Введение в экономическую теорию

Опишите принципы налогообложения.

 

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его. 4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.
Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

 Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

 Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 500000 руб. у лица получающего 5 млн. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 руб. у человека с доходом в 50 000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности. Затраты фирмы в краткосрочном периоде


Таблица 2

Q

АFC

VC

АC

МС

ТС

0

5

4

2

2

8

1

10

7

8

8

6

2

6

9

3

4

4

3

2

15

7

9

15

4

12

11

9

10

3


Может ли меняться спрос на деньги по мере снижения подоходного налога. Кривая спроса.

Рис. 2. Кривая спроса по мере снижения подоходного налога.


Что необходимо сделать для улучшения положения России на мировом рынке?


Россия, как страна, часть человечества, представляла интерес для изучения, как в прошлом, так и в настоящем. Многие ученые, изучая Россию, пытались понять ее суть, выявить закономерности ее развития, на основе изучения сделать выводы и спрогнозировать предстоящие перемены или показать неизбежность существующего положения, вывести “формулу” жизни страны. Но наша страна всегда оставалась загадочной, неординарной, не вписывающейся в общее понимание, страной империй и красных революций. Осознавая важность бесчисленных факторов, неизменно ведущих к пониманию дальнейшей истории России, можно вычленить несколько ведущих, которые и будут подробно рассмотрены в данной работе. Наша страна всегда шла по своему, особому пути, отличному от “шаблонности” развития западноевропейских государств, поэтому подходы к рассмотрению многих проблем могут быть совсем иными от принятых на Западе. На практике это говорит о множестве противоречий на всех уровнях.

  Живя в этой стране, считая ее Родиной, я посчитал за благородное дело, имея на то возможности, спрогнозировать на основе ведущих факторов, проблем последнего десятилетия XX века, противоречий, сложившихся в стране, идущей по пути “единственно возможных, спасительных” реформ. Осознавая важность и сложность этой работы, были использованы мысли наиболее авторитетных людей последнего десятилетия XX века по соответствующей теме. Неугасаемое стремление видеть будущее толкает людей на разные дороги – некоторые занимаются футурологией, всерьез и основательно, другие – идут по пути псевдонаучности (будь то херомантия, астрология и пр.), но я же буду придерживаться первого, так как этого требует стилистика реферата и желание излагать объективный материал.

Чтобы поставленная передо мной задача не стала многоуровневой или неосуществимой, я сконцентрировал внимание в этой работе на факторах - “барометрах” российского общества. Таковыми являются:

Российская экономика – как показатель благосостояния граждан, влияние экономики на социальные институты. РФ, важнейший фактор развития страны в различных отношениях; Политика, проводимая правящими кругами – положение страны на мировом политическом Олимпе, фактор, влияющий на политические и юридические взаимоотношения между согражданами, влияющий в целом на ситуацию в стране;

Демография и здравоохранение – резервная база и регулярное воспроизводство населения, меры, проводимые на территории РФ, направленные на “улучшение” состояния здоровья граждан как фактор, определяющий “начало всех начал” (т.е. без населения нет смысла ни в политике, ни в экономике);

Этот небольшой список был выделен как основополагающий для дальнейшего детального анализа (в основной части работы) и последующего обоснованного прогнозирования по соответствующим пунктам. Главная задача данной работы - наиболее умело и объективно спрогнозировать комплексное будущее России как субъекта, включенного в целостную мировую систему государств, - на начало ХХI века.


Российское общество сегодня: проблемы, противоречия, поиски путей развития.


Российское общество, как и любое другое, имеет на период 90-х годов свои проблемы. В данном разделе мы ознакомимся с существующей проблематикой в сфере экономики, политики, демографии и другие. Наше российское общество много унаследовало от уже ушедшего советского, но в тоже время по воли наших новых “реформаторов” оно превращается в зыбкую систему, имеющую начало, но конец может быть фатален. Главная политическая проблема исходит от властвующих кругов всех рангов. По воли президента и солидарного ему правительства в начале 90-х годов началось всеобщее “одурачивание” российских граждан различными приватизациями, акционированиями, финансовыми пирамидами и другими, что имело первоцель опустошить казну рядовых граждан. Политическое безвластие, к которому мы пришли в конце 90-х годов, политика “прихватизации”, высокая степень коррумпированности государственных служащих правящей верхушки — есть то, что породило финансовый кризис, обвал финансовой системы и другие острые экономические проблемы. Большим экономическим просчетом можно считать принятие долгов бывших стран СССР на себя Россией, что сейчас является одной из причин пребывания страны в “экономической яме”.

Что в качестве товара рассматривала марксиская теория?


К. Маркс начинает исследование закономерностей развития капиталистического общества с анализа товара. Первая глава I тома "Капитала" открывается словами: "Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой". Затем дается определение товара, и рассматриваются его свойства, противоречия. Желающим более глубоко ознакомиться с традиционным анализом товара и денег рекомендуем обратиться к учебнику политэкономии любого издания. Мы же предпримем попытку рассмотреть эти понятия через призму реальной экономики. Основу экономики образуют два фундаментальных положения: безграничность материальных потребностей общества (его индивидов и институтов) и ограниченность экономических ресурсов, т.е. средств для производства товаров и услуг. Потребители желают приобрести и использовать товары и услуги, удовлетворить свои потребности в них. Перечень таких товаров и услуг поразительно широк. и он непрерывно приумножается. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. И в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей. Предприниматель (частный, коллективный или государственный) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров или услуг. Созданный им продукт должен удовлетворить личную или производственную потребность других людей, быть полезным для них. Полезность придает вещам или услугам потребительную стоимость.
Ресурсы предоставляются предпринимателям в обмен на денежный доход. На производство товаров и услуг затрачиваются, таким образом, материальные ресурсы (прошлый труд) и живой труд людей, занятых в данном производстве. Воплощенный в товаре общественный труд и образует его стоимость. Он проявляется при обмене товаров. А сам товар выступает как неразрывное, хотя и противоречивое единство двух своих сторон: потребительной стоимости. Советская экономическая наука базировалась на трудовой теории стоимости К. Маркса. Ее смысл заключается в том, что всякий товар есть продукт человеческого труда, и величина его стоимости определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство. Величина этого труда определяется средним временем на производство товара при данном среднем уровне развития производительных сил, при среднем уровне умелости и интенсивности труда.
В реальной экономике ни общественно-необходимого труда, ни усредненного рабочего времени не существует. Здесь господствуют конкретный труд и определенное время в часах и минутах. Любой товаропроизводитель, предлагая покупателю свой товар, рассчитывает на получение такой цены, которая бы возместила ему понесенные расходы (издержки производства) и принесла определенную, при том не меньшую, по сравнению с другими бизнесменами, прибыль. Прибыль выступает как доход на затраченный самим предпринимателем труд.

В теории трудовой стоимости выражена позиция продавца. но ведь покупателю нет никакого дела до "чужих" издержек производства и сбыта. Он оценивает товар по своим критериям, ценностью того, чем необходимо пожертвовать для приобретения данного товара. Выходит, покупатель определяет стоимость блага своими затратами. Это есть альтернативная стоимость, понятие которое связывает воедино закон спроса и принципы, управляющие предложением. Высокие цены за билеты на концерты эстрадных "звезд" объясняются не высокими затратами общественно необходимого труда, а готовностью людей пожертвовать многим ради "билетика".

Противоречивость позиций продавца и покупателя блага в марксистской теории получила свое разрешение в определении стоимости как "определенном общественном отношении", в несовпадении цены блага с его стоимостью. Стоимость есть лишь основа, вокруг которой колеблются цены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением. Эта проблема будет рассмотрена в отдельной лекции.
На протяжении более ста лет не утихает дискуссия вокруг трудовой теории стоимости и механизма ценообразования. Нет единства и в определении товара. К. Маркс рассматривает товар как внешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту или иную потребность человека, обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие вещи. В основе первого свойства товара лежит его полезность. Без этого свойства всякое передвижение вещи от одних лиц к другим оказывается бессмысленным. Вторая ценность товара заключается в его обмениваемости на другие полезные вещи.


Что лежит в основе приравнивания одного товара к другому?


Здесь подход разный. Но в начале о самом товаре. Под благом вообще принято считать способность предметов удовлетворять потребности человека. Сторонники неоклассического направления в экономической теории разграничивают блага на экономические и неэкономические. К последним относят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вне всякого обмена. Действительно, когда-то можно было застрелить зайца и сделать из него жаркое. Зайцев-то было много. То, что сегодня имеется в неограниченном количестве никак нельзя назвать неэкономическими благами и просто благом. Опасно для жизни.

Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Между тем кизил, сорванный в лесу пенсионером и предлагаемый на подходе к рынку горожанам есть продукт его нелегкого конкретного труда.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать