Глава 3 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВЕРШЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ
3.1 Развитие конкуренции в переходной экономике страны
Одним из важнейших направлений экономических реформ в России являются демонополизация экономики и развитие конкуренции.
Развитие конкуренции в переходной экономике страны зависит от темпов преобразования отношений собственности. Чем быстрее идее процесс приватизации, тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма. Конкуренция в условиях чистого капитализма, когда существует множество продавцов и покупателей на рынке, выступает как совершенная конкуренция. Свободный рынок и свободное ценообразование- это идеальные условия для совершенной конкуренции. Однако в современной экономике таких условий нет, а, следовательно, и нет совершенной конкуренции. На смену пришла несовершенная конкуренция, ограниченная господством на рынке монополий и олигополий. Несовершенная конкуренция господствует на современном рынке и потому о ней говорят как просто о конкуренции.
Либерализация экономики, которая была начата в 1992 году, дала мощный толчок развитию рыночной среды, становлению новых субъектов рынка, изменению соотношения конкурентных и монопольных структур. Ожесточенная конкуренция за ресурсы и доходы потребителей ведет к обособлению производственного капитала, переливу капиталов в наиболее выгодные сферы торгового посредничества и финансовых операций.
Жесткая макроэкономическая политика заставила российские предприятия ощутимо почувствовать давление конкуренции. Пока что эту конкуренцию нельзя считать эффективной. Чаще мы имеем дело с монополистической конкуренций. Широко практикуется недобросовестная конкуренция и чисто криминальные формы конкурентной борьбы.
Не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка. Некоторые ее формы оказывают разрушающее воздействие на экономику. Здесь речь идет о так называемой нечестной конкуренции. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» [20] запрещает:
1.) распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам;
2.) самовольное использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой или иной информации без согласия ее владельцев и т.п. Строгий контроль за соблюдением запрета на недобросовестную и нечестную конкуренцию не только ограждает экономику от ее разрушительного воздействия, но одновременно и заставляет предприятия концентрировать внимание на использовании тех форм конкуренции, которые способствуют развитию производства, лучшему удовлетворению общественных потребностей.
3.2 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности в Российской Федерации
Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг регулируются следующими законодательными актами:
- Законом « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. в период от 25 мая 1995г. и Законом « О естественных монополиях» от 19 июля 1995г. в том случае, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках;
- Законом РФ « Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст.31);
- Федеральным законом РФ « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « О банках и банковской деятельности в РСФСР» (ст.32);
- Федеральным законом РФ « Об акционерных обществах» (ст.10 п.2);
- Федеральным законом РФ « О рынке ценных бумаг» (ст. 30, ст. 51 п.7) и др.
Основополагающим законом является Федеральный закон РФ « О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый Государственной Думой РФ от 4 июня 1999г. и регулирующий отношения, влияющие на конкуренцию на рынках ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
Анализ монополистической конкуренции за последний период показал, что заметной конкуренции на монопольном рынке добились следующие компании:
1.Компания « Кировский стройфарфор» растет заметно быстрее всей промышленности России. Сегодня « Кировский стройфарфор» выпускает около 1,4 млн. ед. сантехники. Ежегодно объем увеличивается на 6-8%. Завод с оборотом около 20 миллионов долларов является лидером отрасли, контролирует примерно 20% всего российского производства. Рост оборота в среднем составляет 20-30% в год.[21] С 1999г. объемы производства « Кировского стройфарфора» стабильно растут.
Завод удачно вписался в растущий на 25-30% рынок, и, несмотря на жесткую конкуренцию, сумел на нем закрепиться. В 2004г. производство увеличилось почти в 7 раз по сравнению с 1999г. –до 1,4 млн. кв. м. (по выпуски плитки).
2. Холдин « Северсталь « -Авто был создан в 2001г. На 2004 г. его финансовые показатели на фоне остального российского автопрома выглядят, по оценкам специалистов[22], довольно неплохо.
Так, выручка (млн. дол.) у Холдинга составила -799 ( у « АвтоВаза»- 4250; Газ- 1650; Камаз- 1360) Чистая прибыль (млн. долл.)- 46,5 (Автоваз- 90; Камаз- 0,5; Газ-3,2)
3. ОАО « Сибакадембанк» (САБ) готовится к размещению облигаций по открытой подписке на Московской межбанковской валютной бирже.
Объем выпуска облигаций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. составит 470 млн.руб., срок обращения- 728 дней. Погашения будут производиться безналично, ежеквартально. Основная идея эмиссии облигаций- создать пул региональных банков и составить альтернативу крупнейшим московским финансовым учреждениям на рынке доступа к международным инвестиционным ресурсам, активизировать ситуацию на межбанковском валютном рынке.
Полученные от размещения облигаций средства пойдут на кредитование частных и корпоративных клиентов Сибакадембанка.
4.Итоги деятельности « Евразхолдинга» в 2004г. показывают, что по предварительным данным «Евразхолдинга» объем продаж предприятий, акции которых консолидированы на Mastercroft Ltd (Evraz Group) в прошлом году вырос с 2,1 млрд. долл., полученных группой в 2003г. Прибыль компании до выплаты налогов, процентов по кредитам и отчислений на амортизацию составила в 2004 г. 2,1 млрд. долл. (500 млн. долл. В 2003г.)
Чистая прибыль предприятия увеличилась до 1 млрд. долл. с 2000 млн. долл. годом ранее.
По российским стандартам бухгалтерской отчетности, чистая прибыль трех металлургических предприятий « Евразхолдинга» за год увеличилась в 3,4 раза- до 31,29 млр. долл. руб., суммарная выручка по ним составила 147,5 млрд. руб.
Общий объем выплавки стали на комбинатах группы составил 13,7 млн. т.[23]
5.Наш рынок авиаперевозок также переживает небывалый подъем.
За период 2004-го г. он увеличился почти на 15%, с 29,5 до 34 млн. человек. Это самый высокий показатель за всю историю гражданской авиации нашей страны. В денежном выражении емкость рынка авиаперевозок достигла 7 млрд. долларов.
При сохранении нынешних тарифов уже через пять лет количество пассажиров на авиалиниях вырастет в 1,5 раза. А их ежегодные затраты на билеты превысят 10 млн. долларов.[24]
6. Хороший рост производства демонстрирует мебельная фабрика ОАО « Заречье» (Тюмень), увеличив его объемы за период 2004-2005гг. на 36,4%.[25] Предприятие совершенствует технологию выпускаемой продукции, работает над созданием новых образцов мебели, модернизирует технологические потоки.
Фабрика отмечена высокими наградами на ведущих московских специализированных выставках в номинациях « Оригинальный экспонат», « За высокое качество и дизайн», « За высокие потребительские свойства».
Изделия фабрики включены в российский каталог « 100 лучших товаров России».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение данной работы, исходя из поставленной цели и задач, можно сделать следующие выводы:
1. Конкуренция –это элемент рыночного механизма, который представляет соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли. Она охватывает все сферы деятельности, ориентированные на рынок.
2.В литературе выделяют два вида конкуренции: 1) свободную (совершенную) и 2) монополистическую (несовершенную). Кроме того, ее подразделяют по масштабам развития, по характеру развития и по методам ведения.
Для совершенной конкуренции характерно:
1. На рынке одновременно присутствует множество фирм, каждая из которых занимает незначительную долю рынка.
2. Однородность продукции.
3. Свобода входа и выхода из отрасли.
4. Существует равнодоступность информации.
Монополистической конкуренции присущи следующие моменты:
-установление монопольно высоких цен и получение монопольной сверхприбыли;
- неценовая конкуренция;
- ограниченное количество продавцов;
- затрудненное вхождение на рынок товаров и услуг;
- имеют место различные виды зависимости субъектов рыночных отношений друг от друга.
5. Рыночное соперничество различается по своим результатам в зависимости от количества его участников. Так, индивидуальная конкуренция способна изменять цены только отдельных продавцов. Ведущаяся же в национальном масштабе конкуренция приводит в движение общую рыночную цену.
6.Основными путями повышения конкурентоспособности предприятий являются:
-внедрение новых технологий;
-исследование покупательских запросов;
- появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;
-изменение стоимости или наличия компонентов производства;
- изменение правительственного регулирования;
- постоянная модернизация производства и других видов деятельности.
7. Для того, чтобы удержать конкурирующее преимущество, необходимо расширить наборы его источников, совершенствовать их, переходить к преимуществам более высокого порядка, которые дольше сохраняются.
Однако, в России конкурентной среды все еще нет, равных условий конкуренции нет, п.ч. в бизнес вмешивается государство, но не для того, чтобы гарантировать равные условия для всех и не для того, чтобы поддерживать благоприятные условия для хозяйствования, например, когда нужно оздоровить финансовую сферу с помощью государственной политики и т.п.
Нет не только равноправной внутренней конкуренции, но нет и нормальной конкуренции со стороны внешнего мирового рынка, т.к. во многих отношениях Россия остается отгороженной от мира и потому о высокой конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке пока говорить рано. В России можно говорить лишь о некоторых элементах конкуренции в отдельных сферах.
Список использованных источников:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Закон Российской Федерации « О естественных монополиях» от 17 августа 1995г. №147- ФЗ
3. Закон Российской Федерации « О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 марта1991г.
4. Закон РФ от 27.11.1992г. №4015-1 (ред. от 21.07.2005)1 (ред. « Об организации страхового дела в Российской Федерации.»
5. Федеральный закон РФ « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О банках и банковской деятельности в РСФСР»
6.Федеральный закон РФ от 26.12.1995г. №208-ФЗ (ред. от 31.12.2005г.) « Об акционерных обществах».
7. Федеральный закон РФ от 22.04.1996г. №39-ФЗ (ред. от 27.12.2005г.) « О рынке ценных бумаг»
8.Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие для сред. спец. уч. заведений.- М.: Высш. шк., 1994.
9. Журавлева Г.П. Экономика: учебник/ Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.
10. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. В.М. Власовой.-М.: Финансы и статистика., 2000
11. Основы микроэкономики: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001.
12. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с анг./ Под ред. и с предисловием В.Щетинина.- М.: Межд. отношения, 1993.
13. Социально-экономические модели в современном мире и путь России: В 2 кн./ Междун. Ассоциация акад. наук, РАН; Под общ. ред. К.И. Микульского.- М.: ЗАО « Издательство « Экономика», 2003
14. « Коммерсант» №82-7 мая 2005г. С.5
15. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов/ под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова, 2-е изд.- М.: ИТД « КноРус», « Издательство ГНОМ и Д», 2001
16.Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учебник для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000.
17. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
18. Предпринимательское право: Учебник для вузов/ Под ред. Н.М. Коршунова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.
19. «Тюменская правда» №38-2005. / Вадим Квасюк « Тюменскую мебель знают в России».
20. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия// Мировая экономика и международные отношения.1989. №12.
21. «Эксперт» №14-2005. С. 44-45
22. «Эксперт» №13-2005. С.10
[1] Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М., 2002. С. 255
[2] Основы микроэкономики: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С,104
[3] Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002г. / «Внешнеэкономический бюллетень» № 5-2002г. С.3
[4] Социально-экономические модели в современном мире и путь России: В 2 кн./ Межд. Ассоциация акад. наук, РАН: Под общ. ред. К.И. Микульского.- М.: ЗАО « Издательство « Экономика», 2003. С. 101
[5] Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. Пособие для студ. высш. уч. заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 22; Журавлева Г.П. Экономика: учебник/ Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.- С.178
[6] Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление.- М.: ИНФРА,-2000 С. 78
[7] Предпринимательское право.: Учебник для вузов/ Под ред. Н.М. Коршунова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. С. 155
[8] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2005.-124
[9] Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории: Уч. пособие для сред. спец. уч. заведений.- М.: Высш. шк., 1994. С. 74
[10] Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов./ Под ред. Г.Грязновой, 2-е изд.- М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2001. С. 342
[11] Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием В.Щетинина.М.: Межд. отношения, 1993. С. 51
[12] Борисов Е.Ф. Экономическая теория…. С. 126-128
[13] Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия// Мировая экономика и международные отношения. 1989. №12.С.7
[14] Основы микроэкономики: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 132
[15] Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. В.М. Власовой.- М.: Финансы и статистика, 2000. С. 117
[16] Закон РФ « О естественных монополиях» от 19 июля 1995г.
[17] Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Уч. пособие для студ. высших уч. заведений.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. С. 87-88
[18] Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учебник для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000. С. 148-149
[19] Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учеб. для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000.- С. 203
[20] Закон РФ « О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 1991г.
[21] Журнал « Эксперт» №14-2005 С. 38
[22] Журнал «Эксперт» №13-2005. С. 10
[23] «Коммерсант» №82- 7 мая 2005г. С. 5
[24] Журнал « Эксперт» ;14-2005. С. 44-45
[25] «Тюменская правда» №38-2005г./ Вадим Квасюк « Тюменскую мебель знают в России».