Проблемы вступления России в ВТО
Торгово-промышленная палата РФ: концепция "Присоединение России к ВТО"
(Опубликовано в "Российской газете" от 2 февраля 2001 г., No 21 (2889).)
При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.
Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса.
Условия участия в ВТО
ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции. Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами - участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет.
Эти условия торговли не раз и навсегда данные. Они постепенно либерализуются в ходе регулярных "раундов" торговых переговоров в ВТО (очередной из них начался в январе 2002 года). Предусматриваются также и исключения или переходные периоды в их применении для отдельных стран, таможенных союзов или зон свободной торговли. Иными словами, условия торговли могут видоизменяться или варьироваться, в том числе при вступлении страны в ВТО.
Естественно, что экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще не совершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым. Произошло бы заметное разбюрокрачивание внешнеэкономических связей.
Однако остро стоит вопрос о том, какие шаги должны быть предприняты, чтобы российский бизнес в его нынешнем состоянии был способен реально воспользоваться всеми этими преимуществами, а главное, как избежать неприемлемых потерь при встречном открытии отечественного рынка для иностранной конкуренции.
Правительство России уже ведет переговоры по присоединению к ВТО и заявило на них свою исходную позицию. К сожалению, она до последнего времени формулировалась без должных консультаций с отечественным бизнесом и пока не подкреплена какой-либо конкретной программой подготовки к присоединению, необходимой разъяснительной работой. Опросы и анкетирование предприятий показывают, что такое положение должно быть исправлено, а власть и бизнес обязаны пройти весь оставшийся путь подготовки и вступления в ВТО в режиме их обязывающего диалога.
Основные озабоченности российских предпринимателей
Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, все еще сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры успешных прорывов отдельных предприятий на внешние рынки. Вместе с тем очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности и транспорта, их недогрузки, заторможенности технического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой организации. По-иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д.
Поэтому о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют ныне лишь 10% проанкетированных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя, что в стране пока отсутствует.
К вступлению в ВТО Россия не подготовлена и в общегосударственном плане. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т.е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, без чего переговоры о присоединении к ВТО идут во многом на ощупь. Отсутствует общенациональная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информобеспечения и приводит экспортеров к нарушениям и ошибкам. Практически не работает и система государственной поддержки промышленного экспорта. В стороне от подготовительной работы остаются регионы России. Наконец, нет гарантий, что не произойдет "компенсации" сокращения таможенных доходов при либерализации импорта в ВТО за счет дополнительных внутренних налогов на бизнес.1 Жестче, чем предполагалось, оказалась и переговорная позиция наших партнеров. Российским запросам на прием в ВТО с учетом специфики страны противопоставляются требования опережающего перевода на нормы и правила ВТО российского делового законодательства, присоединения к необязательным соглашениям ВТО (например, по свободной торговле авиатехникой и техникой информатики), широкого открытия рынка услуг, снижения объемов аграрной защиты и т.д.
Программа подготовительных работ
Ее элементы и этапы как Государственной программы Торгово-промышленная палата России видит в следующем:
1. Безотлагательная разработка и утверждение промышленной (отраслевой и инновационной) политики России, включая аграрную. Выделение в ней приоритетных отраслей и производств для избирательной (временной) протекционистской защиты и для поощрения промышленного экспорта и экспорта услуг, включая интеллектуальную собственность.
2. Формирование постоянно действующих государственных механизмов с целью адаптации отдельных важнейших отраслей экономики (видов производств), регионов и мелкого и среднего бизнеса к возрастающей импортной конкуренции, а также для стимулирования промышленного, в том числе наукоемкого экспорта страны. Адекватное бюджетное финансирование этих механизмов.
3. Завершение законотворческой работы, необходимой для присоединения России к ВТО и защиты отечественных предприятий при обязательном привлечении к ней объединений российского бизнеса. Профессиональная экспертиза новых законопроектов на их соответствие нормам и правилам ВТО.
4. Создание общенациональной системы внешнеэкономической информации для отечественного бизнеса, ориентирующей его в нормах и правилах ВТО, конъюнктуре основных рынков товаров и услуг, ценах и условиях торговли для отечественного экспорта и импорта. С участием объединений предпринимателей такая система должна дополняться базой внешнеэкономического консультирования, подготовки кадров (в том числе по ВТО), обоснованными рекомендациями по привлечению в случае необходимости надежных зарубежных юридических фирм для разрешения торговых споров.
5. Изменение организации и тактики переговоров о присоединении к ВТО и, в частности:
а) Отказ от ведомственной келейности в разработке и реализации российской позиции на переговорах. Обязательное привлечение для этих целей авторитетных объединений российских деловых кругов.
б) Проведение в ходе переговоров твердой линии на первоначальное "связывание" ставок российского таможенного тарифа на уровне не ниже ставок действующего тарифа. Согласование конечных значений такого "связывания", продолжительности и условий переходных периодов, а также фиксация режимов (исключений) для иностранных поставщиков услуг на российском рынке на базе интересов и требований отечественной экономики и промышленной политики России. Отстаивание уровней аграрной поддержки, адекватных потребностям страны.
в) Отказ от установления "мобилизующих дат" приема России в ВТО, что лишь усиливает давление иностранных партнеров на российских переговорщиков.
г) Проведение регулярных обзоров и оценок промежуточных итогов переговоров с участием авторитетных объединений российского бизнеса. Участие их представителей на постоянной основе в работе Правительственной комиссии России по ВТО.
6. При присоединении России к ВТО не должен быть нанесен ущерб Союзу с Республикой Беларусь, Таможенному союзу стран СНГ и зоне свободной торговли Содружества Независимых Государств в целом. Призывая Правительство к проведению таких мер, большинство проанкетированных российских предприятий полагает, что и со своей стороны они смогут провести необходимую подготовку к участию в ВТО. Такая подготовка должна включать выбор конкурентоспособной специализации при экспорте и продажах на отечественном рынке, обновление основных фондов, создание на предприятиях конъюнктурных подразделений и юридических служб, владеющих вопросами ВТО. Не исключено, что при этом понадобится реорганизация отдельных предприятий на базе опыта зарубежных транснациональных корпораций.