А,Pm.Следовательно,кривая спроса на ее выпуск начинается при цене Pm,когда рыночный спрос составляет Qm ед. товара .Эта кривая спроса Db1, прожажи вдоль этой кривой представляют собой прибавку,обеспечиваемую фирме В к текущему рыночному выпуску Qm ед,которые до этого момента выпускала фирма
А.
Кривая предельного дохода,соответствующая кривой спроса Db1 -
MRb1.Фирма В производит объем продукции,соответствующий равенству
MRb1=MC.Судя по отсчету на оси выпуска от точки, в которой выпуск товара Х
равен Qm ед. ,видим,что этот объем составляет 0.5.Х ед. товара. Увеличение
рыночного предложения товара Х с Х до 1.5 Х ед,однако,уменьшает цену
единицы товара Х с Pm до Р1.В таблице 2 представлены данные выпуска
продукции каждой фирмы за первый месяц деятельности.Максимизирующий прибыль
выпуск каждой фирмы всегда составляет половину разницы между Qc и тем
объемом производства ,который ,как она предполагает, будет иметь другая
фирма.Конкурентный выпуск - это выпуск ,соответствующий цене Р =МС - в этом
случае 2Х ед. товара.Как показывает таблица фирма А начинает с производства
0.5 Qc ,при условии,что выпуск ее соперника равен нулю. Тогда фирма В в
этом месяце выпускает 0.5 Х товара Х,что составляет 0.5(0.5Qc)=0.25 Qc.Это
половина разности между конкурентным выпуском и монопольным
выпуском,который первоначально обеспечивала фирма А.
Падение цены товара Х ,вызванное дополнительным производством фирмы В
,приводит к изменению кривой спроса фирмы А.Фирма А теперь предполагает,что
фирма В будет продолжать выпускать 0.5.Х ед. товара.Она видит спрос на свой
товар Х как начинающийся в точке кривой рыночного спроса ,соответствующей
месячному выпуску 0.5. Х ед.Ее спрос теперь равен Da1,как показано на гр.
С,рисунок 11.Максимизирующий для нее прибыль выпуск равен теперь половине
разности между конкурентным выпуском и тем объемом,который в настоящее
время производит фирма В.Это происходит, когда MRa1=MC.Фирма А
предполагает,что фирма В будет продолжать выпускать 0.5.Х ед. товара после
того,как он отрегулирует свой выпуск,следовательно, максимизирующий прибыль
выпуск равен у фирмы А
1/2(2X - 1/2X)=3/4 X .
Это можно записать в виде:
1/2(Qc - 1/4Qc)=3/8 Qc, что и показано в таблице 2.
Модель дуополии Курно.(рис. 11)
Первый месяц.
Гр. А
Цена
Pm
Pc E
MC=AC
Mrm Dm
Qm=1/2Qc Qc
Q
Гр. В
Цена
Pm
P1
MC=AC
MRb1 Db1
1/2Qc 3/4 Qc Qc
Q
Второй месяц.
Гр. С
Цена
Р2
МС=АС
MRa1 Da1
1/4 Qc 5/8 Qc Qc
Гр. D
P3
MC=AC
MRb2 Db2
3/8Qc11/16QcQc
Окончательное.(гр. Е)
Pe
MC=AC
D
1/3Qc 2/3Qc Qc
Дуопольное равновесие Курно табл. 2
Месяц Вып. фирмы А Вып. фирмы В
1 1/2Qc 1/2(1/2Qc)=1/4Qc
2 1/2(Qc-1/4Qc)=3/8Qc 1/2(Qc-3/8Qc)=5/16Qc
3 1/2(Qc-5/10Qc)=11/32Qc 1/2(Qc-11/32Qc)=21/64Qc
4 1/2(Qc-21/64Qc)=43/128Qc 1/2(Qc-43/128Qc)=85/256Qc
Конечное равновесие
Qa=(1-(1/2Qc+1/8Qc+1/32Qc+...))Qc=(1-1/2(1-1/4))Qc=1/3Qc
Qb=(1/4+1/16+1/64+...)Qc=(1/4(1-1/4))Qc=1/3Qc
Общий выпуск =2/3Qc
Теперь очередь фирмы В отвечать снова.Фирма А снизит свое
производство С 1/2 Qc до 3/8Qc это приводит к снижению общего предложени
товара Х с 3/4Qc до 5/8Qc.В результате этого цена товара вырастает до
Р2.Фирма В предполагает,что фирма А будет продолжать выпускать это кол-
во.Она рассматривает свою кривую спроса как линию,начинающуюся в точке,где
рыночный выпуск равен 3/8Qc.Эта кривая спросаDb2,указанная на гр. D,рис.
11.Максимальная прибыль существует в той точке,где MRb2=MC.Это равняется
половине разности между конкурентым выпуском и величиной в 3/8
конкурентного выпуска,которую в настоящее время поставляет фирма А.Как
показано в таблице 2,фирма В теперь производит 5/16 конкурентного
выпуска.Общий рыночный выпуск равен теперь 11/16Qc,а цена снижается до
Р3.За каждый месяц каждый дуополист производит половину разности между
конкурентным выпуском и выпуском,осуществляемым конкурентной фирмой.
Как показано на гр. Е,рис.11 ,каждая фирма выпускает 1/3 Qc,а цена равна Ре.Это равновесие Курно для дуополии.Оно существовало бы.если только каждая фирма упорно полагала бы,чтодрегая не будет регулировать свой выпуск,что подразумевает,что управление фирмы не учитывает своих ошибок.,что ,конечно,является большим упрощением.Но при более сложных допущениях становится сложно определить условия равновесия.
Кривые реагирования.
То же самое равновесие можно изобразить и другим способом.Кривые реагирования показывают максимизирующие прибыль размеры выпуска,который будет осуществляться одной фирмой,если даны размеры другой фирмы-соперника.
Кривая реагирования1 представляет выпуск фирмы В как ф-цию от выпуска фирмы А.,а кривая реагирования 2 - наоборот.
Qa
Qc
Линия реагирования 1
1/2Qc
3/8Qc
1/3Qc Линия реагирования 2
1/4Qc
Qb
1/4Qc1/3Qc 1/2Qc Qc
Любой выпуск выше Qc невыгоден,т.к. цена падает ниже уровня средних издержек.Следовательно,если выпуск одной из фирм равен Qc ед.,то вторая отвечает нулевым выпуском.Равновесие достигается,когда две кривые реагирования пересекаются и каждая фирма выпускает 1/3Qc.При любом другом выпуске фирмы взаимно реагируют на выбор друг другом величины выпуска.
ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого- либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. На этом рынке в продажах в США доминируют "Alcoa", "Reynolds" и "Kaiser". Автомобили, сигареты и пиво являются примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры - олигополистические.
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших фирм, выпускающих фотографические оборудование и принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска. Конечно же, господствует на рынке "Kodak". Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно рассматривать как олигополистический.
На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут
влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве
товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их
соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия
скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою
взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает,
что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм.
Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от
соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема
выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным
фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы
ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических
рынках.
Поведение фирм на олигополистических рынках можно уподобить поведению армий на войне. Они соперники, а трофеем является прибыль. Их оружие включает в себя контроль над ценами, рекламу и установление величины выпуска. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Они выбирают такую стратегию, чтобы увеличить свои доли на рынке и прибыли. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые обсуждались для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм. Существование естественных случаев олигополии является предметом споров среди экономистов. Утвердилось мнение, что отрасли, в которых существует олигополия, включают в себя нефтепереработку, выплавку стали и производство пива. Подытоживая, заметим, что олигополисгические рынки обладают следующими чертами:
1. Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт, который они поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.
2. По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.
3. Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда
считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены,
ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов или принимают
другие деловые меры. Нет единой модели олигополии. Можно разработать
ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь
на том, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих
соперников. Описываемые ниже модели показывают, как при олигополии
проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции.
Разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает
фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли.
Сознательное соперничество: олигополистические ценовые войны
Предположим, что на местном рынке существует только горстка продавцов и реализует она такой стандартизированный товар, как кирпич. Ценовая политика любой данной фирмы на рынке зависит от рыночного спроса на кирпич и от того, как представляет себе фирма реакцию конкурентов на ее ценовую политику. Предположим, что каждая фирма на рынке стремится максимизировать прибыль. Допустим, что каждая фирма предполагает, что ее конкуренты выберут цену и будут твердо придерживаться своего решения. Таким образом, любой данный производитель кирпича сделает предположение, что если он сни зит свои цены, то его соперники не будут в ответ снижать свои цены.
На рис. 11.7 изображен рыночный спрос на кирпич. Для простоты
допустим, что на рынке есть только два продавца кирпича. Допустим также,
что у третьего продавца кирпича нет возможности выйти на рынок, и что
каждый продавец производит кирпичи при неизменных средних издержках
производства, равных 10 центам. Каждый продавец назначает цену в 20 центов
за кирпич и, следовательно, оба получают прибыль в 10 центов со штуки. При
этой цене количество кирпича, на которое есть спрос, составляет 100 000
кирпичей в месяц. Допустим, что два продавца "Adams Brick Company" и "Baker
Brick Company" продают при этой цене по 50 000 штук в месяц каждый.
Следовательно, первоначально продавцы делят рынок пополам и извлекают
экономическую прибыль.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17