Черноземного и центрального районов.
Проводимая реорганизация общественных хозяйств наиболее активно
проходила в западных районах лесной, лесостепной и степной зон Европейской
территории страны. Наряду с этим, в отдельных регионах Урало-Поволжья
большая часть предприятий сохранила свой статус. Так, процесс реорганизации
практически не затронул хозяйства на территории Татарстана, где колхозы и
совхозы составляют сейчас около 90 %, Башкортостана и Удмуртии более 60 %,
Калмыкии более 70 %. На Северном Кавказе прошедшая реорганизация имела свои
особенности. На территории Краснодарского, Ставропольского краев и
Ростовской области процесс формирования многоукладной экономики проходил
наиболее активно, тогда как в республиках Кавказа статус совхозов и
колхозов сохранили от 70 до 90 % хозяйств. Следует отметить, что в составе
всех хозяйств, сохранивших прежний статус, колхозов больше, чем совхозов.
Относительно большее число совхозов, сохранивших свой статус, отмечено в
степных районах Краснодарского края, в Сибири (территория Алтайского края,
Новосибирской области и др.), т.е. там, где сформировались крупные товарные
хозяйства.
К 1999 году в стране зарегистрировано более 19 тысяч новых формирований
и 6,5 тысяч колхозов и совхозов. Наибольшее количество фермерских хозяйств
сформировалось на Северном Кавказе (более четверти) и в Поволжье
(Саратовская и Волгоградская области). Более 20 % всех фермерских хозяйств
создано в Сибири, относительно большое их количество на территории
Алтайского края, Новосибирской и Омской областей. При этом в западных и
центральных провинциях всех природных зон число фермерских хозяйств
значительно превышает их количество в восточных провинциях этих зон (в 5
раз и более). Сильно различаются и размеры земельных участков фермерских
хозяйств. Так, если в среднем по России большая часть хозяйств занимала от
6 до 20 га и от 20 до 50 га, то в восточных частях основных природных зон
выше доля хозяйств размером до 200 га и более.
В ходе осуществления аграрной реформы происходит перераспределение сельскохозяйственных угодий между отдельными категориями хозяйств. Так, по сравнению с началом 90-х годов на 20% сократилась площадь сельхозугодий в сельскохозяйственных предприятиях и значительно увеличилась в хозяйствах населения и в фермерских хозяйствах.
По сравнению с 1990 годом выросло количество садово-огородных участков.
Площадь в среднем на семью составляет 8,2 соток, общая площадь этих земель
увеличилась к 1999 году более, чем вдвое, составив 2 млн. га. Таким
образом, общая площадь земель в хозяйствах населения (без фермерских
хозяйств) составляет около 8 млн. га.
В центральных и южных районах лесной зоны процесс перераспределения земель происходил в пользу хозяйств новых формирований, а также увеличения земель в пользовании населения. Так, в Московской, Тульской, Рязанской и других областях доля земель населения составляет от 9 до 15%. Земли, отведенные под фермерские хозяйства, не превышают 3 5% общей площади сельскохозяйственных земель, при этом размеры хозяйств невелики от 10 до 25 га.
В лесостепной зоне около 50% сельскохозяйственных земель остались в собственности колхозов и совхозов. Доля земель в пользовании населения составляет 5-10%, на фермерские хозяйства приходится не более 5-7% земельных угодий. Размеры фермерских хозяйств относительно выше до 40 и более га. В степных районах Поволжья и Северного Кавказа большая часть земель сосредоточена у землепользователей новых форм собственности. Наряду с этим здесь отмечен самый высокий удельный вес фермерских хозяйств, отличающихся большими размерами участков (в отдельных районах Поволжья они превышают 100 га). При этом, доля земель в хозяйствах населения заметно ниже, что связано с тем, что часть личных хозяйств преобразована в семейные фермы. В земледельчески освоенных районах Сибири и Дальнего Востока распределение земель между крупными землепользователями сельскохозяйственных предприятий довольно равномерно и относительно высока доля земель у фермеров, где размеры участков достигают 80-120 га.
Согласно статистическим данным, земельные участки в 1998 г. имели 28,9%
городских и 98,8% сельских семей, средние площади которых составляли
соответственно 9 и 52 сотки. В сельской местности каждые 100 семей
содержали в среднем по 125 голов крупного рогатого скота, свиней - 197
голов, птицы - 2638. Сельские семьи почти все свои потребности в
продовольствии обеспечивали за счет собственного подсобного хозяйства, а
городские - почти полностью обеспечили себя картофелем и на 45-50% -
овощами, фруктами и ягодами, а также на 15-20% - мясом и мясопродуктами и
10-12% - молоком и молокопродуктами, которые получали в личных подсобных
хозяйствах или от родственников и знакомых, проживающих в сельской
местности.
3. Типы хозяйств населения.
Следовательно, на современном этапе роль хозяйств населения в формировании продовольственного рынка в стране значительно повышается, ввиду общего снижения производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях.
Можно выделить три основных типа хозяйств населения:
I потребительский тип, объемы производства в которых определяются потребностями семьи;
II потребительско-товарный тип, ориентированный на производство продукции не только для самообеспечения, но и на реализацию части продукции;
III преимущественно-товарный тип хозяйства, объемы производства которого определяет спрос на потребительском рынке.
Исходя из анализа динамики производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения следует ожидать постепенного перехода их от потребительского типа к мелкотоварному и дальнейшей возможной их трансформации в семейные фермы и другие виды фермерской деятельности. В хозяйствах населения производится преимущественно экологически чистая продукция, повышение доли которой одно из важнейших направлений развития сельского хозяйства.
Основной целью своей деятельности 36% опрошенных считают обеспечение
личных потребностей, 54% производство продукции на продажу; около 13% -
создание высокотоварного ХН, 2% преобразование ХН в фермерское хозяйство.
Таким образом, свыше половины владельцев подсобных хозяйств желают иметь
товарное хозяйство.
Большая часть опрошенных отметила, что их хозяйства полностью
обеспечивают потребности семьи во всех видах производимой продукции.
Например, мясом полностью обеспечивают свои потребности 64% семей, ведущих
ХН; полностью обеспечивают свои потребности и производят мясо на продажу
24% семей.
Продукцию исключительно для удовлетворения собственных потребностей и
потребностей городских родственников производят 56% обследованных хозяйств,
35% осуществляют продажи произведенной продукции в незначительном объеме и
только 9% продают половину и более объема производимой продукции.
Основным каналом сбыта овощей, картофеля, фруктов, молока ХН является продовольственный рынок (местный, в районном или областном центре) - 58-80% респондентов реализовывали здесь продукцию. Для сбыта мяса КРС и свиней важным каналом являются мелкооптовые посредники (перекупщики), которые скупали 49-63% мясной продукции у населения. Кроме того, этим посредникам сбывали картофель 16% опрошенных, овощи - 4% и фрукты - 3%. Наиболее активно закупаются перекупщиками высоколиквидные продовольственные товары: картофель, лук, чеснок, орехи, чернослив, живой скот, молокопродукты.
Очевидно, что традиционные заготовители (мясоперерабатывающие предприятия, организации потребительской кооперации) потеснены на рынке мелкооптовыми посредниками. Существование последних на рынке обусловлено следующими причинами:
- отсутствием выбора каналов сбыта сельхозпродукции на селе;
- желанием владельцев ХН избежать экономического риска при реализации продукции самостоятельно на продовольственном рынке;
- не все крестьяне имеют возможность транспортировки своей продукции на рынки крупных городов.
Также крестьяне реализуют свою продукцию, как говорится, со двора - на
обочине дорог или соседям. Таким образом зарабатывают свою трудовую копейку
19% торговцев овощами, 12% торговцев картофелем, 10% торговцев фруктами.
4. Материально-техническая и финансовая базы ХН.
Материально-техническая база сельского хозяйства ухудшилась в последние годы из-за снижения поступления сельскохозяйственной техники. Это связано со сложившимся диспаритетом цен в АПК России. С начала 90-х гг. темпы роста цен на сельскохозяйственную технику и другие средства производства для сельского хозяйства были в 5,5 раз выше, чем темпы роста цен на сельскохозяйственную продукцию. В настоящее время на 1000 га пашни приходится в среднем 10 тракторов и 6 зерноуборочных комбайнов, что ниже показателей начала 90-х гг.
Капитальные вложения на мелиоративное строительство также сократились.
На начало 1999 года введено в эксплуатацию 1,8 тыс. га орошаемых земель
(против 105 тыс. га в 1990 году), 1,4 тыс. га осушенных земель (против 162
тыс. га в 1990 году). Более чем в 10 раз уменьшились площади земель, на
которых проводятся культурно-технические мероприятия.
Поставки пестицидов по сравнению с серединой 80-х гг. снизились на 80
%, а площади сельскохозяйственных угодий, обрабатываемых ими снизились на
53%. Снижение объемов применения удобрений и пестицидов не привело к
ослаблению влияния средств химизации на окружающую среду, так как причины
загрязнения ими поверхностных и грунтовых вод сохранились: нарушения правил
хранения, транспортировки и их применения. По данным Минприроды России,
около 30% вносимых удобрений и пестицидов поступают в водные объекты. В
отдельных регионах (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ и др.)
почвы сильно загрязнены остатками пестицидов. Особенно высокое содержание
пестицидов наблюдается в почвах под плодоовощными и садовыми культурами
(более 50% обследованной площади) и под пропашными техническими культурами
(более 20%). Однако ухудшение фитосанитарного состояния
сельскохозяйственных посевов в России за последние годы проявилось в
увеличении численности вредителей и сорняков, и в значительном снижении
урожайности основных продовольственных культур.
Важнейшей задачей государственной политики в ближайшие годы должно
стать создание системы заготовки и реализации сельскохозяйственной
продукции и переход от стихийных рынков, к формированию внутреннего
продовольственного рынка, преимущественно отечественных производителей.
Проблему отечественного производства продовольствия необходимо решать в
комплексе с экономическими и социальными проблемами, так как невозможность
самообеспечения продовольствием представляет угрозу национальной
безопасности страны.