5. Ядро научно-технического потенциала США составляют кадры
высококвалифицированных ученых и инженеров, занятых в проведении научных
исследований и разработок. В начале 90-х годов общая численность научных
сотрудников в США составляла 6 млн. 950 тыс. человек, занятых полное время.
США также продолжает занимать ведущие позиции по удельному весу ученых и
инженеров в составе рабочей силы. В США на 10 тыс. занятых приходилось 298
ученых и инженеров, в Японии, Британии – 328, в ФРГ – 210, во Франции –
165.
Высоким образовательным уровнем характеризуется весь контингент
рабочей силы США. В середине 90-х годов 38,7% американцев в возрасте от 25
лет и старше имели законченное среднее образование, 21,1% – законченное
высшее и 14,7% – степень бакалавра. Только 11,6% взрослых американцев имеют
образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет обучения в школе.
Мощный научно-технический потенциал страны и общий высокий уровень
образованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором
силы для американских корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на
отечественном и мировом рынках.
США принадлежит особая роль в функционировании мирового хозяйственного
комплекса, в особенности во второй половине XX в. Отношения доминирования и
партнерства в области мировой торговли, инвестиций, которые складываются
между США, Западной Европой, Японией, новыми индустриальными странами,
прошли ряд этапов в своем развитии. Вначале было абсолютное превосходство
США, а затем, по мере усиления экономики других стран, отношения между ними
постепенно переходили в конкурентное сотрудничество, в котором США
вынуждены частично уступать свою долю влияния соперникам, перемещая свое
воздействие на более высокий технический уровень. До сих пор американские
компании преобладают на многих рынках в мировой торговле, ссудного и
предпринимательского капитала.
ФАКТОРЫ МИРОВОГО ВЛИЯНИЯ США
На современном этапе мирового развития размер и уровень национального рынка выступают важным фактором мирового влияния. Высокая степень обеспеченности США собственными ресурсами относительно сдерживает рост зависимости от внешних источников и дает макроэкономической политике США достаточную степень свободы. От спроса на крупнейшем в мире американском национальном рынке зависит сбыт товаров и услуг многих стран, особенно это относится к готовым изделиям и тем видам сырья, которыми хозяйство США в большей степени снабжается за счет импорта (20% мирового импорта топлива).
Позиции в мировой торговле. Изменения в американской экономике и
условий доступа на американский рынок оказывают существенное влияние на
положение экспортеров. Например, располагая самым развитым машиностроением,
США одновременно выступают крупнейшим импортером машинотехнических изделий,
принимая примерно одну пятую мирового экспорта машин и оборудования,
проводя закупки практически по всем видам техники. Это побуждает другие
страны активно бороться за доступ на рынок США. В результате конкурентной
борьбы между экспортерами происходит высвобождение американских ресурсов
для их использования на более прогрессивных направлениях, благодаря
удовлетворению части потребности хозяйства и общества за счет дешевого
импорта.
Сравнительно с другими странами экспорт товаров составляет невысокий
удельный вес в национальном производстве США. Экспортная квота составляет
8–9% ВВП. Однако для отдельных отраслей экономики значение экспорта
существенно выше. США экспортируют примерно четвертую часть
сельскохозяйственной продукции, а по некоторым ее видам этот показатель
составляет больше половины. В промышленности США сложился тесно связанный с
внешним рынком сектор. Это семь отраслей обрабатывающей промышленности, на
которые приходится почти три четверти всего вывоза промышленной продукции.
Экспортные рынки обеспечивают около одной четверти продукции общего
машиностроения, более одной пятой – по двигателям и турбинам, свыше двух
пятых – по самолетам.
В число экспортно специализированной продукции машиностроения входят нефтеперерабатывающее, горностроительное оборудование, промышленные двигатели, насосы, компрессоры, контрольно-измерительное оборудование, сельскохозяйственные машины, конторское оборудование, компьютеры, полупроводники, телекоммуникационное оборудование, научные и медицинские приборы, самолеты и двигатели к ним, автомобили.
Вместе с тем степень интернационализации производства сильно колеблется по отраслям. Целый ряд отраслей обрабатывающей промышленности: полиграфическая, резинотехническая, пищевая, ткацкая, мебельная промышленность, производство строительных материалов – в незначительной степени участвуют в международном разделении труда. Эти отрасли постепенно отдали зарубежным конкурентам не только значительную часть своих внутренних, но и мировые рынки.
По величине экспорта и импорта США, за исключением 1988–1990 гг., занимают первое место в мире. В 90-е годы внешнеторговые позиции США улучшились. Их доля в мировом экспорте достигла в 1995 г. 12,6%, замедлилось увеличение импорта во внутреннем потреблении, тогда как с середины 70-х годов до последних лет действовала неблагоприятная для США тенденция на мировых рынках. Улучшение международной конкурентоспособности связано с повышением научно-технического потенциала американских корпораций во многих современных отраслях промышленности, значительным снижением издержек производства и геополитическими изменениями в мире.
Значительные изменения произошли в издержках на рабочую силу, которые
составляют 70% всех производственных затрат компаний. Если за 1982–1992 гг.
издержки на рабочую силу в расчете на единицу продукции (на долларовой
основе) в ФРГ выросли на 100,3%, во Франции – на 64,3%, Италии – на 83,3%,
Японии – на 110%, Британии – на 42,3%, то в США – только на 14%. За 80-е
годы оплата труда в промышленности вернулась к уровню середины 70-х годов.
США выступают крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции, на их долю приходится 35% мирового экспорта пшеницы, 69% – кукурузы, соевых бобов, 25% – хлопка, 18% – риса, 12% –табака. На экспорт идет 25% американского сельскохозяйственного производства.
За счет импорта удовлетворяется 12% внутреннего спроса, в том числе
20% потребностей США в текстиле, стали и раде других видов важной для
хозяйства продукции, а по некоторым товарам – в значительно большей
степени. Например, доля импорта составляет 30% объема ежегодных продаж
автомобилей США, при этом 19% составляют поставки из Японии, более 4% – из
стран Западной Европы и почти 4% – из Южной Кореи. В последние годы доля
импорта возросла до 50% в продажах станков и оборудования, а в продажах
бытовой электроники, обуви и некоторых других товаров превысила 80%.
Крупнейшими экспортерами в США выступают промышленно развитые страны:
Япония направляет 27–29%, а Германия – 8–10% своего импорта. Устойчивый
дефицит в торговле с этими странами стал характерной чертой экономики США.
Доступ на рынок США являлся для этих стран одним из главных условий их
экономического развития.
В последние годы экономика США стала одним из основных потребителей
экспортной продукции не только ведущих стран Западной Европы, Японии, но и
новых индустриальных стран. Так, в 1990 г. на США приходилось 91,1% всего
экспорта Мексики, 46,2% – Тайваня, 40,4% – Филиппин, 38,1% – Южной Кореи,
32% – Бразилии, 21,6% – Сингапура.
Важным свидетельством ведущей роли США в мировой экономике является движение технологического платежного баланса страны, включающего потоки платежей и поступлений по передаче технологии. Сюда входят расчеты за регистрацию патентов, приобретение лицензий, торговых марок, разработок дизайна, авторских прав, промышленных прав и образцов, "ноу-хау", оплата услуг в области менеджмента и т. п. Только две страны имеют в 90-е годы постоянный актив своего технологического баланса. Это США и Швейцария, причем США по этому показателю имеют большой отрыв. Активное сальдо по этим статьям в платежном балансе США составляет порядка 7–8 млрд. долл. в год.
США остаются крупнейшим экспортером наукоемкой продукции – в 1990 г.
ми принадлежало 9% всего рынка наукоемкой продукции за пределами страны.
Одновременно с этим США выступают главным рынком для ведущих экспортеров
продукции высоких технологий. Доля наукоемкой продукции в стоимости всего
импорта США составляет в эти же годы около 14%. Крупный потенциал
экспортной деятельности содержат новейшие направления научно-технического
прогресса. США принадлежит 70% мирового рынка программного обеспечения для
ЭВМ. Реализация интеллектуальной продукции, различных видов научно-
технической информации становится все более перспективным видом
международного предпринимательства, служит важным проводником мирового
влияния американских корпораций.
С 1971 г. внешнеторговый оборот сводится с дефицитом, который является как результатом ослабления конкурентных позиций в ряде отраслей, так и показателем растущей роли зарубежных компаний в снабжении американской экономики товарами и возможности инвестирования в экономику США части вырученных от экспорта валютных ресурсов.
"Вторая экономика" США. В последнее десятилетие произошли радикальные перемены в мировой позиции США, связанной с движением прямых заграничных инвестиций. На базе прямых инвестиций, осуществляемых преимущественно ТНК, в прогрессирующих масштабах происходит формирование международного производства, объединяющего экономику США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала торговля.
Сеть международного производства, созданную посредством прямых
заграничных инвестиций, в экономической литературе принято называть второй
экономикой. Вторая экономика США занимает особое место в мировой системе.
По своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалу
она существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствования ближайших
конкурентов США в этой области: Евросоюза и Японии. Уже в середине 80-х
годов на 20 тыс. контролируемых американским капиталом зарубежных
предприятиях было занято 6,5 млн. рабочих и служащих, что составляло
четверть всей рабочей силы, занятой на предприятиях, принадлежащих
американским ТНК. Объем продаж товаров и нефинансовых услуг заграничными
филиалами и подконтрольными фирмами соответствовал одной трети
товарооборота материнских компаний и приносил порядка одной трети прибыли
(у некоторых японских – около 10%). Общий объем продаж предприятий и фирм
второй экономики соответствует 32% ВВП США. Костяк второй экономики
образуют зарубежные промышленные фирмы, на которые приходится свыше 70%
продаж всех заграничных подразделений.