Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач полого этапа научно-технической революции.
Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция. До начала 80-х гг. позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной (например, в 1966 г. она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС и нe участвовала в их деятельности), что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы.
Однако в начале 80-х гг. правящие круги этой страны окончательно осознали, что такой курс ведет в тупик и Франция может сохранить свой высокий статус только как одна п.) ведущих стран - членов ЕС и один из главных «моторов» интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление ето наднационального характера.
Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (иступил в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного (внутреннего) рынка, далеко идущее объединение научно- технических потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских программ в новейших отраслях (микроэлектронике, информатике, телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран - членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС.
Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя,
что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз.
Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам.
Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим
видам услуг (особенно важно — транспортных). Нет до сих пор единого
конкурентного рынка государственных заказов.
В то же время не осталось искусственных препятствий па пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.
Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский
договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса
Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в
декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к
нему в результате своего вступления и ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в
действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных
момента:
. во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС;
. во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;
. в-третьих, формирование экономического и валютного союза
(ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро).
К 2002 г. она должна вытеснить из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро будет не просто расчетной единицей, по и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран
- членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование.
Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально
она будет функционировать параллельно с национальными валютами, причем с 1
января 1999 г. не все страны — члены ЕС смогли начать переход к евро,
поскольку часть из них не выполнила необходимых для итого требований
(дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг —
максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь
Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной
валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.
Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до сих пор физические и юридические липа стран — членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд. долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат.
2. Деятельность и органы управления ЕЭС
Европейский союз представляет собой классический вариант региональной
социально – экономической интеграции в составе 15 (по состоянию на конец
1998г.) западноевропейских государств: Франции, Германии, Италии, Бельгии,
Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании,
Португалии, Швеции, Финляндии и Австрии.
Официально провозглашённые цели ЕС – постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами – участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг и проведение общей политики в области транспорта, сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговой системы, сближение законодательства, разработка принципов согласованной экономической политики.
Деятельность Союза предусматривает:
. отмену таможенных пошлин и квот, а также другие меры, имеющие аналогичный эффект;
. общую торговую политику;
. создание внутреннего рынка со свободным движением товаров, людей, услуг и капиталов;
. проведение общей политики в области рыболовства, сельского хозяйства и транспорта;
. формирование режима, обеспечивающего защиту от недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке;
. сближение законодательств стран-членов;
. проведение общей политики в социальной сфере, в области охраны окружающей среды и помощи развитию;
. укрепление экономического и социального единения;
. повышение конкурентоспособности промышленности стран Европейского союза;
. осуществление научных исследований, совершенствование технологий, создание трансевропейских сетей;
. содействие достижению высокого уровня здравоохранения, обеспечению образования и профессиональной подготовки высокого качества, улучшению защиты потребителей;
. меры в области энергетики, туризма и защиты гражданского населения при чрезвычайных ситуациях.
Деятельность Европейского союза основана на принципах уважения национальной особенности государств-членов, системы правления которых строятся на демократических принципах; уважения прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека (1950г.) и конституционными традициями, общими для государств-членов.
В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов:
1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства);
2. Комиссия ЕС (КЕС) – исполнительный орган, своего рода правительство
ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. КЕС состоит из 20 членов
(комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство,
энергетика) и назначаемых сроком на 5 лет национальными правительствами, но
не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат
насчитывает примерно 15 тыс. человек.
3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с
1979 г. прямым голосованием граждан во всех стран – членах ЕС. К функциям
ЕП относится принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право
поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции.
4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.
5. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджета ЕС.
6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.
7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов – слабо индустриально развитых или депрессивных.
8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран – членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран – членов ЕС.
3. Перспективы развития ЕЭС в связи с его расширением на Восток
На повестке – расширение Европейского Союза (ЕС), который уже и сегодня
является основной экономической и политический силой на континенте. В
результате ожидаемого расширения с 15 до 28 стран-членов в орбиту ЕС
опадают уже не только Западная, но и Центральная Европа, Балтия, часть
Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Экономически при этом
возникает крупнейший в мире единый рынок площадью в 5 млн. кв. км с 550
млн. человек населения и 7.7 трлн. долларов ВВП.
Нельзя, однако, не учитывать того факта, что речь идет о принципиально
новом варианте присоединения стран к ЕС по сравнению со всеми ранее
происходившую. Впервые расширение ЕС происходит за счет присоединения
стран, которые ранее не развивались на основе западноевропейской социально-
экономической модели и не принадлежали к западноевропейской системе
безопасности. Речь идет о государствах, осуществляющих невиданный в истории
переход от государственной командно-административной экономики к рыночной,
от авторитаризма к парламентской демократии и правовому государству. Страны
Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обладают специфическими чертами,
которые оказывают принципиальное воздействие как на характер, так и на
последствия расширения ЕС.
Укрепление стабильности и предсказуемости на восточной границе в
результате расширения ЕС соответствует его интересам. Это положение не
подвергается сомнениям и фактически является общепризнанным. Расширяясь на
Восток, Европейский Союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: на
34% увеличивается территория, на 29% - население. ЕС превращаете ся в одни
из крупнейших в мире рынков.