего  одинаковы  -  это налоговые и таможенные льготы,  различные преференции.

Россия, в общем,  переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению,  вместо инструмента модернизации экономики  и  привлечения  в страну  иностранных  инвестиций  зональные  льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом  первоначального накопления капиталов,  впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям,  отраслям или территориям,  а с целью стимулирования  новых форм хозяйствования,  промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в ХХI век. Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ускорило бы интеграцию  России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов,  пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР [36].

Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:

1. Мировая  практика  показывает,  что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и  регионов.  В  основном,  создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

2. Территории,  наиболее благоприятные для размещения СЭЗ,  имеют, как правило,  приграничное положение, а также располагают развитой транспортной,  производственной  и социальной инфраструктоурой.  В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в  районах  нового  хозяйственного  освоения,  не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов,  позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.

3. Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор  решался недостаточно последовательно,  при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого  процесса была его жесткая политизированность в ущерб экономической сути.

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СЭЗ

2.1. Типы СЭЗ, организуемых в России


Практика создания имеющихся и проекты будущих  СЭЗ  на  территории России  показывают,  что  в  зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:

·     комплексные зоны производственного характера;

·     внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

·     функциональные,  или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон  могут  быть  охарактеризованы  следующими  основными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

К комплексным  зонам может быть отнесена (по крайней мере,  по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ,  создаваемых в России,  в том числе - СЭЗ в Находке,  Калининградской области,  Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов,  сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли  "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево") [9],  свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта  "Внуково"),  "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта [10].

Отраслевые зоны (технологические парки,  технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные,  так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества,  внедрению результатов отечественной науки, а также  разработке наукоемких технологий,  новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера относится  СЭЗ  в Зеленограде,  которая  должна специализироваться в области микроэлектроники,  информатики и связи;  к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды" [18].

На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не  только  общие,  но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного  узла.  Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия  желательны для размещения торговых,  банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и  технополисов  нужна  развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия  культурных и исторических центров,  бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.


2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние


Как было показано в разделе 1,  основной отличительной чертой процесса  создания  СЭЗ  в  России  является его политизированность в ущерб экономической сути,  вопросы создания зон решаются стихийно, при  отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.

Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания  зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия  союзному  центру,  а  в преддверии  выборов российского президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения руководства РСФСР  к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством аналогичной борьбы,  теперь уже  - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям.  И сегодня эта идея все еще остается средством  политического давления  регионов  на правительство,  хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать