Характеристика рынка монополистической конкуренции

Глава 3 РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВЕРШЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ

  3.1 Развитие конкуренции в переходной  экономике страны

  Одним из важнейших  направлений  экономических реформ  в России являются  демонополизация экономики и развитие  конкуренции.

  Развитие  конкуренции в переходной  экономике страны  зависит  от  темпов  преобразования  отношений  собственности. Чем быстрее идее процесс приватизации, тем выше эффективность  конкурентного рыночного механизма. Конкуренция в условиях  чистого  капитализма, когда существует  множество  продавцов  и покупателей  на рынке, выступает как совершенная конкуренция. Свободный  рынок и свободное  ценообразование-  это идеальные  условия  для совершенной конкуренции. Однако в современной  экономике таких  условий нет, а, следовательно, и нет совершенной конкуренции. На смену пришла несовершенная конкуренция, ограниченная  господством  на рынке монополий и олигополий. Несовершенная  конкуренция господствует  на современном рынке и потому о ней говорят как просто о конкуренции.

  Либерализация экономики, которая была начата  в 1992 году, дала мощный толчок  развитию рыночной среды, становлению  новых субъектов  рынка, изменению  соотношения  конкурентных  и монопольных  структур.  Ожесточенная конкуренция  за ресурсы и доходы  потребителей  ведет к обособлению  производственного капитала, переливу  капиталов  в наиболее выгодные  сферы  торгового  посредничества и финансовых операций.

  Жесткая  макроэкономическая  политика заставила  российские предприятия  ощутимо почувствовать  давление конкуренции. Пока что эту конкуренцию нельзя считать эффективной. Чаще мы имеем дело с монополистической конкуренций. Широко практикуется недобросовестная  конкуренция и чисто  криминальные формы конкурентной борьбы.

    Не всякая конкуренция способствует эффективному  функционированию рынка. Некоторые ее формы оказывают   разрушающее воздействие  на экономику.  Здесь речь идет о так называемой  нечестной конкуренции.  Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монопольной  деятельности  на товарных рынках» [20] запрещает:

1.) распространение ложных, неточных  и искаженных  сведений, способных  нанести ущерб  другим хозяйствующим субъектам;

2.)  самовольное  использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой или иной   информации без согласия  ее владельцев и т.п. Строгий контроль  за соблюдением запрета   на недобросовестную и нечестную   конкуренцию  не только ограждает  экономику от ее разрушительного  воздействия,  но одновременно и заставляет   предприятия концентрировать  внимание на использовании тех форм конкуренции, которые способствуют  развитию производства, лучшему удовлетворению  общественных потребностей.

  3.2 Правовое  регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности в Российской Федерации

  Отношения, связанные  с монополистической  деятельностью  и недобросовестной  конкуренцией  на рынках ценных бумаг  и финансовых услуг  регулируются  следующими законодательными актами:

- Законом  « О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. в период от 25 мая 1995г. и Законом  « О естественных  монополиях» от 19 июля 1995г. в том случае, когда  складывающиеся на  этих рынках  отношения  оказывают  влияние  на конкуренцию на товарных рынках;

- Законом РФ « Об организации страхового  дела  в Российской Федерации» (ст.31);

- Федеральным законом РФ « О внесении изменений  и дополнений  в Закон РФ « О банках  и банковской  деятельности в РСФСР» (ст.32);

- Федеральным законом РФ « Об акционерных  обществах» (ст.10 п.2);

- Федеральным законом РФ « О рынке ценных бумаг» (ст. 30, ст. 51 п.7) и др.

  Основополагающим законом является  Федеральный закон РФ « О защите конкуренции на рынке  финансовых  услуг», принятый Государственной Думой РФ от 4 июня 1999г. и регулирующий отношения, влияющие на конкуренцию на рынках ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и иных финансовых  услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. 

Анализ монополистической конкуренции за последний период показал, что  заметной  конкуренции на монопольном рынке  добились следующие компании:

1.Компания  « Кировский  стройфарфор»  растет заметно  быстрее всей  промышленности России.  Сегодня  « Кировский  стройфарфор»  выпускает около  1,4 млн.  ед.  сантехники. Ежегодно объем  увеличивается  на 6-8%. Завод  с оборотом  около 20 миллионов долларов является  лидером отрасли, контролирует  примерно 20% всего российского производства. Рост оборота  в среднем  составляет  20-30% в год.[21]  С 1999г.  объемы  производства  « Кировского стройфарфора»  стабильно  растут.

    Завод удачно вписался в растущий  на 25-30% рынок, и, несмотря  на жесткую конкуренцию, сумел на нем  закрепиться. В 2004г.  производство  увеличилось  почти в 7 раз  по сравнению   с 1999г. –до 1,4 млн. кв. м. (по  выпуски плитки).

 2.  Холдин « Северсталь « -Авто был создан  в 2001г. На 2004 г.  его финансовые показатели  на фоне остального российского автопрома выглядят, по оценкам специалистов[22], довольно неплохо.

 Так, выручка (млн. дол.)  у Холдинга составила -799 ( у « АвтоВаза»- 4250; Газ- 1650; Камаз- 1360) Чистая прибыль (млн. долл.)- 46,5  (Автоваз- 90; Камаз- 0,5; Газ-3,2)

3. ОАО  « Сибакадембанк» (САБ)  готовится  к размещению  облигаций  по открытой  подписке  на Московской  межбанковской  валютной бирже.

  Объем выпуска  облигаций  номинальной стоимостью  1 тыс. руб. составит 470 млн.руб., срок обращения- 728 дней. Погашения будут производиться  безналично, ежеквартально. Основная идея эмиссии облигаций- создать  пул региональных банков и составить альтернативу   крупнейшим московским  финансовым учреждениям на рынке доступа к международным инвестиционным ресурсам, активизировать ситуацию  на межбанковском валютном рынке.

  Полученные  от размещения  облигаций средства  пойдут   на кредитование  частных  и корпоративных  клиентов Сибакадембанка.

4.Итоги деятельности « Евразхолдинга» в 2004г.  показывают, что по предварительным данным «Евразхолдинга» объем продаж  предприятий, акции которых  консолидированы  на Mastercroft Ltd (Evraz Group) в прошлом  году вырос с 2,1 млрд. долл., полученных  группой  в 2003г. Прибыль  компании  до выплаты  налогов, процентов по кредитам и отчислений  на амортизацию составила  в 2004 г. 2,1 млрд. долл. (500 млн. долл. В 2003г.)

  Чистая прибыль  предприятия  увеличилась  до 1 млрд. долл. с  2000 млн. долл. годом ранее.

  По российским стандартам  бухгалтерской отчетности, чистая  прибыль   трех металлургических  предприятий « Евразхолдинга»  за год увеличилась  в 3,4 раза- до 31,29 млр. долл. руб., суммарная  выручка  по ним  составила  147,5 млрд. руб.

  Общий объем  выплавки  стали  на комбинатах  группы  составил 13,7 млн. т.[23]

5.Наш рынок  авиаперевозок  также переживает  небывалый подъем.

  За период  2004-го г.  он увеличился почти на 15%, с 29,5 до 34 млн. человек. Это самый высокий показатель  за всю историю  гражданской авиации  нашей страны. В денежном  выражении емкость рынка  авиаперевозок  достигла 7 млрд. долларов.

  При сохранении нынешних  тарифов  уже  через пять  лет  количество  пассажиров на авиалиниях  вырастет  в 1,5 раза.  А их  ежегодные затраты   на билеты  превысят  10 млн. долларов.[24]

6. Хороший рост производства демонстрирует   мебельная фабрика ОАО « Заречье» (Тюмень), увеличив его объемы за период 2004-2005гг. на 36,4%.[25] Предприятие  совершенствует  технологию выпускаемой  продукции, работает над созданием новых образцов мебели, модернизирует  технологические потоки.

  Фабрика отмечена  высокими  наградами  на ведущих московских   специализированных выставках в номинациях « Оригинальный  экспонат», « За высокое  качество  и дизайн», « За высокие потребительские свойства».

  Изделия фабрики включены   в российский каталог  « 100 лучших  товаров России».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В завершение данной работы, исходя из поставленной цели и задач, можно сделать следующие выводы:

1. Конкуренция –это элемент  рыночного механизма, который представляет соперничество  между субъектами  рынка   за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; экономическое соперничество   обособленных  товаропроизводителей   за долю рынка и прибыли. Она охватывает все сферы деятельности, ориентированные на рынок.

2.В литературе выделяют два вида конкуренции: 1) свободную (совершенную) и 2)  монополистическую (несовершенную). Кроме того, ее подразделяют по масштабам развития, по характеру                  развития и по методам ведения.

Для совершенной конкуренции характерно:

1. На рынке  одновременно  присутствует  множество фирм, каждая  из которых   занимает   незначительную долю рынка.

2. Однородность продукции.

3. Свобода  входа и выхода  из отрасли.

4. Существует  равнодоступность  информации.

Монополистической конкуренции  присущи следующие моменты:

-установление монопольно высоких цен и получение монопольной сверхприбыли;

- неценовая конкуренция;

- ограниченное  количество продавцов;

- затрудненное  вхождение  на рынок  товаров и услуг;

- имеют место  различные виды  зависимости  субъектов  рыночных отношений  друг от друга.

5. Рыночное соперничество  различается по своим  результатам в зависимости  от количества его участников. Так, индивидуальная конкуренция  способна изменять цены только отдельных продавцов. Ведущаяся  же в национальном масштабе  конкуренция приводит  в движение общую рыночную  цену.

6.Основными путями повышения  конкурентоспособности предприятий  являются:

-внедрение  новых  технологий;

-исследование  покупательских  запросов;

- появление  нового сегмента  отрасли или  перегруппировка существующих сегментов;

-изменение  стоимости  или наличия  компонентов  производства;

- изменение  правительственного регулирования;

- постоянная  модернизация  производства и других видов  деятельности.

7. Для того, чтобы  удержать  конкурирующее  преимущество, необходимо расширить  наборы его источников, совершенствовать  их, переходить  к преимуществам  более высокого порядка, которые  дольше  сохраняются.

   Однако, в России конкурентной среды  все еще нет, равных условий конкуренции нет, п.ч. в бизнес вмешивается  государство, но не для того, чтобы гарантировать  равные условия для всех и не для того, чтобы поддерживать  благоприятные условия  для хозяйствования, например, когда нужно оздоровить  финансовую сферу с помощью  государственной политики и т.п.

  Нет не только равноправной внутренней  конкуренции, но нет и нормальной конкуренции со стороны внешнего  мирового рынка, т.к.  во многих отношениях Россия остается  отгороженной  от мира и потому о высокой конкурентоспособности   российских предприятий  на мировом рынке пока говорить рано. В России можно  говорить  лишь о некоторых  элементах  конкуренции в отдельных сферах.


Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Закон Российской Федерации « О естественных  монополиях» от 17 августа 1995г. №147- ФЗ

3. Закон Российской Федерации « О конкуренции и ограничении монопольной деятельности  на товарных рынках» от  22 марта1991г.

4. Закон РФ от 27.11.1992г. №4015-1 (ред. от 21.07.2005)1 (ред. « Об организации страхового дела  в Российской Федерации.»

5. Федеральный закон РФ « О внесении изменений  и дополнений  в Закон РСФСР « О банках  и банковской  деятельности в РСФСР»

6.Федеральный закон РФ от 26.12.1995г. №208-ФЗ (ред. от 31.12.2005г.) « Об акционерных  обществах».

7. Федеральный закон РФ от 22.04.1996г.  №39-ФЗ  (ред. от 27.12.2005г.) « О рынке  ценных бумаг»

8.Борисов Е.Ф., Волков Ф.М.  Основы  экономической теории: Учеб. пособие  для сред. спец. уч. заведений.- М.: Высш. шк., 1994.

9. Журавлева Г.П. Экономика:  учебник/  Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.

10. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. В.М. Власовой.-М.:  Финансы  и статистика., 2000

11. Основы микроэкономики: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.:  ЮНИТИ- ДАНА, 2001.

12. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с анг./ Под ред. и с предисловием В.Щетинина.- М.: Межд. отношения, 1993.

13. Социально-экономические модели  в современном мире и путь России: В 2 кн./ Междун. Ассоциация акад. наук, РАН; Под общ.  ред. К.И. Микульского.- М.: ЗАО « Издательство  « Экономика», 2003

14. « Коммерсант» №82-7 мая 2005г. С.5

15. Микроэкономика. Теория  и российская практика: Учебник для студентов вузов/ под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова, 2-е изд.- М.: ИТД « КноРус», « Издательство ГНОМ и Д», 2001

16.Михайлушкин А.И., Шимко П.Д.  Экономика. Учебник для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000.

17. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений.-  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

18.  Предпринимательское право: Учебник для  вузов/ Под ред.  Н.М. Коршунова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

19. «Тюменская правда» №38-2005. / Вадим Квасюк « Тюменскую мебель знают в России».

20. Хайек Ф. Конкуренция как  процедура открытия// Мировая экономика и международные отношения.1989. №12.

21. «Эксперт» №14-2005. С. 44-45

22. «Эксперт» №13-2005.  С.10


[1] Райзберг Б.А. Основы  экономики: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М., 2002. С. 255

[2] Основы микроэкономики: Учеб.  Пособие  для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С,104

[3] Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002г. /  «Внешнеэкономический бюллетень» № 5-2002г. С.3


[4] Социально-экономические модели в современном мире и путь России: В 2 кн./ Межд. Ассоциация акад. наук, РАН: Под общ. ред. К.И. Микульского.- М.: ЗАО « Издательство  « Экономика», 2003. С. 101

[5]  Носова С.С.  Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. Пособие  для студ. высш. уч. заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 22;  Журавлева Г.П. Экономика: учебник/ Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.- С.178

[6] Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление.- М.: ИНФРА,-2000 С. 78

[7] Предпринимательское право.: Учебник  для вузов/ Под ред.  Н.М. Коршунова.- М.:  ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. С. 155

[8] Борисов Е.Ф. Экономическая теория:  Учебник.- М.:  Юрайт-Издат, 2005.-124

[9] Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической  теории: Уч. пособие для сред. спец. уч. заведений.- М.: Высш. шк., 1994. С. 74

[10]  Микроэкономика. Теория  и российская практика: Учебник для студентов вузов./ Под ред. Г.Грязновой, 2-е изд.- М.: ИТД «КноРус»,  «Издательство  ГНОМ и Д», 2001. С. 342

[11] Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием В.Щетинина.М.: Межд. отношения, 1993. С. 51

[12]  Борисов Е.Ф. Экономическая теория…. С.  126-128

[13] Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия// Мировая экономика и международные отношения. 1989. №12.С.7

[14] Основы микроэкономики: Учеб.  Пособие  для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 132

[15] Основы  предпринимательской  деятельности: Экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. В.М.  Власовой.- М.: Финансы  и статистика, 2000. С. 117

[16]  Закон РФ « О естественных монополиях» от 19 июля 1995г.

[17] Носова С.С. Экономическая теория: Краткий  курс: Уч. пособие для студ. высших уч. заведений.- М.:  Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. С. 87-88

[18] Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учебник для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000. С. 148-149

[19] Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учеб.  для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000.- С. 203

[20] Закон РФ « О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 1991г.

[21] Журнал « Эксперт» №14-2005 С. 38

[22] Журнал «Эксперт» №13-2005. С. 10

[23] «Коммерсант» №82- 7 мая 2005г. С. 5

[24] Журнал « Эксперт» ;14-2005. С. 44-45

[25] «Тюменская правда» №38-2005г./ Вадим Квасюк « Тюменскую  мебель  знают в России».


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать