Ход и последствия приватизации в России
p> В Польше программа приватизации была разделена на 3 проекта. В первом основное внимание уделяется всесторонней экономической диагностике с целью выявления производственных, технологических и финансовых особенностей, оказывающих влияние как на конкурентоспособность отрасли в целом, так и на производительность отдельных предприятий.

Во втором проекте предусмотрена программа кратких визитов на каждое из предприятий отрасли с целью предварительной оценки его производственно- финансовых слабых и сильных сторон. Оценивается конкурентоспособность и перспективы предприятий.

В третьем проекте детализируется схема выполнения намеченных задач.
Консультант подбирает группу специалистов для планирования и проведения операции. Во многих случаях процедурой предусматривается следующий порядок: составление оценки предприятия в соответствии со всеми международными стандартами, подготовка и выпуск рекламы, определение потенциальных внутренних и иностранных инвесторов и, наконец, детальные переговоры и заключение сделки.

Возможно, приватизация способна позитивно повлиять на функционирование экономики, создать условия для постепенного выхода ее из кризиса и проведения структурной реформы.

Такая структурная реформа неизбежно имеет две стороны - сокращение производства в неперспективных отраслях и инвестирование капиталов в перспективные отрасли. Так как сокращение производства происходит быстрее, чем освоение капиталовложений и развертывание дополнительного производства на их основе, то экономика в целом переживает некоторый спад производства.

В начале 90-х гг. в России инвестиции в производство резко сократились. В 1990 году доля валовых капитальных вложений в ВВП была 17%, в 1992 году упала до 9%, в 1993 - до 8%. Выбытие производственных мощностей вследствие износа в 1992 году в промышленности превысило их ввод на 3 – 4
%, а в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности этот показатель достиг 10 - 27%.

Происходит подрыв основных источников финансирования инвестиций.
Падение доходов населения привело к резкому сжатию нормы сбережений, накопления предприятий упали как в силу сокращения их доходов, так и в силу обесценения амортизационных отчислений, а о бюджетном финансировании капиталовложений и говорить нечего.

Уровень рентабельности предприятий совершенно недостаточен как для обеспечения финансирования инвестиционных проектов за счет собственных средств предприятий или заемных средств, так и для обеспечения безубыточности осуществляемых инвестиционных проектов. По экспертным оценкам, даже для сравнительно небольших и быстроокупаемых проектов в большинстве промышленных отраслей норма прибыли по этим инвестициям должна обеспечиваться на уровне в 2 - 5 раз выше, чем средняя фактическая рентабельность по этим отраслям. Поэтому эффективность инвестиций падает.

По эффективности капитальных вложений предприятия разделяются на 3 группы.

В первую группу входят государственные, акционерные, арендные предприятия (25 руб. ввода основных фондов на 100 руб. инвестиций). Во вторую группу, с несколько большей эффективностью капитальных вложений, входят хозяйственные товарищества и предпринимательские объединения (33 -
36 руб.). А в третью, с максимальной эффективностью капитальных вложений
(40 руб.) вошли коллективные предприятия и кооперативы.

Конечно, кооперативы и хозяйственные товарищества, как равило, относятся к мелким и средним предприятиям. Они сосредоточены в основном в торговле, общественном питании, сфере услуг, легкой и пищевой промышленности, где условия окупаемости инвестиций несравненно более благоприятны, нежели в других отраслях. Довольно велика доля мелких и средних предприятий и среди коллективных предприятий, хотя в коллективной собственности находится, например, немало крупных машиностроительных заводов. Так что различия в эффективности капитальных вложений с большей долей вероятности могут быть отнесены в значительной мере на различия в отраслевой принадлежности этих групп предприятий, и в меньшей мере - на различия в форме собственности и организационно-правовой форме. Косвенно это подтверждается практически одинаковым уровнем эффективности государственных и акционерных предприятий, поскольку последние всего лишь продукт организационно-правового преобразования первых, и отраслевых различий между ними, по-видимому нет.

Итак, в сложившихся экономических условиях приватизация не в состоянии оказать какое-либо существенное воздействие на мобилизацию инвестиционных ресурсов и тем самым содействовать прогрессивным структурным сдвигам в экономике.

Можно предположить, что приватизация способна стимулировать приспособление к рынку в краткосрочном аспекте - путем изменения и обновления ассортимента продукции, освоения новых рынков, переориентации хозяйственных связей.

В 1992 году происходящие в экономике структурные сдвиги носили явно негативный характер. Резко сократился удельный вес легкой и пищевой промышленности; вырос удельный вес топливно-энергетического комплекса; сокращение на 65% производства военной продукции сопровождалось также падением производства гражданской продукции на оборонных предприятиях; существенно более быстрыми, чем средние, темпами сокращалось производство высокотехнологической продукции во всех отраслях; оказание услуг населению сокращалось быстрее, чем производство потребительских товаров; падала доля расходов на научные исследования и разработки в ВВП, сокращался удельный вес занятых в науке и научном обслуживании.

В 1993 году произошло усиление интенсивности структурных сдвигов, они стали осуществляться более быстрыми темпами, чем в 1992 году, но вряд ли их можно характеризовать как прогрессивные.
Во всех важнейших отраслях произошел спад производства:

Индексы промышленного производства на август 1993 года

(среднемесячный уровень 1989г. = 100%)

|№ |Отрасли |Август 1993 г. в % к |
|п/| |среднемесячному уровню 1989 г. |
|п | | |
|1.|Электроэнергетика |81,3 |
|2.|Промышленность строительных | |
| |материалов |69,9 |
|3.|Топливная промышленность |68,6 |
|4.|Пищевая промышленность |65,1 |
|5.|Машиностроение и |64,9 |
| |металлообработка | |
|6.|Химическая и нефтехимическая | |
| |промышленности |51 |
|7.|Лесная, деревообрабатывающая и| |
| |целлюлознобумажная |48,1 |
| |промышленности | |
|8.|Черная металлургия |45,8 |
|9.|Легкая промышленность |43 |

Спросовые ограничения, ударив по производству промежуточной продукции поставили под удар производство топлива и сырья, как вследствие невозможности закупать и оплачивать их в прежних объемах, так и вследствие физического сокращения поставок в добывающие отрасли средств производства.
За период радикальных реформ выросла доля продовольственных товаров в потреблении, а в структуре потребления продовольствия выросло потребление хлебопродуктов, картофеля и сахара - но не настолько, чтобы компенсировать сокращение потребления продуктов, содержащих животный белок, фруктов, овощей.

Таким образом, государственных предприятий не смогла воспрепятствовать развитию негативных структурных, приватизация сдвигов в экономике России.

Итак, «номенклатурная» приватизация не смогла создать существенных альтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан, вызвала падение и без того не высокой мотивации труда у подавляющего большинства граждан, так как большинство работников так и осталось отчуждено от собственности, приватизация резко усилила социальную дифференциацию населения, усилила угрозу массовой безработицы, способствовала люмпенизации широких масс населения, особенно вследствие приватизации жилья и его распродажи в условиях обнищания социальных групп, находящихся на уровне ниже прожиточного минимума (в РФ это 1/3 населения).

Положительно приватизация сказалась на относительно узком слое «новых русских», включающем номенклатуру и новых частных собственников. Несколько выросло качество жизни у работников узкого слоя приватизационных объектов
(не более, чем на 10-15%). Конечно, названные выше результаты порождены всей системой социально-экономических отношений переходной экономики
России, в которой немалую роль съиграла и приватизация.

За время осуществления приватизации было издано много различных документов о ней. Это Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ, Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», указ Президента
РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», указ Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» и др. В данное время эти законы и уставы уже не действуют.В результате приватизации в России образовывается частная собственность, которая развивается в рамках переходной экономики и является весьма специфической. Приватизация в наших условиях ведет к развитию, как правило, неклассической частной собственности и тем более не современной частной собственности с определенными социальными коррекциями, характерными для ряда развитых стран, а к собственности, имеющей номенклатурно- корпоративное содержание и являющейся частной лишь по форме.

Список литературы

1. Под редакцией А.В.Бузгалина, В.В.Радаева. Экономика переходного периода. М.: Изд. Московского Университета, 1995.

2. В.Исправников. Как лучше реализовать российскую реформу (семь пунктов предложений). Ж. «Экономические науки», №1, 1992.

3. Б.Ли, Р.Лидс, Э.Юинг. Ускорение приватизациии в постсоциалистических государствах. Ж. «Экономика в переходном периоде»,
1993.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать